Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Цифровая образовательная среда и цифровые технологии
Институт информационных технологий и технологического образования
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Полученная подготовка позволяет выпускникам программы вести педагогическую деятельность в образовательных учреждениях разного уровня с широким использованием информационных технологий, а также занимать должности ответственных специалистов, направляющих развитие информационной образовательной среды учреждения, такие как заместитель директора школы по информационным технологиям, ответственный за дистанционные формы обучения; методист по информационным технологиям в ресурсных центрах вузов, центрах открытого образования, в фирмах по разработке электронных образовательных ресурсов, проектированию электронных образовательных сред различного целевого назначения. Выпускники программы могут принимать участие в деятельности научно-исследовательских коллективов при реализации научно-исследовательских проектов, посвященных формированию и развитию цифровой образовательной среды. Магистр по направлению подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование", магистерская программа "Цифровая образовательная среда и цифровые технологии" готовится к следующим видам профессиональной деятельности: - педагогическая; - проектная; - научно-исследовательская.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

Язык обучения: русский Руководитель программы: Носкова Татьяна Николаевна, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Ею опубликовано около 300 работ, из них 4 монографии на русском языке, 6 коллективных монографий на английском языке (США, Польша), статьи в зарубежных изданиях, индексируемых в базах Scopus и WoS. Преподаватели магистерской программы осуществляют научно-исследовательскую деятельность в области новых методик обучения в электронной среде, в том числе, принимая участие в зарубежных исследовательских проектах, создавая массовые онлайн курсы на английском языке. Конкурентные преимущества программы: В процессе обучения широко используются дистанционные образовательные технологии и методики электронного обучения, смешанного обучения, в которых отрабатываются компоненты передовых профессиональных компетенций выпускников программы. Сквозным в организации учебного процесса является проектный подход – каждый магистрант проектирует и создает оригинальную цифровую образовательную среду, в которой осуществляет экспериментальную работу со своими обучающимися. В процессе разработки электронных образовательных ресурсов среды магистранты осваивают различные способы обработки информации (векторной и растровой графики, динамической графики, видеоинформации). Магистранты приобретают умения управлять учебно-познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, проектировать педагогические сценарии внедрения мультимедийных технологий в культурно-образовательную среду (например, таких технологий как вебинар, виртуальный сетевой класс, подкастинг, виртуальные лаборатории, виртуальные туры и экскурсии). Формируют компетенции анализа и отбора эффективных современных цифровых инструментов для решения задач профессиональной деятельности, создания цифровых образовательных ресурсов и решения профессиональных задач средствами цифровой образовательной среды. Реализуют цифровые образовательные проекты, прогнозируют воспитательные влияния электронной образовательной среды в преодолении рисков и минимизации негативных факторов виртуального взаимодействия для детей и подростков. Используют социальные медиа для организации образовательных взаимодействий, решения профессиональных педагогических задач, включаются в сетевые сообщества по профессиональным интересам. Магистранты активно участвуют в научных исследованиях, проводимых преподавателями совместно с зарубежными партнерами, представляя результаты на научных семинарах, конференциях, в том числе и за рубежом. В процессе обучения реализуется модуль международной образовательной программы "ИКТ в профессиональном развитии учителей" Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, с выдачей международного сертификата. Магистранты участвуют в ежегодной Интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве», индексируемой в РИНЦ и Scopus, совместно с научным руководителем готовят статьи для журналов ВАК («Информатика и образование»), зарубежных журналов (например, «International Journal of research in E-learning»), участвуют в создании учебно-методических пособий. Выпускники имеют возможность продолжения обучения в аспирантуре на кафедре цифрового образования. Партнерами в реализации магистерской программы являются: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании; Центр информационных технологий университета Потсдама (Германия) - открытые лекции, видеоконференции, стажировки; Ленинградский областной институт развития образования, Региональный центр оценки качества образования, ГБОУ школа 56, Лицей №470, ГБОУ школа 45, ГБОУ школа 53. Практика проходит в образовательных учреждениях различных уровней образования, в технопарках, IT-кубах. Традиционными местами прохождения практики являются ЛОИРО (Ленинградский областной институт развития образования), реализующий дистанционные формы повышения квалификации учителей школ; РЦОКиИТ (Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий); технопарк и фаблаб РГПУ им. А.И. Герцена; общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга. Магистерская программа гордится своими выпускниками: 1. Шарова Н.Н. – является обладателем дипломов выставок "Современная образовательная среда" (Москва, ВВЦ), "Образование. Наука. Карьера" (г.Уфа), проходила стажировку в мультимедиа центре университета Потсдама. 2. Савин А.Ю. – лауреат Молодежной премии Санкт-Петербурга в номинации "В области образования". 3. Кузнецова А.Е. – обладатель медали "Лауреат ВВЦ" выставки "Научно-техническое творчество молодежи", диплом 1 степени выставки Научных достижений РГПУ им. А.И. Герцена, сертификата Международной магистерской программы "ИКТ в профессиональном развитии учителей". 4. Соколова М.В. – лауреат премии фонда В. Потанина, имеет сертификат Международной магистерской программы "ИКТ в профессиональном развитии учителей". 5. Мазяков Е. – лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации "Молодые учителя", имеет сертификат Международной магистерской программы "ИКТ в профессиональном развитии учителей". 6. Махрова В. – лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации "Дебют", имеет сертификат Международной магистерской программы "ИКТ в профессиональном развитии учителей".

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Цифровизация образования"
  • Модуль "Проектирование цифровых образовательных сред"
  • Модуль "Образовательные технологии цифровой среды"
  • Модуль "Экспертиза цифровой образовательной среды"
  • Модуль "Исследовательская деятельность в цифровой среде"

    Модуль «Исследовательская деятельность в цифровой среде» ориентирован на развитие и совершенствование компетенций магистрантов для решения профессиональных задач, связанных с исследованием психолого-педагогического потенциала цифровых технологий, актуальных для образования.

    В процессе освоения модуля рассматриваются методы и средства мониторинга и обработки результатов использования инновационных практик внедрения цифровых технологий в образовательные среды, опыт организации научной коммуникации в цифровой среде.

    Вариативный модуль рассчитан на обучение магистрантов, специализирующихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач, составление кластеров, микроисследования.

  • Модуль "Основы дизайн-проектирования"

    Дисциплины модуля ориентированы на изучение основ дизайн-проектирования (на примере разработки и реализации авторских изделий под собственным логотипом), моушен-дизайна, цифровых ресурсов и инструментов, применяемых в проектной деятельности, которая становится основной в современной школе и системе дополнительного образования школьников.

    Рассматриваются вопросы профессионального имиджа педагога. Практическая направленность модуля обеспечивается сочетанием традиционных графических приёмов с новыми компьютерными технологиями, что даёт возможность быть конкурентоспособными как в профессиональной педагогической, так и в творческой деятельности.

  • Теория аргументации в исследовательской деятельности
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму