Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Дошкольная дефектология
Институт дефектологического образования и реабилитации
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании (аттестат) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Бакалавр, прошедший обучение по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Дошкольная дефектология» подготовлен к педагогической, методической и научно-исследовательской деятельности в области дошкольной дефектологии. Он может работать в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования в образовательных учреждениях и других организациях, где такие программы реализуются. Выпускник может занимать должности учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, логопеда) и другие, соответствующие направлению подготовки. Кроме того, освоение этой программы позволяет продолжить обучение в магистратуре и получить академическую степень магистра Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Цель ОПОП

Развитие личностных качеств и формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной педагогической деятельности в области дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это означает, что бакалавр, подготовленный по этой программе способен организовать коррекционно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения, слуха, интеллектуального развития, речи, тяжелыми и множественными нарушениями развития с учётом особенностей их познавательной, эмоциональной и моторной сферы, индивидуальных и возрастных особенностей; использовать все возможности современной образовательной среды; он нацелен на непрерывное профессиональное самообразование и личностный рост. Выпускник владеет культурой мышления, устной и письменной речи; способен использовать навыки публичной речи, дискуссии и полемики. Он готов к работе в коллективе, взаимодействию с коллегами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе принципов уважения, диалога и сотрудничества. Бакалавр владеет передовыми средствами и методами работы с информацией, понимает её значение в современном обществе, осознаёт связанные с этим угрозы. Выпускник осознает социальную значимость своей будущей профессии, он мотивирован к профессиональной деятельности в области дошкольного образования и готов нести ответственность за результаты этой деятельности. Он способен реализовывать адаптированные основные общеобразовательные учебные программы в дошкольных образовательных учреждениях и других организациях, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, используя при этом современные образовательные методики и технологии, в том числе информационные. Выпускник бакалавриата способен грамотно планировать и реализовывать коррекционно- образовательный процесс и объективно оценивать его результаты, готов включаться во взаимодействие с воспитанниками, родителями, коллегами, социальными партнерами.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: детский сад № 97 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, детский сад №15 Выборгского района Санкт-Петербурга, детский сад №19 Центрального района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида Центрального района г. Санкт-Петербурга "Центр интегрированного воспитания" ; ГБДОУ детский сад № 60 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад № 27 компенсирующего вида Московского района г. Санкт-Петербурга "Надежда"; ГБДОУ детский сад "Кудесница" Петроградского района г. Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга; ГБДОУ № 115, ГБДОУ № 133, ГБДОУ № 36, ГБДОУ № 17, ГБОУ начальная школа-детский сад № 662 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: Студентам обеспечивается реальная возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных маршрутов. В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов. Сложившиеся прочные связи кафедр института дефектологического образования и реабилитологии с коррекционно-образовательными учреждениями города позволяют обеспечить систематическую производственную практику, предоставить базу для экспериментальной работы студентам с возможным дальнейшим трудоустройством. Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр позволяет удовлетворить широкий спектр научных интересов студентов. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к электронно-библиотечной системе из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, к библиотечному фонду, включающему отечественные и зарубежные журналы: Вопросы образования, Вопросы психологии, Воспитание школьников, Здоровье школьника, Педагогическое образование и наука, Преподаватель ХХI, Профильная школа, Психологическая наука и образование, Развитие личности, Дефектология, Логопедия сегодня, Логопед в детском саду, Школьный логопед, Коррекционная педагогика, Дети с проблемами в развитии, Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, В едином строю, Школьный вестник, Дошкольное воспитание, Наука и школа, The Volta Review, TALK, Psychological Rewiew, Journal of Humanistic Psychology, American Journal on Mental Retardation, Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, Fruefoerderung Interdisziplinaer”, Folia Phoniatrica, Journal of Communication Disorders, Journal of Speech and Hearning Disorders, Behavioral and Brain Sciences, Sondershule» и др. В процессе обучения студенты могут получить сертификаты участников ежегодной научной конференции «Студент-Исследователь-Учитель» и других конференций, проходящих на базе РГПУ им. А. И. Герцена и других университетов; сертификаты по дополнительным образовательным программам РГПУ им. А.И. Герцена Студенты разрабатывают проекты, участвуют в конкурсах на молодежных форумах («Моя инициатива в образовании»). Выпускники могут продолжить обучение в по программам магистратуры Института дефектологического образования и реабилитации, других факультетов и институтов РГПУ им. А.И. Герцена и других университетов. b. Кадровый состав: Реализация ООП «Образование детей с интеллектуальной недостаточностью» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплины. Абсолютное большинство преподавателей имеют ученые степени кандидата и доктора наук и звания доцента и профессора, систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных образовательных организаций (директора дошкольных и школьных коррекционно-образовательных учреждений города, ведущие ученые гуманитарных университетов города). c. Материально-техническое оснащение: Образовательный процесс обеспечивается автономным аудиторным фондом, оснащенным мультимедийным оборудованием; факультет имеет значительный ресурс компьютерной техники с возможностью доступа к сети "Internet" и электронным библиотечным ресурсам Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Кафедры активно сотрудничают с практическими учреждениями города и страны, с педагогическими ВУЗами, с Институтом коррекционной педагогики Российской Академии Образования, ведущими факультетами коррекционной педагогики России. Преподаватели кафедры работают в общественных организациях. Активная научна и методическая работа кафедры находит подтверждение в участии сотрудников кафедр в конференциях на разных научных площадках страны и региона. Институт систематически организует и проводит плановые конференции по фундаментальным проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. Партнерские отношения связывают кафедры с Информационно-методическими центрами районов Санкт-Петербурга.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Теория и практика образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития"
  • Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха"
  • Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Филологические основы дефектологического образования"

    Изучение дисциплины преследует цель формирования лингвистически компетентной языковой личности, способной дать теоретическое объяснение фактам современного русского языка, владеющей нормами литературного языка и навыками лингвистического анализа языковых единиц разных уровней. Она дает обобщенное описание системы современного русского языка, позволяет выработать представление об основных понятиях русистики, традициях ее изучения и новых тенденциях исследования. Задачи дисциплины: создать многомерное представление о языковых единицах (в структурном, семантическом и коммуникативном аспектах); раскрыть специфику функционирования единиц в речи и тексте, выработать навыки разбора. В основе дисциплины лежат следующие общие принципы: подчеркнутое коммуникативное описание языковой сферы, последовательное разграничение двух типов речевого общения – книжного и разговорного, а в них – диалогического и монологического, освещение языковых единиц как многомерного явления, учет фактора лексико-грамматической координации и нормативных аспектов языка.

  • Модуль "Медико-биологический"
  • Модуль "Клинические основы дефектологии"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Психологические основы дошкольной дефектологии"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Этика профессиональной деятельности педагога

    Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.