Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Русский язык как иностранный и методика его преподавания
Институт русского языка как иностранного
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: группы подготовительного отделения факультета русского языка как иностранного РГПУ им. А.И.Герцена, группы 1 и 2 курса бакалавриата факультета русского языка как иностранного, АНО "Культурно-образовательный проект "Восток-Запад 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: Основная образовательная программа реализуется с помощью современных обучающих технологий интерактивного характера: имитационных игр, метода анализа кейсов, ролевых игр, тренингов и экспериментальных упражнений, тестов и др., что позволяет эффективно реализовывать компетентностный подход к обучению. На факультете русского языка как иностранного, реализующем ООП, создана уникальная интернациональная среда. Здесь обучаются граждане из разных стран мира: Германии, США, Китая, Южной Кореи, Вьетнама, Великобритании, Австрии, Финляндии, Швеции, Турции и др., что в значительной степени на практике способствует успешному формированию общекультурных компетенций. Обучающиеся имеют возможность осуществлять свои научные исследования в рамках научного направления выпускающей кафедры русского языка как иностранного "Формирование билингвальной личности в искусственной и естественной языковой среде" (научный руководитель направления - доктор филологических наук, профессор Аркадьева Т.Г.). Учитываются особенности контингента обучающихся, которые получают образование не на родном, а на иностранном (русском) языке и находятся вдали от родной среды. Обучающиеся находятся в постоянном контакте с преподавателями, имея возможность заранее получать материалы к занятиям, консультационную помощь. Большое внимание уделяется внеаудиторной работе. Преподаватели факультета организуют учебные и просветительские экскурсии как по достопримечательностям Санкт-Петербурга, так и выездные (Псков, Великий Новгород, Пушкинские Горы и др.). Основательная подготовка в области современных научных исследований в дальнейшем позволит им обучаться в аспирантуре, в том числе на кафедре русского языка как иностранного и кафедре межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена. b. Кадровый состав: Реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее направлению, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью в рамках научного направления «Формирование билингвальной личности в искусственной и естественной языковой среде». Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет более 90%. c. Материально-техническое оснащение: Факультет русского языка как иностранного располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Обучающиеся имеют возможность принимать участие в международных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах), проводимых Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ, которая является давним партнером факультета русского языка как иностранного, а также в рамках проведения ежегодной международной студенческой научно-практической конференции «Международная коммуникация в науке культуре и образовании» осуществляется взаимодействие с сетевым партнером РГПУ им. А.И.Герцена Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Теория и практика преподавания иностранных языков, литератур и культур"

    Краткая характеристика модуля. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля «Теория и практика преподавания иностранных языков, литератур и культур» включают дисциплины, осваивая которые магистрант получает знания о методических основах обучения иностранным языкам в современном общеобразовательном учреждении, актуальных проблемах филологического образования и лучших отечественных и зарубежных практиках обучения филологии. Освоение содержания дисциплин модуля содействует становлению у магистранта субъектного опыта профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в учреждениях среднего профессионального образования и высшего образования. В ходе изучения дисциплин и практик модуля «Теория и практика преподавания иностранных языков, литератур и культур» магистранты учатся с позиций компетентностного подхода определять цели лингвистической и филологической подготовки и соотносить их с ожидаемыми результатами; проектировать образовательный процесс по филологии в средней профессиональной и высшей школе; овладевают современными образовательными технологиями и умениями применять технологии в разных организационных формах образовательного процесса по филологии.

    Освоение дисциплин модуля «Теория и практика преподавания иностранного языка, литературы и культуры» позволит магистрантам в будущем осознанно подходить к отбору содержания лингвистического и филологического образования, конструировать его с учетом уровня развития науки.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные технологии преподавания иностранных языков и культур

    4/144

    1

    УК-2

    ОПК-5,6

    ПК-1,4

    2.

    Лингводидактические основы преподавания зарубежной литературы

    3/108

    1

    УК-5

    ОПК-3,4

    ПК-3

    3.

    Основы формирования языковой личности

    2/72

    +

    ОПК-7,8

    ПК-2,5

    3.

    Виртуальная образовательная среда в сфере языка, литературы и культуры

    ОПК-7,8

    ПК-2,5

    4.

    Производственная практика (педагогическая)

    12

    +

    ОПК-1

    ПК-1,3,4

    Итого

    21ДВ)

  • Модуль "Современная языковая ситуация"

    Модуль «Современная языковая ситуация» включает дисциплины, освоение которых способствует у магистрантов развитию универсальных компетенций в области коммуникации и межкультурного взаимодействия для осуществления профессиональной коммуникации на русском языке в устной и письменной форме и направленных на преодоление трудностей межкультурного характера. Освоение содержания элективных дисциплин данного модуля служит расширению профессионального кругозора магистранта, пониманию сущности языковых процессов современного русского языка в целях исследования проблем образования в области лингводидактики, ориентирует на максимальное использование их образовательного и культурного потенциала, а также способствует развитию личности студента и его коммуникативного опыта на русском языке.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Практикум по культуре речевого общения

    5/180

    1

    УК-4

    ОПК-3

    ПК-5

    2.

    Практикум по межкультурной коммуникации

    2/72

    Д

    УК-5

    ОПК-4

    3.

    Фонетика и интонация в современном русском языке

    4/144

    1

    УК-4

    ПК-1,5

    4.

    Лексика и фразеология современного русского языка

    2/72

    +

    УК-5

    ПК-5

    5.

    Трудные вопросы русской грамматики

    2/72

    +

    УК-4

    ПК-5

    5.

    Русская разговорная речь

    УК-4

    ПК-5

    6.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    21

    Д

    УК-4,5

    ОПК-1,2,3,4,5,6,7,8 ПК-1,2,3,4,5

    Итого

    36

  • Модуль "Прикладная русистика в профессиональной деятельности"

    Содержание и технологии реализации дисциплин модуля «Прикладная русистика в профессиональной деятельности» включают дисциплины, осваивая которые магистранты научатся проектировать, организовывать, методически и технологически обеспечивать образовательную деятельность в области русского языка как иностранного, исследовать проблемы обучения русскому языку как иностранному на разных уровнях. Освоение содержания дисциплин модуля содействует становлению у магистранта профессиональных навыков лингводидактической деятельности в области русского языка как иностранного (создание и реализация основных и дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному с использованием современных образовательных технологий и с учетом новейших достижений прикладной русистики) и применения современных коммуникативных технологий на иностранном языке в профессиональном взаимодействии.

    п/п

    Наименование дисциплин, практик

    Кол-во

    з.е./

    часов

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр. работа

    Курс.

    работа

    1.

    Методика преподавания русского языка как иностранного

    5/180

    1

    +

    УК-4

    ОПК-7

    ПК-1,2

    2.

    Проектирование основных и дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному

    3/108

    1

    УК-5

    ОПК-2

    ПК-1

    3.

    Открытые образовательные ресурсы по русскому языку как иностранному

    3/108

    1

    ОПК-2,8

    ПК-1,5

    3.

    Технологии дистанционного обучения русскому языку как иностранному

    ОПК-2,8

    ПК-1,5

    4.

    Лексикография в современном образовательном пространстве

    4/144

    1

    ОПК-8

    ПК-2,4,5

    4.

    Проблемы современной прикладной лингвистики

    ОПК-8

    ПК-2,4,5

    5.

    Производственная практика (науно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-3,4,5

    ОПК-1,2,3,4,5,6,7,8

    ПК-1,2,3,4,5

    Итого

    18

  • Модуль "Лингводидактическое тестирование"

    Изучение модуля «Лингводидактическое тестирование» рекомендовано магистрантам, желающими расширить предметную подготовку в области тестологии. Усвоение содержания дисциплин модуля «Лингводидактическое тестирование» обеспечивает понимание современного и перспективного состояния лингводидактического тестирования, знакомство с национальными тестовыми программами различного целевого назначения по русскому языку как иностранному, а также овладение технологическими основами лингвистической подготовки (способы и принципы введения материала с помощью обучающих программ, способы закрепления материала, системы упражнений в подготовке к тестирования, организации самостоятельной работы, способы и методы контроля, создание тестового продукта в программах языкового тестирования).

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Лингводидактическое тестирование в преподавании иностранных языков

    3/108

    ОПК-5,6

    ПК-4

    2.

    Проектирование языковых тестов

    2/72

    ОПК-1,2

    ПК-5

    3.

    Практика организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации

    3/108

    УК-3

    ОПК-5,6

    3.

    Практика подготовки к тестированию по русскому языку как иностранному

    УК-3

    ОПК-5,6

    4.

    Экзамен по модулю

    1/36

    1

    Итого

    9ДВ)

  • Модуль "Страноведение и лингвострановедение в обучении иностранному языку"

    Изучение модуля «Страноведение и лингвострановедение в обучении иностранному языку» рекомендовано магистрантам, желающими расширить предметную подготовку в области страноведения и лингвострановедения России. Дисциплины модуля «Страноведение и лингвострановедение в обучении иностранному языку» ориентированы на развитие и совершенствование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с отбором и презентацией в учебном процессе социально-политических, исторических, географических и др. знаний, связанных с содержанием и формой речевого общения носителей русского языка, с целью обеспечения коммуникативной компетенции изучающих русский язык как иностранный.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    История, география и культура страны изучаемого языка

    3/108

    УК-5

    ОПК-4

    ПК-5

    2.

    История языка в зеркале истории народа

    2/72

    УК-4

    ПК-1

    3.

    Национальная картина мира в литературе

    3/108

    УК-1

    ОПК-2

    ПК-2

    3.

    Национальная картина мира в паремиях

    УК-1

    ОПК-2

    ПК-2

    4.

    Экзамен по модулю

    1/36

    1

    Итого

    9ДВ)

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Стратегии противодействия международному терроризму