Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Онтолингвистика и языковое образование ребенка
Институт детства
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании (диплом) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера Магистерская программа позволяет повысить профессиональную компетентность учителей начальных классов, работников дошкольных образовательных учреждений, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования и руководителей методических объединений. Выпускники магистратуры могут продолжить свое образование в рамках аспирантуры.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению научно-исследовательской и педагогической деятельности в области развития речи и языкового образования детей.

Краткая характеристика

1. Язык 1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: дошкольные образовательные организации, учреждения начального общего образования, центры раннего развития детей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, волонтерская организация «Дети Петербурга». 3. Конкурентные преимущества ООП a. Преимущества обучения: Магистерская программа «Онтолингвистика и языковое образование ребенка» предполагает - анализ, систематизацию и обобщение результатов научных исследований в сфере речевого онтогенеза, касающегося освоения русского языка как первого и как второго, применение комплекса исследовательских методов (лонгитюдных наблюдений, экспериментов и т.д.) при решении конкретных научно-исследовательских задач; – проектирование, организацию, реализацию и оценку результатов научного исследования по проблемам освоения русского языка как первого и как второго ребенком с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий; – изучение возможностей, потребностей и достижений детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста в освоении русского языка как родного и как неродного, проектирование на основе полученных результатов индивидуальных образовательных маршрутов; диагностику, коррекцию и развитие речи монолингвов и билингвов раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе детей с проблемами в речевом развитии; – организацию процесса языкового образования и речевого развития детей с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей и уровню их владения русским языком. На регулярно проводящихся сотрудниками кафедры международных и всероссийских научных конференциях «Проблемы онтолингвистики» и «Языковое и литературное образование в современном обществе» магистранты выступают не только в качестве слушателей, но и в качестве докладчиков. b. Кадровый состав: Программу реализует кафедра языкового и литературного образования ребенка. Среди тех, кто реализует магистерскую программу: Цейтлин Стелла Наумовна, доктор филологических наук, почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена; Доброва Галина Радмировна, доктор филологических наук, профессор; Астафьева Ольга Васильевна, кандидат филологических наук, доцент; Елисеева Марина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой; Костюхина Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент; Щёголева Галина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент; Сомкова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. c. Материально-техническое оснащение: медиакласс, компьютерные классы, медиапроектор, тренинговый зал, учебная лаборатория с оборудованием, DVD-плеер, учебные видеофильмы, компьютерные программы; предполагается использование материалов Фонда данных детской речи, хранящихся в лаборатории детской речи, а также пополнение этого Фонда материалами, полученными в результате научно-исследовательской работы магистрантов. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Осуществляется сотрудничество с Институтом лингвистических исследований РАН и рядом зарубежных университетов (Берлин, Стокгольм и др.) Магистранты и выпускники магистратуры участвуют в международных проектах, исследуя речь русскоязычных и двуязычных детей с нормальным и отклоняющимся языковым развитием.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Теоретические основы изучения языка и речи"
  • Модуль "Освоение русского языка как первого и как второго"
  • Модуль "Развитие речи ребенка в пространстве детской литературы"
  • Модуль "Вариативность речевого развития детей"
  • Модуль "Речевая диагностика и методики языкового образования детей"
  • Модуль "Методология исследования и сопровождения детства"

    Модуль предназначен для расширения и углубления знаний студентов о теоретических обоснованиях изучения феномена детства с позиций различных подходов. Значимое место в изучении модуля занимают вопросы, связанные с научным подходом в психологических и педагогических исследованиях. Основная часть модуля сосредоточена на структурировании аспектов изучениях ребенка с точки зрения естественно-научного подхода. Особое внимание направлено на освоение и отработку студентами навыков экспериментальной работы, в частности обработки и интерпретации данных научного исследования.

  • Модуль "Социально-педагогическая поддержка взрослых"
  • Теория аргументации в исследовательской деятельности
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму