Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи
Институт дефектологического образования и реабилитации
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Профессиональная деятельность выпускников кафедры логопедии института дефектологичексого образования и реабилитации ФГБОУ ВО "РГПУ им. А. И. Герцена" может осуществляться в следующих организациях: - в дошкольных образовательных организациях: общеразвивающие группы, группы комбинированной и компенсирующей направленности (в должности воспитателя/учителя-логопеда); - в школьных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с различными видами дизонтогенеза (в должности учителя-логопеда/учителя начальных классов); - в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в должности учителя-логопеда/воспитателя/учителя начальных классов) - в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМС), в реабилитационных центрах, поликлиниках (в должности логопеда); - в психолого-медико-педагогических комиссиях (в должности учителя-логопеда); - в организациях для лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих экспериментальную и инновационную деятельность (в должности консультанта/методиста/аналитика).

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: - дошкольные и школьные образовательные организации для детей с нарушениями речи 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: в процессе обучения широко используются интерактивные технологии: коммуникационный тренинг; кейс-метод; "мозговой штурм"; деловые и ролевые игры; синквейн; работа в малых группах; технология развития критического мышления; лекции-диалоги; беседы-дискуссии; семинары-брифинги; мастер-классы и творческие мастерские ведущих российских ученых; технологии с использованием элементов нейролингвистического программирования. В ходе реализации ООП обучающиеся знакомятся с инновационными технологиями, используемыми в диагностике и коррекции речевых расстройств: логотерапевтический кабинет БОС (биологической обратной связи); программно-аппаратный комплекс ПАКПФ для диагностики психофизического состояния детей; технологии mimioteech. Обучающиеся имеют возможность участвовать в открытом всероссийском конкурсе на лучшую студенческую работу в ВУЗах Российской Федерации, публиковать результаты своей научно-исследовательской работы в университетском Вестнике СНО, в сборниках материалов научно-практических конференций различного ранга, в сборниках научно-методических трудов. Выпускники, освоившие ООП магистратуры, имеют возможность продолжать обучение в аспирантуре. b. Кадровый состав: вариативная часть Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования обеспечивается профессорско-преподавательским составом кафедры логопедии института дефектологического образования и реабилитации. Весь профессорско-преподавательский состав кафедры имеет ученые степени (доктора педагогических и медицинских наук, кандидат педагогических наук) и ученые звания (профессора, доцента). Есть сотрудники, награжденные за заслуги в области образования знаком "Почетный работник высшего педагогического образования Российской Федерации (профессор Лопатина Л.В.); медалью РГПУ им. А.И.Герцена "Знак почета" (доцент Липакова В.И.). Кафедрой логопедии создана Санкт-Петербургская научная логопедическая школа, внесенная в реестр научных школ при Комитете по науке и высшей школе г.Санкт-Петербурга (руководитель научной школы - доктор педагогических наук, профессор Л.В.Лопатина) c. Материально-техническое оснащение: Реализация ООП обеспечивается программно-методическими комплексами (кабинет биологической обратной связи, диагностический комплекс ПАКПФ); использованием интерактивных технологий (miimioteech), разнообразным мультимедийным оборудованием. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: в рамках разработки и реализации ООП осуществляется сотрудничество с другими факультетами коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов (г.Москва, Архангельск, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Екатеринбург, Тула, Новосибирск и др.); сотрудничество с дошкольными и школьными образовательными организациями для детей с нарушениями речи (в том числе при различных видах дизонтогенеза); ППМС-центрами, осуществляющими диагностическую и коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в специальном образовании"
  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Научно-исслeдовательский"
    Основное назначение модуля связано с формированием основ научно-исследовательской работы обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения современных методов социологических исследований применительно к научно-исследовательской деятельности. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков систематизации и классификации научных данных, а также организации и проведению прикладных социологических исследований для достижения должного уровня научной грамотности и подготовленности к полноценной социальной и профессиональной активности обучающихся.
  • Модуль "Проектирование и реализация адаптированных основных образовательных программ общего образования обучающихся с нарушениями речи"
  • Модуль"Инновационные технологии в диагностике и коррекциии речевых нарушений"
  • Модуль "Психолого-педагогическое сопровождение логопедической работы с нарушениями речи"
  • Модуль "Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи"
    Содержание дисциплины включает основные понятия медико-биологических и клинических основ логопедии - о предмете, задачах, методах и проблемах возрастной нейрофизиологии, структуре и функциях отдельных систем мозга, динамике развития нервной системы в онтогенезе, нейрофизиологических особенностях лиц с особыми образовательными потребностями разного возраста, развитии нейрофизиологических механизмов и анатомических структур, обеспечивающих речевую коммуникацию, об особенностях высшей нервной деятельности детей и подростков в норме и при дизонтогенезе, клинических проявлениях и методах диагностики нарушений в развитии для возможности в дальнейшем проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ их сопровождения
  • Модуль "Логопедия с историей"
    Содержание модуля включает основные понятия медико-биологических и клинических основ логопедии - о предмете, задачах, методах и проблемах возрастной нейрофизиологии, структуре и функциях отдельных систем мозга, динамике развития нервной системы в онтогенезе, нейрофизиологических особенностях лиц с особыми образовательными потребностями разного возраста, развитии нейрофизиологических механизмов и анатомических структур, обеспечивающих речевую коммуникацию, об особенностях высшей нервной деятельности детей и подростков в норме и при дизонтогенезе, клинических проявлениях и методах диагностики нарушений в развитии для возможности в дальнейшем проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ их сопровождения.
  • Модуль "Психолого-медико-педагогические проблемы образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями"
  • Модуль "Управление в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму
  • Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях