Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Теория и методика преподавания русского языка как иностранного и межкультурная коммуникация
Филиал в г. Ташкенте
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: 19.02.2025

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Область и /или сфера профессиональной деятельности выпускника: 01 Образование и наука (в сфере основного общего, среднего общего образования) лингвистическое образование, межъязыковое общение, межкультурная коммуникация, теоретическая и прикладная лингвистика и новые информационные технологии. Типы задач профессиональной деятельности выпускника: - педагогический - научно-исследовательский Возможные места трудоустройства: учреждения общего среднего, среднего профессионального, высшего профессионального образования, учреждения дополнительного образования, культурно-просветительские центры.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавра (научно-исследовательской, педагогической).

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: в группах обучающихся по дополнительным образовательным программам (уровень А1) и в группах 1 курса бакалавриата факультета русского языка как иностранного РГПУ им. А.И. Герцена 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: Основная образовательная программа реализуется с помощью современных обучающих технологий интерактивного характера: имитационных игр, метода анализа кейсов, ролевых игр, тренингов и экспериментальных упражнений, тестов и др., что позволяет эффективно реализовывать компетентностный подход к обучению. В институте русского языка как иностранного, реализующем ООП, создана уникальная интернациональная среда. Здесь обучаются граждане из разных стран мира: Германии, США, Китая, Южной Кореи, Вьетнама, Великобритании, Австрии, Финляндии, Швеции, Турции и др., что в значительной степени на практике способствует успешному формированию общекультурных компетенций. Обучающиеся имеют возможность осуществлять свои научные исследования в рамках научного направления выпускающей кафедры русского языка как иностранного "Формирование билингвальной личности в искусственной и естественной языковой среде" (научный руководитель направления - доктор филологических наук, профессор Аркадьева Т.Г.). Учитываются особенности контингента обучающихся, которые получают образование не на родном, а на иностранном (русском) языке и находятся вдали от родной среды. Обучающиеся находятся в постоянном контакте с преподавателями, имея возможность заранее получать материалы к занятиям, консультационную помощь. Большое внимание уделяется внеаудиторной работе. Преподаватели факультета организуют учебные и просветительские экскурсии как по достопримечательностям Санкт-Петербурга, так и выездные (Псков, Великий Новгород, Пушкинские Горы и др.). Основательная подготовка в области современных научных исследований в дальнейшем позволит им обучаться в магистратуре, в том числе в институте русского языка как иностранного и филологическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена. b. Кадровый состав: Реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Лингвистика» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее направлению, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью в рамках научного направления «Формирование билингвальной личности в искусственной и естественной языковой среде». Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет более 60%. c. Материально-техническое оснащение: Институт русского языка как иностранного располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом. На факультете 12 аудиторий, оборудованных мультимедийной техникой. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Обучающиеся имеют возможность принимать участие в международных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах), проводимых Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ, которая является давним партнером факультета русского языка как иностранного, а также в рамках проведения ежегодной международной студенческой научно-практической конференции «Международная коммуникация в науке культуре и образовании» осуществляется взаимодействие с сетевым партнером РГПУ им. А.И. Герцена Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева

Содержание ОПОП

  • Модуль "Историко-философский"

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.

  • Модуль "Литературоведческий"
  • Модуль "Межкультурная коммуникация"

    Институт иностранных языков

    Направление «44.03.01 Педагогическое образование», профиль: «Образование в области иностранного языка»

    Направление 45.03.02 Лингвистика, профиль « Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

    Содержание модуля

    Данный модуль направлен на формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для коммуникации в поликультурной среде в различных сферах профессиональной деятельности.

    Содержание модуля нацелено на изучение теории и практики вербальной и невербальной коммуникации, иноязычного описания русской культуры, этических и нравственных норм поведения, принятых в инокультурном социуме; на преодоление влияния стереотипов и этноцентризма для осуществления эффективного межкультурного диалога на разных уровнях. Особое внимание уделяется таким видам межкультурной коммуникации как письменный перевод, устный перевод и «внутренний перевод» и их роли в

    глобальном диалоге культур. Технологии межкультурного общения отрабатываются в процессе моделирования различных ситуаций межкультурного взаимодействия, устного и письменного перевода.

  • Модуль "Методико-педагогический"

    Данный модуль содержит дисциплины, обеспечивающие в первую очередь профессиональные компетенции, связанные со способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами. В процессе освоения дисциплин модуля обучающиеся знакомятся с основами психологии и педагогики, а также с основами методики обучения физике на разных уровнях образования. Модуль также включает вариативные дисциплины «Введение в педагогическую профессию» и «История физического образования», знакомящие обучающихся с историческими аспектами развития физического образования в нашей стране и за рубежом.

  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Общепрофессиональный"
    Модуль включает дисциплины, которые систематизируют теоретические знания обучающихся о современных концепциях и технологиях профессионального обучения и технологического образования, что является основанием их практического использования для проектирования и реализации основных и дополнительных образовательных программ по робототехнике, предпринимательству, дизайну. Практическую направленность подготовке придают элективные курсы, позволяющие продуктивно решать конкретные профессионально-педагогические задачи, познакомиться с организацией технологического образования одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями, а также производственная (педагогическая) и производственная (преддипломная) практики.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Речевая деятельность общества"

    Институт иностранных языков

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

    Модуль «Речевая деятельность общества» включает следующие дисциплины:

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Основы речевой деятельности

    · Практический курс первого иностранного языка

    · Практический курс второго иностранного языка

    Целью дисциплин, входящих в модуль, является овладение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей, овладение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме,готовность использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации, овладение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия), овладениеосновными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста, способностьсвободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации и учитывая особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения, преодоление влияния стереотипов и осуществление межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общенияв устной и письменной коммуникации.

    Основные темы: Система гласных и согласных звуков. Правила чтения. Правила акцентуации. Интонация. Явления сцепления и связывания. Фонетические исключения. Правила фонетической транскрипции.

    Существительное. Прилагательное. Артикль. Местоимения. Глагол. Время, наклонение и залог. Безличные формы глагола. Синтаксис простого и сложного предложения. Союзы. Косвенная речь.

    Клише устной речи в ситуациях знакомства, выражение различных пожеланий. Этикет.Семья. Возрасты и этапы жизни.Внешность.Характер. Эмоции. Жилье. Интерьер. Календарь. Время. Погода. Времена года. Климат. Повседневные занятия. Город. Транспорт. Профессиональная деятельность. Торговля и магазины. Сфера услуг. Кухня и еда. Путешествия. Досуг. Кино. Театр. Музеи. Спорт. Здоровье и система здравоохранения. Средства коммуникации. СМИ. Реклама. Финансы. Экономика. Политическая система России и Франции. Система образования в России и Франции.

    Правила орфографии и пунктуации. Частная переписка. Резюме на соискание должности. Мотивационное письмо. Критический отзыв. Синтаксические и логические артикуляторы. Сочинение-описание. Изложение-рассуждение. Сочинение-рассуждение. Изложение-синтез.

    Направление 45.03.02 Лингвистика

    профиль – Перевод и переводоведение

    «Речевая деятельность общества»

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Основы речевой деятельности

    · Практический курс первого иностранного языка

    · Практический курс второго иностранного языка

    Цель данного модуля – сформировать у обучающихся системное представление о речевой коммуникации, развить навыки профессионального владения иностранными языками с учетом этических и социолингвистических аспектов общения. Своим предметным содержанием, организацией учебной деятельности на аудиторных занятиях, а также с помощью разнообразных заданий, направляющих самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся, данный модуль способствует подготовке специалистов, обладающих рядом необходимых профессиональных компетенций. Материалом для данного модуля служат оригинальные тексты как на бумажных, так и на электронных носителях, а также набор аутентичных видео- и аудиозаписей, отражающих современное состояние изучаемых языков.

    Основные темы:

    Семейные традиции. Домашние обязанности. Погода. Работа. Отдых. Торговля. Индивидуальный характер. Национальный характер. Окружающая среда. Правовые вопросы. Культура. Развлечения и тд.

  • Модуль "Теория языка"

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Перевод и переводоведение

    Модуль «Теория языка» включает дисциплины:

    1. Древние языки и культуры.

    2. История языка.

    3. Основы языкознания.

    4. Теоретическая фонетика.

    Краткое описание:

    Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и законами/тенденциями развития, с принципами классификации языков (генетическим, ареальным, структурно-типологическим). Особое место в модуле занимает изучение основ грамматики и лексики латинского языка в сопоставлении с языками индоевропейской семьи. Рассматриваются вопросы античной истории и культуры, искусства и мифологии. Изучение диахронических преобразований в системе изучаемого языка осуществляется в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика его фонетической, грамматической и лексической системы на различных этапах формирования. Все дисциплины модуля уделяют внимание проблемам фонетики и фонологии, но углубленное их изучение осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение лингвистической терминологией и методологией, сформировать представления о принципах системности и парадигмальности, историзма и антропоцентризма в подходе к языку.

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

    МОДУЛЬ «Теория языка»

    Модуль «Теория языка» включает дисциплины:

    1. Древние языки и культуры

    2. История языка.

    3. Основы языкознания.

    4. Теоретическая фонетика.

    Краткое описание:

    Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и происхождением, а также классификации языков и их структурной организации. Особое место в модуле занимает изучение грамматической системы латинского языка, его синтаксиса и лексики в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. Все дисциплины модуля освещают проблемы фонетики и фонологии, углубленное изучение которых осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, лингвистических умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение основной лингвистической терминологией, сформировать представления о системном строении языков и закономерностях их эволюции, связях языка и общества и культуры народа.

    Направление «44.03.01 Педагогическое образование»

    Профиль: Образование в области иностранного языка

    МОДУЛЬ «Теория языка»

    Модуль «Теория языка» включает дисциплины:

    1. Теоретическая фонетика.

    2. История языка.

    3. Введение в языкознание.

    4. Дисциплина по выбору 1 (Латинский язык)

    Краткое описание:

    Изучение дисциплин модуля направлено на формирование у обучающихся системы базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности. Дисциплины, формирующие данный модуль, раскрывают вопросы общего языкознания: строение языка и его системный характер, семиотическая природа языка, многообразие языков и их классификация, закономерности языковой эволюции. Важное место в модуле отводится изучению фонетической системы иностранного языка и общим вопросам фонологии. Формирование знаний о системной организации языка и его уровнях, а также навыков работы с лингвистическим материалом осуществляется в курсе латинского языка (Дисциплина по выбору 1), где обучающиеся осваивают грамматику, синтаксис и лексику латинского языка в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает описание фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. На овладение базовым категориальным аппаратом языкознания и его методами, формирование представлений о междисциплинарных связях лингвистики и современных направлениях ее развития направлены курсы «Введение в языкознание».

    В курсе «История лингвистических учений» проблемы общей теории языка рассматриваются через призму основных этапов и направлений развития лингвистики.

  • Модуль "Основы теории первого иностранного языка"

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Перевод и переводоведение

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Лексикология

    · Грамматика

    · Лингвистический анализ текста

    · Введение в теорию и практику лингвистического анализа

    В содержании модуля нашла отражение разработка проблем таких областей лингвистических знаний как лексикология, грамматика и лингвистика текста. Их изучение призвано содействовать становлению профессиональной компетенции бакалавра на основе овладения системой теоретических знаний и практических умений в области лингвистических исследований. Модуль направлен на изучение системных свойств словарного состава, грамматического строя и закономерностей функционирования языковых единиц в разных сферах иноязычной коммуникации. Особое внимание уделяется овладению базовыми методами анализа лексических и грамматических единиц, литературного текста, а также лингвостилистической терминологией. Освоение дисциплин модуля способствует формированию у обучающихся системы базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; дальнейшему развитию умений филологического анализа текстов на иностранных языках, что необходимо в профессиональной переводческой деятельности.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Языковедческий"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Новейшая история Узбекистана
  • Иностранный язык / Foreign Language

    Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с практическим освоением иностранного языка в контексте диалога культур. Дисциплина направлена на овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности. Осуществляется обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму).

    Зарубежное регионоведение

    Содержание дисциплины предполагает прохождение фонетики, основ грамматики, значительного лексического объема и приобретение навыков и компетенций, соответствующих профессиональному уровню знания языка С1. Программа предполагает использование аутентичных аудио и видеоматериалов, интернет ресурсов. Изучаемые языки: финский, датский, норвежский, шведский.

    Политология 030200

    В содержании дисциплины освещаются проблемы, связанные с политическим устройством государств в различные периоды истории (античный Рим, средневековая Европа, современные страны). Уделяется внимание структуре общества и отношениям между людьми. Рассматриваются политические институты и их функционирование.

    Социология 040100

    В содержании дисциплины освещаются проблемы, связанные с политическим устройством государств в различные периоды истории (античный Рим, средневековая Европа, современные страны). Уделяется внимание структуре общества и отношениям между людьми. Рассматриваются политические институты и их функционирование.

    030600 История»; «050100 Педагогическое образование» (профиль: Историческое образование)

    Дисциплина обеспечивает выработку практических знаний, навыков и умений владения иностранным языком, а именно овладение основными видами речевой деятельности – чтением, аудированием, письмом и говорением. Обеспечивает детализированное изучение всех сторон языка – лексической, грамматической, функционально-стилевой. Формирует навыки профессионально-ориентированной коммуникации. Способствует развитию языковой личности, способной осуществлять эффективное межкультурное общение.

    Дагестанский филиал:

    Содержание программы отражает современные тенденции в обучении иностранному языку в повседневном общении и в профессиональной сфере, к которым относятся: коммуникативный подход к обучению иностранному языку; интернационализация образования, как ведущая характеристика образования в целом с целью приобщения учащихся к мировым стандартам обучения; обучение иностранному языку в контексте диалога культур с целью развития критического и глубокого мышления, толерантности, самоуважения и уважения других национальных культур.

    Выборгский филиал:

    Учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ООП и носит профессионально-ориентированный характер. Дисциплина представляет собой курс по овладению студентами коммуникативной компетенцией, которая позволит пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразовательных и других целей. Особое внимание уделяется расширению кругозора студентов, повышению их общей культуры и образования, а также культуры мышления и повседневного и профессионального общения, воспитанию терпимости и уважения к духовным ценностям других стран и народов. Изучение дисциплины призвано обеспечить повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию, развитие когнитивных и исследовательских умений. В основе программы лежит принцип коммуникативной направленности, предполагающий преобладание проблемно-речевых и творческих упражнений, использование аутентичных ситуаций общения, развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению в различных ситуациях.

  • Делопроизводство на узбекском языке