Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Экология
Факультет биологии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) «Экология», подготовлен к деятельности в разнообразных проектных, научно-исследовательских, производственных, маркетинговых, консалтинговых фирмах, компаниях, институтах, осуществляющих деятельность, связанную с природопользованием и охраной окружающей среды. Он также может работать в федеральных государственных органах и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере охраны природы и природопользования, в службах по мониторингу окружающей среды, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Кроме того, квалификация бакалавра дает возможность поступления в магистратуру и получения степени магистра.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавра (научно-исследовательской, педагогической).

Краткая характеристика

Обучение ведётся на русском языке. Обучающиеся по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, профиль «Экология» изучают учебные дисциплины в рамках таких модулей, как «Историко-философский», «Коммуникативный», «Здоровьесберегающий», «Экономико-правовой», «Физико-математический», «Основы экологии», «Учение о сферах Земли (землеведение)», «Основы природопользования», «Прикладная экология», «Биологический», «Частная экология», «Методический», «Учебно-исследовательский» и другие. Также обучение по данной программе предполагает прохождение учебных и производственных практик. Обучающиеся по данной программе проходят учебные практики на современной агробиостанции в поселке Вырица, на геостанции «Железо». Данные базы расположены в живописных местах Ленинградской области и характеризуется богатой флорой и фауной. Производственная практика организуется, главным образом, на базе производственных и научно-исследовательских организаций города Санкт-Петербурга. Среди этих организаций Федеральный селекционно-генетический центр рыбоводства, департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу», ФГБУН Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук и другие. В обучении принимают участие высококвалифицированные преподаватели факультетов биологии, географии, химии и других. Среди них профессора, имеющие учёную степень доктора наук, доценты - кандидаты наук, многие преподаватели имеют звание почётного работника высшего профессионального образования РФ. Все преподаватели ведут активную научно-исследовательскую, экспериментальную деятельность, являются авторами публикаций в ведущих отечественных и международных научных изданиях. В процессе обучения применяются современные информационные технологии, мультимедийная техника и современное учебное оборудование. Для проведения лекционных и практических занятий используется компьютерный класс и мультимедийный зал, оборудованный специализированными терминалами, которые обеспечивают высокоскоростной доступ к компьютерной сети университета и выход в Интернет. Лабораторные занятия проводятся в специализированных кабинетах кафедр, а также в учебных лабораториях факультетов биологии, химии и физики. В процессе обучения используются зоологический и анатомический музеи, а также гербарный фонд кафедры ботаники. Для научно-исследовательской работы обучающихся организованы учебно-исследовательские лаборатории кафедр анатомии и физиологии человека и животных, а также студенческая лаборатория кафедры зоологии.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Прикладная экология"

    Изучение дисциплин модуля "Прикладная экология" способствует формированию у обучающихся знаний о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных системах и экологическом риске, способности к использованию теоретических знаний в практической деятельности.

  • Модуль "Биологический"

    Краткая характеристика модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Биологическое образование"

    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся в области цитологии, анатомии и физиологии человека, гистологии, эмбриологии, экологии человека. При изучении дисциплин модуля обучающиеся получат базовые представления о процессах жизнедеятельности живых организмов. Большой интерес представляют и дисциплины по выбору в данном модуле: «Почвоведение» / «Экологические функции почв и их охрана», «Иммунология» / «Эволюция иммунитета», «Гидробиология» / «Биогеография», «Мофрофизиологические аспекты онтогенеза» / «Возрастная анатомия и физиология человека», «Нейропсихология» / «Физиология высшей нервной деятельности».

    Краткая характеристика модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология"

    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся в области ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, генной и клеточной инженерии. При изучении дисциплины «Ботаника» обучающиеся усвоят базовые представления о структуре растений, фактическую информацию об основных органах и процессах растений, ознакомятся с разнообразием растений и их роли в природе и жизни человека. Содействует становлению профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетентностей бакалавров путем формирования у обучающихся системы знаний о достижениях в исследованиях морфофункционального, таксономического и экологического многообразия беспозвоночных и позвоночных животных, их биологии, экологии и значении в природе и деятельности человека. Дисциплина «Анатомия и морфология человека» раскрывает широкий круг вопросов, связанных с изучением строения человеческого тела во взаимосвязи с функцией, закономерностями организации тела человека и их проявлениями в структуре конкретных анатомо-физиологических систем, общими принципами строения органов различных типов и органоспецифическими особенностями компонентов систем человеческого организма, их топографией, методами анатомических исследований и анатомическими терминами, значением фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины.

    Большой интерес представляют и дисциплины по выбору в данном модуле: «Микробиология окружающей среды» / «Генная и клеточная инженерия», «Микробиологическая индикация окружающей среды» / «Микробиология окружающей среды», «Эмбриология» / «Экологические риски онтогенеза», «Возрастная анатомия и физиология» / «Морфофизиологические аспекты онтогенеза».

  • Модуль "Химический"

    В данный модуль химические дисциплины, которые являются неотъемлемой частью фундаментальной подготовки обучающихся в области экологии. При изучении дисциплин обучающиеся убеждаются в материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Знание химических основ биологических и экологических процессов позволяет лучше познать суть их протекания на молекулярном, клеточном и организменном уровнях.

  • Модуль "Частная экология"

    Модуль "Частная экология" посвящен проблемам современной экологии. В содержании дисциплин раскрвываются вопросы экологии животных и растений, биоиндикации и биотестирования, биогеографии, прикладной экологии. Рассматриваются методы экологических исследований, вопросы экологического моделирования и экологической экспертизы. Большой интерес представляют дисциплины по выбору обучающихся: "Методы оценки биоразнообразия", "Гидробиология", "Геоботаника", "Фитоценология", "Популяционная экология птиц и зверей", "Экологические аспекты сезонных адаптаций животных" и другие. В состав модуля входят практики: "Производственная практика (научно-исследовательская раота)", "Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)).

  • Модуль "Методический"

    В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.

    Структура модуля "Методический" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) "Биологическое образование":

    1. Введение в профессию
    2. Современные основы обучения
    3. Методика обучения и воспитания (биологическое образование)
    4. Образовательные технологии (биологическое образование)
    5. Решение профессиональных задач учителя
    6. Учебная практика (ознакомительная)
    7. Производственная практика (педагогическая)
    8. Производственная практика (стажерская)
    9. Учебная практика (предметно-содержательная)

    Структура модуля "Методический" по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленнность (профиль) "Экология":

    1. Современные основы обучения экологии
    2. Экологическое образование детей
    3. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников
    4. Информационные технологии в экологическом образовании
    5. Производственная практика (педагогическая)

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа"

    В результате освоения дисциплин модуля обучающиеся получают представление об оценке и контроле качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, а также об эффективных социальных технологиях социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.

    Краткое описание Методического модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Начальное образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    В состав модуля «Методический» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении начального образования. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, развитие компетенций, необходимых учителю начальных классов.

    Дисциплина «Методика и технологии обучения в начальной школе» знакомит с закономерностями и принципами обучения младших школьников, наиболее значимыми системами развивающего обучения, основными теориями отбора содержания образования, методами обучения младших школьников, рассматривает формы организации обучения, требования к современному уроку в образовательном учреждении начального образования, вопросы диагностики образовательной деятельности учащихся, современные технологии начального образования, возможности и способы их использования в работе с младшими школьниками.

    Содержание дисциплины «Методика и технологии воспитания в начальной школе» знакомит с принципами и закономерностями воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования, с функционалом учителя образовательного учреждения начального образования как классного руководителя, с различными методами, формами и технологиями воспитательной деятельности, с особенностями проведения диагностики воспитательных результатов в образовательном учреждении начального образования, позволяет обучающимся приобрести конкретные методические знания и умения, связанные с организацией процесса воспитания младших школьников.

    Дисциплина «Педагогическое сопровождение в начальном образовании» раскрывает сущность педагогического сопровождения, его задачи и принципы, этапы деятельности педагога, ее особенности в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в учении, взаимодействии со сверстниками, адаптации к школьному обучению, в работе с детьми, имеющими особые потребности и включенными в систему инклюзивного образования.

    Дисциплина «Решение профессиональных задач» направлена на развитие готовности обучающихся использовать имеющиеся педагогические, психологические и методические знания при решении задач и проблем, возникающих в работе учителя образовательного учреждения начального образования.

    В рамках модуля рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

    Курсовая работа может быть по одной из указанных дисциплин.

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Учебная практика (предметно-содержательная) позволяет усовершенствовать умения наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, сформировать умения осуществлять психолого-педагогический анализ учебного и внеучебного занятий, получить опыт подготовки и проведения внеучебного занятия с младшими школьниками – смоделировать элементы профессиональной деятельности педагога начальных классов. В процессе практики обучающиеся имеют возможность осознать особенности реализации обучающей и воспитательной функций учителя, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет

    Производственная практика (стажерская)

    Производственная практика (стажерская) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на формирование у обучающихся целостного представления о специфике организации образовательного процесса в современной образовательном учреждении начального образования, на обогащение и совершенствование педагогических знаний и умений, необходимых для практической деятельности, овладение умениями анализировать, проектировать и осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении начального образования

    Практика направлена на овладение обучающимися методов, приемов и средств проведения уроков, внеурочной и воспитательной деятельности. В ходе практики обучающиеся учатся применять умения самостоятельной работы с детским коллективом, овладение содержанием и формами и методами оздоровительной и воспитательной работы. Данная практика представляет собой включение обучающегося как действующего учителя в образовательный процесс образовательного учреждения начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Экономико-правовой"

    Изучение "Экономико-правового" модуля способствует формированию у обучающихся знания экономических и правовых основ функционирования системы российского образования в целом и отдельных образовательных организаций, а также специфики рынка труда в сфере образования и особенностей финансирования образовательной деятельности. Дает представление об основных отраслях права и элементах образовательного права. Изучение данного модуля формирует у обучающегося готовность к профессиональной деятельности, в соответствии с закономерностями развития мировой и национальной экономики, приоритетами государственной образовательной политики, а также способность к выбору оптимальных способов удовлетворения образовательных потребностей и обеспечения карьерного роста в сфере образования.

  • Модуль "Физико-математический"

    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся о физических процессах и явлениях окружающего мира. Изучение физики направлено на углубление и обобщение знаний по физике; систематизацию знаний о многообразии объектов и явлений природы; выявление сущностных характеристик закономерностей и законов физики; определение возможностей использования достижений физики для изучения и объяснения биологических процессов. Изучение математических дисциплин является неотъемлемой частью фундаментальной подготовки. Изучение дисциплин модуля способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения. Изучение информатики и современных информационных технологий будет способствовать развитию умения решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационныхтехнологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

  • Модуль "Естeственнонаучный"
  • Модуль "Основы экологии"

    Дисциплины данного модуля направлены на изучение теоретических основ общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды, современных динамических процессов в природе и техносфере, состояния геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблем, современных тенденций в развитии прикладных и природоохранных аспектов биоразнообразия. Кроме того, обучающиеся овладеют методами химического анализа, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации для решения задач в области геоэкологии, экологии и природопользования, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации.

  • Модуль "Учение о сферах Земли (Землеведение)"

    Изучение дисциплин модуля «Учение о сферах Земли (Землеведение)» способствует формированию знаний о современных динамических процессах в природе и техносфере, состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах. Кроме того, обучающиеся овладеют знаниями основ землеведения, социально-экономической географии и картографии, пространственным экологическим видением, т.е. научатся понимать причины пространственных различий состояния окружающей среды, прогнозировать изменения экологического состояния природных комплексов под влиянием возможных природных и антропогенных факторов.

  • Модуль "Основы природопользования"

    Дисциплины модуля «Основы природопользования» направлены на овладение обучающимися знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды, основные нормативно-правовые документы, определяющие процедуру оценки воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду.

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.