Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Технологии обучения в лингвистическом образовании
Институт иностранных языков
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А.И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники магистерской программы «Технологии обучения в лингвистическом образовании»: Педагогическая: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста. Научно-исследовательская: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий. Методическая: изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.

Цель ОПОП

Цель основной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Технологии обучения в лингвистическом образовании» - подготовка выпускника, который способен, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности в области технологий обучения в лингвистическом образовании.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: · ГБОУ гимназии № 23,148, 204, 306, 371, 534,539 · ГБОУ СОШ № 43, 52,72, 98, 111, 116,191,278,328,347,574, 652 · институт иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена 3. Конкурентные преимущества ОПОП a. Преимущества обучения: Данная магистерская программа разработана на основе современных положений теории и методики обучения иностранным языкам. Все модули программы отражают специфику обучения иностранному языку в различных условиях и позволют студентам овладеть инновационными методиками и технологиями обученя иностранным языкам, включая, информационно-коммуникационные технологии. Обучение по заявленной программе дает возможность: · Индивидуальная образовательная траектория обучающегося с учетом уровня владения иностранным языком; · Обучение: Современным технологиям обучения иностранным языкам, включая информационно-коммуникационные; Проектированию образовательного процесса для разных условий обучения Организационным формам взаимодействия в практике обучения иностранному языку на разных уровнях системы образования; Разработке учебных программ и пособий; Экспертизе учебно-методических комплексов, пособий; Созданию системы оценки результатов обучения; Экспериментальной проверке разработанных технологий обучения. Почему “Технологии обучения в лингвистическом образовании”? Идея технологизации обучения увлекает всех представителей педагогического сообщества и актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса. В научно-педагогической литературе представлены разнообразные технологии обучения и нам важно знать, какие из них можно эффективно реализовывать в лингвистическом образовании: какие позволяют индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс с учетом особенностей овладения иностранным языком, развивать речемыслительный потенциал обучающихся, их языковую способность, без которых невозможно достижение целевой установки – формирование иноязычной коммуникативной компетентности. Владение технологиями обучения позволит специалисту в области лингвистического образования сделать процесс обучения похожий на хорошо слаженный механизм. Чему меня научат? Студенты имеют возможность овладеть современными методами и технологиями обучения иностранным языкам, включая, информационно-коммуникационные; проектировать образовательный процесс для разных условий обучения, а также индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с учетом уровня владения иностранным языком; применять методические приемы, организационные формы и технологи в практике обучения иностранному языку на разных уровнях системы образования; разрабатывать учебные программы, осуществлять экспертизу учебно-методических комплексов, пособий; создавать систему оценки качества результатов обучения; осуществлять экспериментальную проверку разработанных технологий. Кем я буду работать? Выпускники магистерской программы успешно работают в качестве учителя/преподавателя в образовательных учреждениях любого уровня: школах, гимназиях, средне-специальных и высших учебных заведениях; в качестве педагога системы дополнительного образования, организатора и/или преподавателя курсов обучения иностранным языкам; методиста в системе среднего (полного), высшего и дополнительного образования. Аспекты подготовки Теория и методика обучения и воспитания Аспект нацелен на рассмотрение теоретических и практических вопросов обучения иностранным языкам. Особое внимание уделяется базовым категориям методики, анализу отечественного и зарубежного опыта в области иноязычного образования и возможности применения достижений методической науки в профессиональной педагогической деятельности. Обучающиеся овладевают способностью проектировать образовательный процесс, осуществлять экспертную оценку учебно-методических средств и технологий обучения. Иностранный язык в профессиональной коммуникации Содержание аспекта ориентировано на развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности для решения задач, связанных с организацией и осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной формах. Обучающиеся научатся работать с иноязычными профессиональными текстами, иноязычными базами данных, доступными в электронной информационно-образовательной среде, представлять результаты исследования на иностранном языке для участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации. Моделирование процесса языковой подготовки одаренных детей В рамках аспекта определяются понятия «языковая подготовка» и «одарённость», рассматриваются разноуровневые интеллектуальные соревнования по иностранным языкам, раскрываются вопросы организации методической подготовки учителей иностранных языков к обучению одаренных учащихся. Значительное внимание уделяется изучению типологии различных интеллектуальных соревнований по иностранным языкам, приводится их классификация. Управление в образовании Целью данного аспекта является развитие у обучающихся способности осуществлять управление педагогическими системами в сфере языкового образования на уровне целеполагания, содержания, технологии и контроля в различных типах образовательных учреждений. Обучающиеся овладеют стратегиями принятия управленческих решений в соответствии с системными характеристиками методических систем обучения иностранным языкам на основе критического анализа проблемных педагогических ситуации. Проектирование дистанционного обучения иностранным языкам Основной целью подготовки в рамках данного аспекта является развитие и совершенствование ИКТ-компетенции обучающихся для решения задач, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Обучающиеся научатся конструировать и проектировать учебный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий, адаптируя их к различным профессиональным ситуациям в процессе реализации целей обучения иностранному языку. Современные проблемы науки и образования Аспект подготовки направлен на формирование представления о достижениях и тенденциях современной отечественной и зарубежной науки, в целом, и методики обучения иностранным языкам, в частности; ориентирован на приобретение студентами опыта выявления, анализа и прогнозирования актуальных вопросов науки и образования с целью решения профессиональных задач b. Кадровый состав: Все преподаватели, ведущие занятия по данной магистерской программе, являются кандидатами педагогических и филологических наук, имеющие большой педагогический опыт, владеющие фундаментальными знаниями в предметной области и умеющие применять их для решения профессиональных задач. c. Материально-техническое оснащение: Учебная и исследовательская деятельность магистрантов осуществляется в мультимедийных аудиториях с интерактивной доской, компьютерных классах с доступом в Интернет, в научных библиотеках с доступом к электронным библиотечным системам, в центре веб-конференций РГПУ им. А.И. Герцена. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями, участие в проектах: Кафедра методики обучения иностранным языкам активно развивают связи с ведущими общеобразовательными учреждениями г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России. Преподаватели кафедры совместно с магистрантами регулярно участвуют в международных и российских образовательных проектах. В настоящее время кафедра методики обучения иностранным языкам активно сотрудничает с различными профессиональными ассоциациями и центрами: с образовательным центром «EFEnglishFirst» (ОЦ «ИФ Инглиш Фест СНГ»), АНО ДПО «ЭГО Транслейтинг Университет», с Немецким культурным центром им. Гете, центром испанского языка и культуры Adelante, образовательной компанией «Relod», Академией постдипломного педагогического образования и др. Будущая карьера: · Учитель/преподаватель в образовательных учреждениях разного уровня: В школах; В гимназиях; В средне-специальных и высших учебных заведениях; · Педагог системы дополнительного образования; · Организатор и/или преподаватель курсов обучения иностранным языкам; · Методист в системе среднего (полного), высшего и дополнительного образования;

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Предметно-содержательный"

    В ходе освоения модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для формирования способности у обучающихся учитывать в будущей профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в социальной работе, а также специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в современном мире, особенности этнокультурного развития общества и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

    Структура модуля "Предметно-содержательный" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Биологическое образование":

    1. Анатомия и морфология растений
    2. Зоология беспозвоночных
    3. Зоология прозвоночных
    4. Введение в биологию
    5. Анатомия и морфология человека
    6. Систематика растений
    7. Микробиология с основами вирусологии
    8. Генетика
    9. Терия эволюции
    10. Прикладная зоология
    11. Орнитология
    12. Молекулярная биология
    13. Биотехнология
    14. Ядро эукариот
    15. Траскрипция
    16. Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткое описание Предметно-содержательного модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    В содержание модуля «Предметно-содержательный» включены дисциплины «Современный русский литературный язык», «Русская литература и культура». Содержание данных дисциплин раскрывает теоретические и практические основы филологических наук. Структура и логика изучения указанных дисциплин модуля «Предметно-содержательный» обеспечивает постепенное овладение обучающимися знаниями по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису русского языка; русской литературе и культуре.

    Данные знания являются основой для понимания обучающимися закономерностей развития русского языка в диахроническом и синхроническом аспектах, а также для осмысления истории русской литературы в контексте русской культуры.

    Цель модуля: Изучение дисциплин и практик данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

    ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Структура модуля: Место модуля «Предметно-содержательный» в образовательной программе определяется в соответствии с учебным планом.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Учебная практика (предметно-содержательная) закрепляет и углубляет теоретическую подготовку обучающихся по современному русскому языку с учетом изменения коммуникативно-прагматической ситуации и действия динамических процессов.

    Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Модуль "Уровневая дифференциация языкового образования"

    Краткая характеристика модуля:

    Институт иностранных языков

    Модуль включает дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания», «Профессионально-направленное обучение иностранному языку», «Моделирование процесса языковой подготовки одаренных детей», целью которых является формирование и развитие у обучающихся способности использовать достижения методической науки, передовой отечественный и зарубежный опыт в области иноязычного образования в профессиональной педагогической деятельности учителя иностранного языка в образовательных учреждениях различных уровней системы образования. Магистранты овладевают способностью осуществлять экспертную оценку учебно-методических средств и технологий обучения, которые используют в процессе языкового образования различных групп обучающихся в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и с учётом особенностей реализуемой образовательной программы.
  • Модуль "Управление в образовании"

    Краткая характеристика модуля:

    Институт иностранных языков

    Модуль образован дисциплинами «Управление процессом обучения иностранным языкам и культурам», «Теория разработки учебных программ и пособий на иностранном языке», целью которых является развитие у обучающихся способности осуществлять управление педагогическими системами в сфере языкового образования на уровне целеполагания, содержания, технологии и контроля в различных типах образовательных учреждений. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться диагностировать и критически анализировать проблемные педагогические ситуации, имеющие место в процессе обучения иностранным языкам. Обучающиеся овладевают стратегиями принятия управленческих решений в соответствии с системными характеристиками методических систем обучения иностранным языкам, наряду с этим они приобретают опыт создания методических систем, удовлетворяющих языковые потребности современного российского общества, опыт управления методическими и языковыми проектами на всех этапах их жизненного цикла.

  • Модуль "Проектирование дистанционного обучения иностранным языкам"

    Краткая характеристика модуля:

    Институт иностранных языков

    Дисциплины модуля: «Компьютерная лингводидактика» и «Виртуальная образовательная языковая среда» ориентированы на развитие и совершенствование ИКТ-компетенции обучающихся для решения исследовательских задач, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Обучающиеся приобретают знания, развивают навыки и умения, необходимые для формулирования субъективного опыта в области конструирования и проектирования учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, адаптируя их к различным профессиональным ситуациям в процессе реализации целей обучения иностранному языку, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции и с достижением учащимися метапредметных и личностных результатов.

  • Модуль "Лингвистический"

    Краткая характеристика модуля:

    Магистерская программа "Технологии обучения в лингвистическом образовании";

    Магистерская программа "Иностранные языки в контексте современной культуры"

    Дисциплины модуля «Иностранный язык в различных сферах коммуникации»/ «Иностранный язык в повседневных ситуациях общения» и «Второй иностранный язык в профессиональном общении» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения исследовательских задач, связанных с иноязычной коммуникацией, организацией коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на иностранном языке. Обучающиеся развивают навыки адекватного восприятия и порождения когерентных монологических/диалогических текстов, с учетом регистровых характеристик ситуативного контекста, конвенций речевого общения в иноязычном социуме, параметров концептуальной/языковой картины мира для достижения коммуникативных целей в профессиональной деятельности.

    Магистерская программа "Современная лингвистика и межкультурная коммуникация"

    Дисциплины модуля ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения исследовательских задач, связанных с иноязычной коммуникацией, организацией коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на иностранном и русском языках. Обучающиеся развивают навыки адекватного восприятия и порождения когерентных монологических / диалогических текстов, с учетом регистровых характеристик ситуативного контекста, конвенций речевого общения в иноязычном социуме, параметров концептуальной / языковой картины мира для достижения коммуникативных целей в профессиональной деятельности.

  • Модуль "Образовательные технологии в профессиональной деятельности"

    Модуль «Образовательные технологии в профессиональной деятельности» ориентирован на развитие и совершенствование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов для решения профессиональных задач, связанных с использованием современных образовательных технологий в иноязычном образовании. Дисциплина «Современные технологии обучения иностранным языкам» раскрывает специфику применения интерактивных, личностно-ориентированных, проблемных, игровых, развивающих, информационно-коммуникационных и других технологий в процессе обучения иностранному языку. Дисциплина «Теория и практика обучения взрослых иностранным языкам» ориентирована на развитие и совершенствование компетенций магистрантов, необходимых для решения профессиональных задач, связанных с обучением взрослых иностранному языку, а именно, проектированием образовательной среды, выбором образовательных технологий с учетом андрагогических особенностей обучающихся. Дисциплина «Теория и практика раннего обучения иностранным языкам» нацелена на рассмотрение психолингвистических особенностей раннего овладения иностранным языком и проектирование на их основе методики обучения.

  • Модуль "Социологические аспекты образовательной, профессиональной и досуговой деятельности"

    Дисциплины модуля «Социологические аспекты образовательной, профессиональной и досуговой деятельности» ориентированы на развитие и совершенствование универсальных и общепрофессиональных компетенций для решения исследовательских задач, связанных с выявлением динамики развития профессии как социального института, социальной обусловленности образовательных процессов и характера социального института образования, трансформации процессов социализации в современном обществе, а также изучения специфики социальных практик в сфере туризма и самостоятельных путешествий.

  • Теория аргументации в исследовательской деятельности
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму