Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Физико-астрономическое образование
Институт физики
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускника: образование – преподавание физики и астрономии на разных уровнях обучения; социальная сфера, культура – популяризация знаний по физике и астрономии. Будущая карьера (организации и учреждения, в которых выпускник может осуществлять профессиональную деятельность): Образовательные учреждения среднего, среднего профессионального и высшего образования – преподавание физики и астрономии. Образовательные учреждения дополнительного образования, организация и руководство проектной и научной деятельностью по физике, популяризация научных знаний по физике и астрономии. Научно-методические центры и организации управления образованием – методическое сопровождение преподавания физики, астрономии. Наши выпускники традиционно демонстрируют высокий профессионализм, востребованы на рынке труда. Ни один выпускник не обращался и не зарегистрирован на бирже труда.

Цель ОПОП

Цель программы: подготовка специалиста в области физико-астрономического образования, способного в соответствии с ФГОС ВО осуществлять различные виды профессиональной деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую и методическую.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский. 2. Места прохождения практик: Образовательные учреждения общего образования (школы, лицеи, гимназии); Образовательные учреждения среднего профессионального образования; Учреждения дополнительного образования; Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук; Институт прикладной астрономии Российской академии наук; Санкт-Петербургский Планетарий. 3. Конкурентные преимущества образовательной программы: Обучающиеся по программе осваивают фактический материал в области физики и астрономии, включая знакомство с последними достижениями этих наук, и весь комплекс современных методов преподавания физики и астрономии, необходимых для обеспечения учебного процесса в профильных классах общеобразовательной школы. Особое внимание уделяется содержанию и организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Ресурсы образовательной среды: наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава; организация и проведение практик в ведущих профильных общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в числе которых Президентский физико-математический лицей № 239 и Губернаторский физико-математический лицей № 30; организация и проведение научно-исследовательской работы на базе ведущих учреждений науки, таких как Институт прикладной астрономии Российской академии наук; наличие в институте физики учебной астрономической обсерватории; возможность продолжения обучения в аспирантуре РГПУ им. А. И. Герцена.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Современные проблемы физики и астрономии"
  • Модуль "Научные основы обучения физике в современной школе"
    В состав данного методического модуля включены дисциплины, углубить методические знания и навыки, необходимые при обучении физике на углубленном уровне. Обучающиеся знакомятся с современным состоянием физического образования. Освоение дисциплин модуля нацелено как на приобретение навыков, касающихся обучению физическому эксперименту с использованием цифрового оборудования, так и навыков по методике обучения решению физических задач различного уровня сложности. Обучающиеся также приобретают навыки использования современных средств оценивания результатов обучения, в частности тестовых технологий в практической работе.
  • Модуль "Астрономическое образование"

    В модуле "Астрономическое образование" разбирается практически все аспекты астрономического образования включая современную технику астрономических наблюдений, физику Вселенной в целом а также отдельных ее элементов: физика звезд, физика планет. Рассматриваются модели эволюции как Вселенной в целом так и отдельных ее элементов. Отдельным большим разделом курса является методика обучения астрономии в школе (включая методику обучения в профильных классах), методику решения астрономических задач, а также методику проектирования учебных программ для школы.

  • Модуль "Новейшие достижения астрономии в естественнонаучном образовании"

    Последние десятилетия характеризуются стремительным, практически революционным, развитием астрономических исследований, о чем косвенно свидетельствует перечень присужденных Нобелевских премий. Именно астрономические исследования в настоящее время являются локомотивом всего естествознания, вбирая в себя самые грандиозные достижения науки и технологий.

    В связи с этим, предлагаемый вариативный модуль «Новейшие достижения астрономии в естественнонаучном образовании» для магистерских образовательных программ естественнонаучной направленности нацелен на расширение знаний обучающихся о современной астрономии и её значимости для всего естествознания.

    В содержании модуля будут отражены взаимосвязи современных астрономических достижений с физикой, биологией, химией, географией и экологией. Одной из особенностей астрономических исследований является их полная открытость, позволяющая свободно получать информацию о текущих исследованиях. Практическая реализация модуля предполагается широкое использование интернет ресурсов.

    Практический раздел основан как на астрономических наблюдениях с использованием систем удаленного доступа, так и на выполнении практических работ с использованием современных технологий зондирования Земли из космоса, в частности, с использованием аппаратно-программного комплекса спутникового мониторинга «Лоретт».

    Одной из задач, решение которых предполагается обеспечить при практической реализации модуля – развитие у обучающихся компетенций, связанных с современными цифровыми технологиями получения, обработки и хранения информации.

  • Модуль "Учебно-исследовательская деятельность в физическом образовании"
    Входящие в модуль дисциплины позволяют обучающимся овладеть компетенциями, связанными с требованиями стандартов общего образования, в соответствии с которыми учебно-исследовательская и проектная деятельность является обязательной составляющей школьной образовательной программы. Приобретение соответствующих навыков позволит будущим учителям успешно руководить учебно-исследовательской деятельностью школьников в процессе обучения. Дисциплины модуля позволяют ознакомиться и освоить на практике методы, позволяющие успешно осуществлять подобную деятельность в области физического образования, в частности методы работы с цифровым оборудованием и методы математического моделирования при решении физических задач.
  • Теория аргументации в исследовательской деятельности
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму