Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Социально-гуманитарный"
-
Модуль "Государственно-правовое обеспечение образовательного процесса"
В данной дисциплине особое внимание уделяется критериям научности конституционного права, объекту и предмету науки конституционного права, методологии конституционного права, особенностям предмета и методу конституционно-правового регулирования, формам (источникам) конституционного права России, системе конституционного права России, конституционной ответственности, историческим этапам развития конституционного права России. Рассматриваются Международные и европейские стандарты прав и свобод человека, правовое положение личности в РФ: история и современное состояние, полномочия Президента Российской Федерации по вопросам гражданства, ограничение прав и свобод человека, гарантии и виды гарантий статуса человека в конституционном праве Российской Федерации, современные теории демократии. Дается классификация прав и свобод человека и гражданина, соотношение российского законодательства о правах и свободах с международно-правовыми актами в области прав человека, российский федерализм: история, современное состояние, тенденции развития, законодательство о референдуме, классификация органов государственной власти в Российской Федерации.
-
Модуль "Основы уголовного процесса и криминалистической деятельности"
В содержании дисциплин cущность и основные понятия уголовного процесса. Его цели и задачи. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство», «правосудие». Уголовно-процессуальное право. Предмет, метод и система уголовно-процессуального права. Источники уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальное закон и его дейст-вие по лицам во времени и пространстве. Уголовно-процессуальные нормы. Значение ре-шений Конституционного суда РФ, постановлений Пленума Верховного суда РФ, норма-тивных актов министерств и ведомств РФ. Взаимосвязь уголовно-процессуального права с другими отраслями права.
Уголовный процесс как система действий и правоотношений. Уголовно-процессуальные правоотношения. Уголовно-процессуальные функции. Уголовное пре-следование, обвинение и защита. Уголовно-процессуальная форма. Стадии уголовного процесса и их характеристика. Уголовно-процессуальные гарантии.
Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина. Система курса “Уголовный процесс”
-
Модуль "Уголовно-правовой"
В содержании дисциплины исследуются основные понятия уголовного права; структура действующего уголовного законодательства; основные направления развития науки уголовного права; позиции судебно-следственной практики.
Дисциплина позволяет самостоятельно применять уголовный закон и положения теории уголовного права на практике; ориентироваться в действующем уголовном законодательстве; аргументировано и юридически грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; давать уголовно-правовой анализ конкретной жизненной ситуации.
Дисциплина направлена на овладение навыками самостоятельного применения уголовного закона и положениями теории уголовного права на практике; использования уголовно-правовых норм при квалификации преступлений; юридическим мышлением и научным мировоззрением, основанными на понимании места и роли права, в том числе уголовного, в жизни общества, обязательности соблюдения принципов законности и справедливости. Ювенальное право, Права несовереннолетних.
-
Модуль "Коммуникативно-цифровой"
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Психолого-педагогический"
Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
-
Модуль "Методический"
В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.
Структура модуля "Методический" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) "Биологическое образование":
- Введение в профессию
- Современные основы обучения
- Методика обучения и воспитания (биологическое образование)
- Образовательные технологии (биологическое образование)
- Решение профессиональных задач учителя
- Учебная практика (ознакомительная)
- Производственная практика (педагогическая)
- Производственная практика (стажерская)
- Учебная практика (предметно-содержательная)
Структура модуля "Методический" по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленнность (профиль) "Экология":
- Современные основы обучения экологии
- Экологическое образование детей
- Проектная деятельность в экологическом образовании школьников
- Информационные технологии в экологическом образовании
- Производственная практика (педагогическая)
Институт педагогики. Направление "Социальная работа"
В результате освоения дисциплин модуля обучающиеся получают представление об оценке и контроле качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, а также об эффективных социальных технологиях социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.
Краткое описание Методического модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Начальное образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
В состав модуля «Методический» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении начального образования. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, развитие компетенций, необходимых учителю начальных классов.
Дисциплина «Методика и технологии обучения в начальной школе» знакомит с закономерностями и принципами обучения младших школьников, наиболее значимыми системами развивающего обучения, основными теориями отбора содержания образования, методами обучения младших школьников, рассматривает формы организации обучения, требования к современному уроку в образовательном учреждении начального образования, вопросы диагностики образовательной деятельности учащихся, современные технологии начального образования, возможности и способы их использования в работе с младшими школьниками.
Содержание дисциплины «Методика и технологии воспитания в начальной школе» знакомит с принципами и закономерностями воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования, с функционалом учителя образовательного учреждения начального образования как классного руководителя, с различными методами, формами и технологиями воспитательной деятельности, с особенностями проведения диагностики воспитательных результатов в образовательном учреждении начального образования, позволяет обучающимся приобрести конкретные методические знания и умения, связанные с организацией процесса воспитания младших школьников.
Дисциплина «Педагогическое сопровождение в начальном образовании» раскрывает сущность педагогического сопровождения, его задачи и принципы, этапы деятельности педагога, ее особенности в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в учении, взаимодействии со сверстниками, адаптации к школьному обучению, в работе с детьми, имеющими особые потребности и включенными в систему инклюзивного образования.
Дисциплина «Решение профессиональных задач» направлена на развитие готовности обучающихся использовать имеющиеся педагогические, психологические и методические знания при решении задач и проблем, возникающих в работе учителя образовательного учреждения начального образования.
В рамках модуля рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
Курсовая работа может быть по одной из указанных дисциплин.
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Учебная практика (предметно-содержательная) позволяет усовершенствовать умения наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, сформировать умения осуществлять психолого-педагогический анализ учебного и внеучебного занятий, получить опыт подготовки и проведения внеучебного занятия с младшими школьниками – смоделировать элементы профессиональной деятельности педагога начальных классов. В процессе практики обучающиеся имеют возможность осознать особенности реализации обучающей и воспитательной функций учителя, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет
Производственная практика (стажерская)
Производственная практика (стажерская) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на формирование у обучающихся целостного представления о специфике организации образовательного процесса в современной образовательном учреждении начального образования, на обогащение и совершенствование педагогических знаний и умений, необходимых для практической деятельности, овладение умениями анализировать, проектировать и осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении начального образования
Практика направлена на овладение обучающимися методов, приемов и средств проведения уроков, внеурочной и воспитательной деятельности. В ходе практики обучающиеся учатся применять умения самостоятельной работы с детским коллективом, овладение содержанием и формами и методами оздоровительной и воспитательной работы. Данная практика представляет собой включение обучающегося как действующего учителя в образовательный процесс образовательного учреждения начального образования.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.
-
Модуль "Учебнo-исследовательский"
-
Модуль "Предметно-содержательный"
В ходе освоения модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для формирования способности у обучающихся учитывать в будущей профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в социальной работе, а также специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в современном мире, особенности этнокультурного развития общества и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.
Структура модуля "Предметно-содержательный" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Биологическое образование":
- Анатомия и морфология растений
- Зоология беспозвоночных
- Зоология прозвоночных
- Введение в биологию
- Анатомия и морфология человека
- Систематика растений
- Микробиология с основами вирусологии
- Генетика
- Терия эволюции
- Прикладная зоология
- Орнитология
- Молекулярная биология
- Биотехнология
- Ядро эукариот
- Траскрипция
- Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткое описание Предметно-содержательного модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
В содержание модуля «Предметно-содержательный» включены дисциплины «Современный русский литературный язык», «Русская литература и культура». Содержание данных дисциплин раскрывает теоретические и практические основы филологических наук. Структура и логика изучения указанных дисциплин модуля «Предметно-содержательный» обеспечивает постепенное овладение обучающимися знаниями по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису русского языка; русской литературе и культуре.
Данные знания являются основой для понимания обучающимися закономерностей развития русского языка в диахроническом и синхроническом аспектах, а также для осмысления истории русской литературы в контексте русской культуры.
Цель модуля: Изучение дисциплин и практик данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Общепрофессиональных:
ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);
ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Профессиональных:
ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;
ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;
ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;
ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Структура модуля: Место модуля «Предметно-содержательный» в образовательной программе определяется в соответствии с учебным планом.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Учебная практика (предметно-содержательная) закрепляет и углубляет теоретическую подготовку обучающихся по современному русскому языку с учетом изменения коммуникативно-прагматической ситуации и действия динамических процессов.
Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Общепрофессиональных:
ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Профессиональных:
ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;
ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;
ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.
-
Модуль "Международное образовательное право"
В содержании дисциплины раскрываются понятие, особенности и система международного образовательного права. Изучаются источники и принципы международного права, а также субъекты международного права. Рассматриваются виды территорий в международном праве и определяется содержание понятия «население». Серьезное внимание уделяется ответственности в международном праве. Последовательно характеризуются различные отрасли международного права: право международных договоров, дипломатическое и консульское право, международное право прав человека, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, право международных организаций и конференций, международное экономическое право, международное экологическое право, право международной безопасности, право вооруженных конфликтов. Подробно освещается мирное урегулирование международных споров. Отдельное внимание уделяется международному правосудию и международному образовательному праву.
-
Модуль "Гражданско-правовой"
В содержании дисциплины раскрываются: понятие гражданского права, источники гражданского права, гражданские правоотношения и основания их возникновения. Освещаются сделки, представительство и доверенность, осуществление и защита гражданских прав, сроки осуществления и защиты гражданских прав, объекты гражданских прав. Рассматриваются граждане (физические лица) как субъекты гражданского права, юридические лица и публично-правовые образования, право собственности и другие вещные права (общие положения), право частной и публичной собственности, право общей собственности, защита права собственности и других вещных прав.Особое внимание уделяется понятию, системе и основаниям возникновения обязательства, гражданско-правовому договору, исполнение обязательств, гражданско-правовой ответственности, обеспечению исполнения обязательств, изменению и прекращению обязательств. Освещаются: договор купли-продажи, договор мены, дарения, ренты, договоры о передаче имущества в пользование, договоры о выполнении работ, возмездное оказание услуг, транспортные обязательства, расчетные и кредитные обязательства, страхование, договоры поручения, комиссии, агентский договор, договор доверительного управления имуществом, хранение, договор коммерческой концессии, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Характеризует обязательства из односторонних действий, обязательства вследствие причинения вреда, обязательства вследствие неосновательного обогащения. Рассматриваются правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, авторское право, патентное право, право на иные объекты интеллектуальной собственности. Описываются общие положения о наследовании, наследование по завещанию и по закону, осуществление, оформление и охрана наследственных прав.
-
Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.