Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Общая биология
Факультет биологии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению 06.03.01 Биология, направленность (профиль) «Общая биология», подготовлен к научно-исследовательской и педагогической профессиональной деятельности в области биологии. Он может работать в научно-исследовательских, научно-производственных, проектных организациях, в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по данному направлению, включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы. Кроме того, квалификация бакалавра дает возможность поступления в магистратуру и получения степени магистра.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавра (научно-исследовательской, проектной).

Краткая характеристика

Обучение ведётся на русском языке. Обучающиеся по направлению 06.03.01 Биология, профиль «Общая биология» изучают учебные дисциплины в рамках таких модулей, как «Мировоззренческий», «Коммуникативный», «Здоровьесберегающий», «Физико-математический», «Анатомо-физиологический», «Ботанический», «Зоологический», «Экологический», «Общебиологический», «Естественнонаучный», «Науки о биологическом многообразии», «Генетика и эволюция», «Учебно-исследовательский» и другие. Также обучение по данной программе предполагает прохождение учебных и производственных практик. Обучающиеся по данной программе проходят учебные практики на современной агробиостанции в поселке Вырица, на геостанции «Железо». Данные базы расположены в живописных местах Ленинградской области и характеризуется богатой флорой и фауной. Производственная практика организуется, главным образом, на базе научно-исследовательских лабораторий кафедр факультета биологии и различных научно-исследовательских институтов города Санкт-Петербурга, среди которых ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук, ФГБУН Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской академии наук, ФГБНУ «Институт экспериментальной медицины», ФГУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук» и другие. Обучение осуществляют высококвалифицированные преподаватели, среди которых профессора, имеющие ученую степень доктора наук, доценты - кандидаты наук, многие преподаватели имеют звание почетного работника высшего профессионального образования РФ. Все преподаватели ведут активную научно-исследовательскую, экспериментальную деятельность, являются авторами публикаций в ведущих отечественных и международных научных изданиях. В процессе обучения применяются современные информационные технологии, мультимедийная техника и современное учебное оборудование. Для проведения лекционных и практических занятий используется компьютерный класс и мультимедийный зал, оборудованный специализированными терминалами, которые обеспечивают высокоскоростной доступ к компьютерной сети университета и выход в интернет. Лабораторные занятия проводятся в специализированных кабинетах кафедр, а также в учебных лабораториях факультета биологии, химии и физики. В процессе обучения используются зоологический и анатомический музеи, а также гербарный фонд кафедры ботаники. Для научно-исследовательской работы обучающихся организованы учебно-исследовательские лаборатории кафедр анатомии и физиологии человека и животных, студенческая лаборатория кафедры зоологии. Эти лаборатории оснащены современными оптическими приборами, специализированными обучающими аппаратно-программными комплексами и другим современным оборудованием, которое используется не только для обучения, но и для проведения экспериментальных исследований. Преподаватели активно привлекают обучающихся к экспериментальной работе, которая проводится на кафедрах, в том числе в лаборатории экспериментальной зоологии, где используются самые современные молекулярно-биологические и иммунологические методы.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Ботанический"

    В процессе освоения дисциплин модуля "Ботанический" обучающиеся получат базовые представления о разнообразии биологических объектов, значении биоразнообразия для устойчивости биосферы, о принципах классификации таксонов разного ранга, филогенетических связях и эволюции водорослей, растений, грибов и лишайников, анатомо-морфологических особенностях представителей основных таксонов водорослей, растений, грибов и лишайников, их жизненных циклах экологических особенностях, роли в природе и жизни человека, о разнообразии геоботанических объектов. Кроме того, обучающиеся научатся использовать знания основ геоботаники, фитоценологии, экологии и принципов биоэтики в профессиональной и социальной деятельности. Изучение дисциплин по выбору данного модуля будет способствовать формированию системы знаний, учений, навыков, ценностей, мотивированных способностей и готовности к профессиональной деятельности в области изучения основных вегетативных и репродуктивных органов и процессов жизнедеятельности у растений.

  • Модуль "Зоологический"

    Модуль включает в себя такие дисциплины, как «Функциональная морфология животных», «Сравнительная анатомия и систематика животных», «Специальные главы зоологии». Изучение данных дисциплин направлено на становление профессиональных и общекультурных компетенций бакалавров в области функциональной морфологии животных, путем формирования системы знаний о сравнительной гистологии животных, концептуальных основах функциональной морфологии животных и сравнительной гистологии, формирование у обучающихся представлений о биологии различных протистов: их морфофункциональном, таксономическом, экологическом многообразии, эволюции, филогении, значении в природе, экономической значимости. Большой интерес представляют дисциплины по выбору "Палеонтология" / "Палеоэкология".

  • Модуль "Общебиологический"

    Данный модуль включает в себя дисциплины, изучая которые обучающиеся ознакомятся с принципами, закономерностями и современными направлениями биологии индивидуального развития человека и животных, сравнительно-морфологическими аспектами индивидуального развития организмов различных таксономических групп, современными направлениями биологии индивидуального развития животных и растений, закономерностями воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, источниками развития и механизмами образования тканей на определенном этапе эмбриогенеза, современными концепциями развития организма как системного процесса, молекулярными и физиологическими механизмами развития, влиянии внешних и внутренних факторов на развитие организма и продолжительность его жизни, современными методами исследования эмбрионального материала. Обеспечивается приобретение обучающимися профессиональной компетентности в области биотехнологии, путем формирования системы знаний и представлений о данной отрасли как одном из современных наукоемких направлений деятельности человека, которое базируется на обширных фундаментальных знаниях физики, химии, биологии, медицины, технологии производства, экологии, социологии и права. Обучающиеся научатся профессионально оценивать настоящие и будущие достижения биотехнологии, т.е. все надежды и риски, включая их практическую ценность, целесообразность, этическую допустимость и правовую обеспеченность. Кроме того, обучающиеся познакомятся с методами математической статистики в области биологических исследований и овладеют навыками работы с современными компьютерными программами, предназначенными для математической обработки экологических данных, составят систему представлений о структуре, функциях и механизмах функционирования иммунной системы, познакомятся с основными разделами общей и частной иммунологии, необходимыми для понимания патологии иммунной системы, особенностями защитных реакций у животных разных таксонов на молекулярном и фенотипическом уровнях. Большой интерес представляют и дисциплины по выбору данного модуля.

  • Модуль "Экологический"

    Содержание модуля охватывает широкий круг вопросов и является базисным для современной подготовки учителя, так как способствует развитию взглядов и убеждений мировоззренческого уровня, пониманию целостности и единства природы.

    Системный характер модуля расширяет кругозор обучающихся и помогает глубже понять смысл происходящих в природе процессов. Дисциплины объединяют сведения по аутэкологии, демэкологии, синэкологии и включают избранные разделы прикладной экологии.

    Особенности экологии растений, животных и человека, обусловленные биологическим своеобразием представителей разных царств живой природы, рассматриваются в соответствующих дисциплинах. Освоение модуля также направлено на формирование навыков практического применения полученных экологических знаний для решения профессиональных задач учителя.

  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Физикo-математический"
  • Модуль "Еcтественнонаучный"
  • Модуль "Науки о биологическом многообразии"

    В процессе освоения дисциплин модуля обучающиеся знакомятся с основными понятиями в области микробиологии, вирусологии, основами современных информационных и коммуникационных технологий сбора, обработки и представления информации по микробиологии, вирусологии. Обучающиеся получат базовые общебиологические представления о структуре растений, их разнообразии и роли в природе и жизни человека. Кроме того, у обучающихся будет сформирована система знаний о современном состоянии и проблемах теоретической и прикладной зоологии, о достижениях в исследованиях морфофункционального, таксономического и экологического многообразия беспозвоночных и позвоночных животных, их биологии, экологии и значении в природе и деятельности человека.

  • Модуль "Генетика и эволюция"

    В процессе изучения таких дисциплин модуля, как «Генетика и селекция», «Молекулярная биология», «Теория эволюции» у обучающихся будет сформирована система знаний об основных теоретических положениях генетики, современных проблемах и достижениях в области генетики и селекции, умения и навыки проведения генетического анализа на классических генетических объектах. Кроме того, изучение данных дисциплин обеспечит усвоение основных теоретических положений о механизмах хранения, воспроизведения, передачи и реализации генетической информации, о структуре и функциях нерегулярных биополимеров - нуклеиновых кислот и белков, знакомство с современными методами исследования структуры и функций биологических полимеров, а также надмолекулярных клеточных структур, будет содействовать становлению современных представлений о том, что молекулярная биология в настоящее время успешно помогает решать проблемы генетики, физиологии, эволюции и экологии.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Анатомо-физиологический"

    В процессе освоения дисциплин «Биология человека», «Физиология человека и животных», дисциплин по выбору «Эволюционная физиология человека» / «Антропология», «Экологическая физиология» / «Эволюционная физиология человека» обучающиеся знакомятся со строением человеческого тела во взаимосвязи с функцией, закономерностями организации тела человека и их проявлениями в структуре конкретных анатомо-физиологических систем, общими принципами строения органов различных типов и органоспецифическими особенностями компонентов систем человеческого организма, их топографией, основными феноменами, характеризующими возрастные особенности нервной системы и органов чувств, этапами ее эволюции, методами анатомических исследований и анатомическими терминами, значением фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины. Изучение физиологических дисциплин будет способствовать формированию базовых знаний по физиологии возбудимых тканей, физиологии ЦНС, физиологии систем и органов, физиологии ВНД, экологии человека.

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.