Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Психология и социальная педагогика (Детская психология)
Филиал в г. Ташкенте
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: 13.12.2024

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании (аттестат) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства): Выпускник сможет работать педагогом-психологом в учреждениях дошкольного, среднего (полного) общего образования, центрах психолого-педагогической коррекции, центрах раннего развития, в районных домах детского творчества.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению педагогической деятельности в дошкольном образовании и деятельности по психолого-педагогическому сопровождению.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: Образовательные учреждения, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центры раннего развития детей Санкт-Петербурга. 3. Конкурентные преимущества программы: а. Преимущества обучения: Уникальность программы состоит в том, что обучение осуществляется психологами-практиками, научными работниками высокой квалификации, имеющими практику и стажировку в Европейских университетах и университетах США (доктор психологических наук, профессор Ситников В.Л., доктор биологических наук, профессор Николаева Е.И.), разрабатывающие инновационные методики и методы психологического исследования детей, обладающие практикой психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, психологическим консультированием, ведением работы по психологическому сопровождению детей в системе образования. В течении многих лет преподавателями выполняются научные фундаментальные и прикладные разработки в структуре конкурсного отбора по заказу министерства образования и науки РФ . В процессе бучения студенты овладевают уникальными технологиями работы с детьми и классическими методами воспитания и образования детей, а также освоениивают лучшие традиции отечественной и зарубежной системы психолого-педагогической практики. В процессе обучения студенты имеют возможность участвовать в работе "Психологического кружка" по актуальным психологическим проблемам, а также в организации и проведении телемостов с преподавателями и студентами зарубежных и отечественных университетов по актуальным проблемам психологии, организуемых доктором биологических наук, профессором Николаевой Е.И.. Студенты могут участвовать в научных конференциях кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, а также общеуниверситетских конференциях , конкурсах и молодежных форумах. Кафедра оказывает активную помощь своим выпускникам в трудоустройстве. Выпускники могут продолжать обучение в магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена и других вузов и научно-исследовательских институтов. b. Кадровый состав: Обучение осуществляют опытные психологи-практики, известные в России и за рубежом научные работники - Николаева Е.И. доктор биологических наук, профессор, Ситников В.Л.,. доктор психологических наук, профессор, Мельникова И.Е. доктор биологических наук, профессор и др. c. Материально-техническое оснащение: медиакласс, компьютерные классы, тренинговый зал, лаборатория психофизиологической диагностики, учебные видеофильмы, компьютерные программы. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в г.Санкт-Петербурге; Учреждения высшего профессионального образования (Московский педагогический государственный университет, Санкт-петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы и др.); - Центры кризисной помощи населению; - Социальные центры помощи семье и детям; - Районные научно-методические центры.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Психологическое консультирование"

    В содержании дисциплин модуля раскрываются основные принципы, сущность, задачи, этапы консультирования как основного вида деятельности детского психолога. Большое место в изучении модуля отводится освоению базовых навыков консультанта – навыкам эффективной коммуникации, техникам ведения помогающего диалога, техникам обратной связи. Раскрываются типичные «ловушки» консультирования. Особое внимание уделяется основным психологическим проблемам субъектов психолого-педагогического сопровождения, возможностям их разрешения в условиях консультирования. Также раскрываются специфические технологии кризисного консультирования.

  • Модуль "Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися"
  • Модуль "Дополнительное образование"

    Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.

    Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Психологическая профилактика в системе образования"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Медико-биологический"
  • Модуль "Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности"

    Модуль направлен на формирование базовой основы профессиональной педагогической компетентности и включает дисциплины: общая и экспериментальная психология, социальная психология, психология развития, клиническая психология детей и подростков, дефектология, теории обучения и воспитания, история педагогики и образования, поликультурное образование, социальная педагогика. Содержание дисциплин обеспечивает широкую научную компетентность студента, умение работать с различными информационными источниками, использовать материал различных научных областей в решении широкого круга профессиональных задач. Много внимания уделяется формированию практических умений и навыков студентов через значительный диапазон практико-ориентированных заданий, групповых дискуссий. Особый акцент делается на овладение студентами научно-понятийным аппаратом и установлению междисциплинарных взаимосвязей.

  • Модуль "Методология и методы психолого-педагогической деятельности"

    Модуль предназначен для расширения и углубления знаний студентов о методах исследовательской деятельности, овладения навыками исследовательской работы, формирования умений организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. Большое место в изучении модуля занимает ориентировка студентов в методах диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. Содержание лабораторных занятий призвано усовершенствовать знания студентов об основных возможностях психодиагностических средств и их ограничениях, особенностях интерпретации результатов. Часть лабораторных занятий проходит на базе школ, что позволяет практически овладевать изучаемыми психолого-педагогическими методами. Особое место в модуле занимает изучение социально-психологических закономерностей и механизмов психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Содержание практических занятий призвано усовершенствовать знания студентов о профилактике деструктивных форм педагогического взаимодействия и его оптимизации. Часть занятий также проводится на базе школ, что позволяет формировать практические умения по организации межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в различных видах деятельности в соответствии с этическими требованиями профессионального психолого-педагогического общения.

  • Модуль "Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения в образовании"
  • Модуль "Психологическая диагностика детей и обучающихся"
  • Модуль "Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса"

    В ходе изучения модуля студенты познакомятся с основами просветительской работы специалиста с педагогами и родителями. Получат знания о специфике организации и проведения просветительских мероприятий в образовательных учреждения. Научатся планировать просветительскую работу с использованием очных и дистанционных средств. Познакомятся со спецификой использования информационно-просветительских материалов для решения психологических проблем детей. Получат опыт создания каталогов различных просветительских средств, информационно-просветительских материалов с использованием печатных и Интернет ресурсов.

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Новейшая история Узбекистана
  • Иностранный язык / Foreign Language

    Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с практическим освоением иностранного языка в контексте диалога культур. Дисциплина направлена на овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности. Осуществляется обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму).

    Зарубежное регионоведение

    Содержание дисциплины предполагает прохождение фонетики, основ грамматики, значительного лексического объема и приобретение навыков и компетенций, соответствующих профессиональному уровню знания языка С1. Программа предполагает использование аутентичных аудио и видеоматериалов, интернет ресурсов. Изучаемые языки: финский, датский, норвежский, шведский.

    Политология 030200

    В содержании дисциплины освещаются проблемы, связанные с политическим устройством государств в различные периоды истории (античный Рим, средневековая Европа, современные страны). Уделяется внимание структуре общества и отношениям между людьми. Рассматриваются политические институты и их функционирование.

    Социология 040100

    В содержании дисциплины освещаются проблемы, связанные с политическим устройством государств в различные периоды истории (античный Рим, средневековая Европа, современные страны). Уделяется внимание структуре общества и отношениям между людьми. Рассматриваются политические институты и их функционирование.

    030600 История»; «050100 Педагогическое образование» (профиль: Историческое образование)

    Дисциплина обеспечивает выработку практических знаний, навыков и умений владения иностранным языком, а именно овладение основными видами речевой деятельности – чтением, аудированием, письмом и говорением. Обеспечивает детализированное изучение всех сторон языка – лексической, грамматической, функционально-стилевой. Формирует навыки профессионально-ориентированной коммуникации. Способствует развитию языковой личности, способной осуществлять эффективное межкультурное общение.

    Дагестанский филиал:

    Содержание программы отражает современные тенденции в обучении иностранному языку в повседневном общении и в профессиональной сфере, к которым относятся: коммуникативный подход к обучению иностранному языку; интернационализация образования, как ведущая характеристика образования в целом с целью приобщения учащихся к мировым стандартам обучения; обучение иностранному языку в контексте диалога культур с целью развития критического и глубокого мышления, толерантности, самоуважения и уважения других национальных культур.

    Выборгский филиал:

    Учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ООП и носит профессионально-ориентированный характер. Дисциплина представляет собой курс по овладению студентами коммуникативной компетенцией, которая позволит пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразовательных и других целей. Особое внимание уделяется расширению кругозора студентов, повышению их общей культуры и образования, а также культуры мышления и повседневного и профессионального общения, воспитанию терпимости и уважения к духовным ценностям других стран и народов. Изучение дисциплины призвано обеспечить повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию, развитие когнитивных и исследовательских умений. В основе программы лежит принцип коммуникативной направленности, предполагающий преобладание проблемно-речевых и творческих упражнений, использование аутентичных ситуаций общения, развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению в различных ситуациях.

  • Основы правового регулирования дошкольного образования в Республике Узбекистан
  • Делопроизводство на узбекском языке