Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Аналитическая химия
Факультет химии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства): научно-исследовательские институты, институты Российской академии наук, лаборатории других государственных и негосударственных научных центров и высших учебных заведений, ведущих исследования в области химии и смежных областях (биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, почвоведении, криминалистики, фармацевтики, медицины, микроэлектроники), лаборатории различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических, горно- и газодобывающих) – научный сотрудник, инженер, лаборант, лаборант химического анализа, химик, химик-аналитик, химик-криминалист, химик-органик, химик-синтетик, химик-эксперт; сфера услуг, экономические и другие учреждения, требующие специалистов с высшим химическим образованием – менеджер по продаже химических реактивов и оборудования, менеджер по закупкам бытовой химии.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению научно-исследовательской и педагогической видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ОАО "Невская косметика", ГУП "ТЭК СПб", ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ООО "Химпищеаромат", Никольский кирпичный завод ЛСР, ООО "Завод по переработке пластмасс им. Комсомольской правды", Биотехнологическая компания BIOCAD и др.). 3. Конкурентные преимущества ООП: в ходе освоения образовательной программы обучающиеся имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута за счет вариативных модулей "Органическая и биоорганическая химия", "Неорганическая химия и химия координационных соединений" и дисциплин по выбору, что позволяет им осуществлять обоснованный выбор дальнейшей специализации при трудоустройстве или обучения в магистратуре; подготовка обучающихся осуществляется с использованием потенциала научных школ РГПУ им А. И. Герцена, включенных в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга, в том числе научно-педагогической школы кафедры органической химии "Химия нитросоединений; поиск лекарственных препаратов на их основе". Выпускные квалификационные работы выполняются под руководством высококвалифицированных специалистов в области неорганической, органической и физической химии, электрохимии координационных соединений, фотохимии наноматериалов, химических аспектов экологии и химического образования; лаборатории факультета оснащены современным оборудованием, позволяющим проводить учебную и научно-исследовательскую работу на высоком уровне. в учебном процессе широко используются мультимедийные технологии. При изучении профильных химических дисциплин используется специализированное программное обеспечение, в том числе научного оборудования ЦКП при факультете химии; по окончании обучения выпускники могут продолжать обучение в магистратуре РГПУ им. А. И. Герцена и других вузов. Подготовка по данной образовательной программе позволит обучающимся:овладеть основами теории фундаментальных разделов химии (неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, биохимии, химической технологии); усвоить основные понятия и законы химии, позволяющие установить причинно-следственные связи между пространственным и электронным строением молекул и их реакционной способностью; получить представления об основных классах химических соединений, об основных типах химических реакций и их механизмах; применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных; приобрести навыки химического эксперимента, основных синтетических и аналитических методов получения и исследования химических веществ и реакций; представлять основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства; овладеть навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов, методами регистрации и обработки результатов химически экспериментов; овладеть методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Общекультурный"
  • Модуль "Химия элементов и их соединений"

    Содержание дисциплин модуля «Химия элементов и их соединений» направлено на изучение свойств простых веществ и соединений, образованных непереходными и переходными элементами, на основе Периодического закона и положения химических элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Большое место в изучении дисциплин занимает рассмотрение вопросов взаимосвязи строения вещества и его физических и химических свойств, способов синтеза неорганических веществ, в том числе координационных соединений, имеющих широкое практическое использование. Модуль «Химия элементов и их соединений» включает в себя следующие дисциплины: "Неорганический синтез", "Синтез координационных соединений", а также дисциплины по выбору "Непереходные элементы"/"Экологические аспекты химии непереходных элементов", "Химия f-элементов"/"Комплексные соединения f-элементов". Дисциплины: "Неорганический синтез" и "Синтез координационных соединений" позволяют освоить обучающимся основы теории химического эксперимента в неорганическом синтезе; основные синтетические и аналитические методы получения и исследования состава, строения, свойств неорганических соединений и реакций; нормы техники безопасности при работе в химической лаборатории, правила безопасной эксплуатации лабораторного оборудования; стандартные операции химического эксперимента в неорганическом синтезе; способы оформления и представления результатов экспериментальных и теоретических работ по неорганическому синтезу в виде кратких отчетов и презентаций; методы безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств.

    Дисциплины по выбору - «Непереходные элементы» и "Экологические аспекты химии непереходных элементов" содействует пониманию закономерностей в изменении свойств непереходных элементов – водорода, элементов I-II и XIII-XVIII групп длиннопериодного варианта Периодической системы – и их соединений, знакомит обучающихся с новейшими научными достижениями в данной области химии, а также учитывает экологические аспекты.

    Дисциплины по выбору - "Химия f-элементов"/ "Комплексные соединения f-элементов" раскрывает вопросы, связанные с изучением свойств переходных элементов III-XII групп Периодической системы и их соединений, областей их практического использования. Изучение дисциплин данного модуля направлено на формирование соотсветствующих ОК, ОПК и ПК компетенций обучающихся.

  • Модуль "Неорганическая химия и химия координационных соединений"

    Рассмотрена интегрирующая роль химии координационных соединений в системе современных химических дисциплин; влияние природы металла и лигандов на термодинамические и кинетические характеристики реакционной способности комплексов; роль координационных соединений в современной химической технологии и обеспечение важнейших процессов в живой природе.

  • Модуль "Органическая и биоорганическая химия"

    В модуле «Органическая и биоорганическая химия» представлены комплексы дисциплин, отражающие современное развитие данных областей естествознания. Модуль формирует основы биохимических знаний и знаний по органической химии, представления об основных принципах и взаимосвязях в функционировании всех систем организма, развивает представление о биологической природе и целостности организма человека.

  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Физико-математический"

    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся о физических процессах и явлениях окружающего мира. Изучение физики направлено на углубление и обобщение знаний по физике; систематизацию знаний о многообразии объектов и явлений природы; выявление сущностных характеристик закономерностей и законов физики; определение возможностей использования достижений физики для изучения и объяснения биологических процессов. Изучение математических дисциплин является неотъемлемой частью фундаментальной подготовки. Изучение дисциплин модуля способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения. Изучение информатики и современных информационных технологий будет способствовать развитию умения решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационныхтехнологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Основы химии"

    По направлению 04.03.01 - Химия, направленность (профиль) "Химия"

    Модуль «Основы химии» включает в себя базовые химические дисциплины, такие как «Общая химия», «Неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия», «Органическая химия», «Коллоидная химия», «Химическая технология», «Методика обучения химии», в результате изучения которых формируются ОК, ОПК и ПК обучающихся. При изучении дисциплин модуля формируются фундаментальные химические понятия в соответствующих областях химии, а также приобретаются умения и приемы практической работы. Все это позволяет использовать теоретические основы фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач.

    По направлению 44.03.01 - Педагогическое образование, направленность (профиль) "Химическое образование"

    Содержание модуля «Основы химии» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Строение атома и химическая связь», «Общая химия», «Введение в физическую химию», а также дисциплин по выбору «Основные понятия и расчеты в химии»/«Систематическая номенклатура химических соединений», в результате изучения которых формируются ОК и ПК обучающихся, а также обучающиеся приобретают фундаментальные химические понятия, овладевают естественнонаучными и математическими знаниями для ориентирования в современном информационном пространстве; умениями реализации образовательных программ по химии в соответствии с требованиями образовательных стандартов; умениями использования теоретических и практических химических закономерностей для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

  • Модуль "Научно-исследовательский"
    Основное назначение модуля связано с формированием основ научно-исследовательской работы обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения современных методов социологических исследований применительно к научно-исследовательской деятельности. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков систематизации и классификации научных данных, а также организации и проведению прикладных социологических исследований для достижения должного уровня научной грамотности и подготовленности к полноценной социальной и профессиональной активности обучающихся.
  • Модуль "Аналитическая химия и физико-химические методы анализа"
  • Модуль "Педагогика и химическое образование"
  • Модуль "Прикладная химия"

    Содержание модуля «Прикладная химия» охватывает широкий круг вопросов, связанных с прикладным использованием химических знаний и является базисным для современной подготовки бакалавра по направлению Химия, направленность (профиль) «Химия», так как способствует развитию взглядов и убеждений мировоззренческого уровня, понимания целостности и единства химических дисциплин.

    Содержание модуля «Прикладная химия» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Органический синтез», «Химия высокомолекулярных соединений», «Физико-химические методы исследования», «Практикум по химической технологии», «Методы определения состава и строения вещества»/«Спектральные методы исследования», при изучении которых обучающиеся приобретают научные знания о прикладном использовании химии, необходимые для решения как аналитических задач, так и задач, связанных с получением и использованием веществ, имеющих промышленное значение.

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.