Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Методология исследования в образовании"
Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.
№п/п
Наименованиедисциплин,практик
Кол-воз.е./час.
Формы контроля
Компетенции
Экзамен
Зачет
Контр.работа
Курс.работа
1.
Современные проблемы науки и образования
6/216
1
УК-3,6 ОПК-1
2.
Методология и методы научного исследования
3/108
Д
УК-6 ОПК-8
3.
Теория аргументации в исследовательской деятельности
3/108
+
УК-1,6
ОПК-4
4.
Учебная практика (научно-исследовательская работа)
3
+
УК-4,5
Итого
15
-
Модуль "Профессиональная коммуникация"
Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.
№п/п
Наименованиедисциплин,практик
Кол-воз.е./час.
Формы контроля
Компетенции
Экзамен
Зачет
Конт.работа
Курс.работа
1.
Информационные технологии в профессиональной деятельности
3/108
Д
УК-4
ОПК-2
2.
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
3/108
1
УК-4
ОПК-8
3.
Русский язык в профессиональной сфере
3/108
+
УК-4 ОПК-2,8
Итого
9
-
Модуль "Теория и практика преподавания иностранных языков, литератур и культур"
Краткая характеристика модуля. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля «Теория и практика преподавания иностранных языков, литератур и культур» включают дисциплины, осваивая которые магистрант получает знания о методических основах обучения иностранным языкам в современном общеобразовательном учреждении, актуальных проблемах филологического образования и лучших отечественных и зарубежных практиках обучения филологии. Освоение содержания дисциплин модуля содействует становлению у магистранта субъектного опыта профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в учреждениях среднего профессионального образования и высшего образования. В ходе изучения дисциплин и практик модуля «Теория и практика преподавания иностранных языков, литератур и культур» магистранты учатся с позиций компетентностного подхода определять цели лингвистической и филологической подготовки и соотносить их с ожидаемыми результатами; проектировать образовательный процесс по филологии в средней профессиональной и высшей школе; овладевают современными образовательными технологиями и умениями применять технологии в разных организационных формах образовательного процесса по филологии.
Освоение дисциплин модуля «Теория и практика преподавания иностранного языка, литературы и культуры» позволит магистрантам в будущем осознанно подходить к отбору содержания лингвистического и филологического образования, конструировать его с учетом уровня развития науки.
№п/п
Наименованиедисциплин,практик
Кол-воз.е./час
Формы контроля
Компетенции
Экзамен
Зачет
Конт.работа
Курс.работа
1.
Современные технологии преподавания иностранных языков и культур
4/144
1
УК-2
ОПК-5,6
ПК-1,4
2.
Лингводидактические основы преподавания зарубежной литературы
3/108
1
УК-5
ОПК-3,4
ПК-3
3.
Основы формирования языковой личности
2/72
+
ОПК-7,8
ПК-2,5
3.
Виртуальная образовательная среда в сфере языка, литературы и культуры
ОПК-7,8
ПК-2,5
4.
Производственная практика (педагогическая)
12
+
ОПК-1
ПК-1,3,4
Итого
21ДВ)
-
Модуль "Современная языковая ситуация"
Модуль «Современная языковая ситуация» включает дисциплины, освоение которых способствует у магистрантов развитию универсальных компетенций в области коммуникации и межкультурного взаимодействия для осуществления профессиональной коммуникации на русском языке в устной и письменной форме и направленных на преодоление трудностей межкультурного характера. Освоение содержания элективных дисциплин данного модуля служит расширению профессионального кругозора магистранта, пониманию сущности языковых процессов современного русского языка в целях исследования проблем образования в области лингводидактики, ориентирует на максимальное использование их образовательного и культурного потенциала, а также способствует развитию личности студента и его коммуникативного опыта на русском языке.
№п/п
Наименованиедисциплин,практик
Кол-воз.е./час.
Формы контроля
Компетенции
Экзамен
Зачет
Конт.работа
Курс.работа
1.
Практикум по культуре речевого общения
5/180
1
УК-4
ОПК-3
ПК-5
2.
Практикум по межкультурной коммуникации
2/72
Д
УК-5
ОПК-4
3.
Фонетика и интонация в современном русском языке
4/144
1
УК-4
ПК-1,5
4.
Лексика и фразеология современного русского языка
2/72
+
УК-5
ПК-5
5.
Трудные вопросы русской грамматики
2/72
+
УК-4
ПК-5
5.
Русская разговорная речь
УК-4
ПК-5
6.
Учебная практика (научно-исследовательская работа)
21
Д
УК-4,5
ОПК-1,2,3,4,5,6,7,8 ПК-1,2,3,4,5
Итого
36
-
Модуль "Прикладная русистика в профессиональной деятельности"
Содержание и технологии реализации дисциплин модуля «Прикладная русистика в профессиональной деятельности» включают дисциплины, осваивая которые магистранты научатся проектировать, организовывать, методически и технологически обеспечивать образовательную деятельность в области русского языка как иностранного, исследовать проблемы обучения русскому языку как иностранному на разных уровнях. Освоение содержания дисциплин модуля содействует становлению у магистранта профессиональных навыков лингводидактической деятельности в области русского языка как иностранного (создание и реализация основных и дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному с использованием современных образовательных технологий и с учетом новейших достижений прикладной русистики) и применения современных коммуникативных технологий на иностранном языке в профессиональном взаимодействии.
№
п/п
Наименование дисциплин, практик
Кол-во
з.е./
часов
Формы контроля
Компетенции
Экзамен
Зачет
Контр. работа
Курс.
работа
1.
Методика преподавания русского языка как иностранного
5/180
1
+
УК-4
ОПК-7
ПК-1,2
2.
Проектирование основных и дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному
3/108
1
УК-5
ОПК-2
ПК-1
3.
Открытые образовательные ресурсы по русскому языку как иностранному
3/108
1
ОПК-2,8
ПК-1,5
3.
Технологии дистанционного обучения русскому языку как иностранному
ОПК-2,8
ПК-1,5
4.
Лексикография в современном образовательном пространстве
4/144
1
ОПК-8
ПК-2,4,5
4.
Проблемы современной прикладной лингвистики
ОПК-8
ПК-2,4,5
5.
Производственная практика (науно-исследовательская работа)
3
+
УК-3,4,5
ОПК-1,2,3,4,5,6,7,8
ПК-1,2,3,4,5
Итого
18
-
Модуль "Лингводидактическое тестирование"
Изучение модуля «Лингводидактическое тестирование» рекомендовано магистрантам, желающими расширить предметную подготовку в области тестологии. Усвоение содержания дисциплин модуля «Лингводидактическое тестирование» обеспечивает понимание современного и перспективного состояния лингводидактического тестирования, знакомство с национальными тестовыми программами различного целевого назначения по русскому языку как иностранному, а также овладение технологическими основами лингвистической подготовки (способы и принципы введения материала с помощью обучающих программ, способы закрепления материала, системы упражнений в подготовке к тестирования, организации самостоятельной работы, способы и методы контроля, создание тестового продукта в программах языкового тестирования).
№п/п
Наименованиедисциплин,практик
Кол-воз.е./час
Формы контроля
Компетенции
Экзамен
Зачет
Конт.работа
Курс.работа
1.
Лингводидактическое тестирование в преподавании иностранных языков
3/108
ОПК-5,6
ПК-4
2.
Проектирование языковых тестов
2/72
ОПК-1,2
ПК-5
3.
Практика организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации
3/108
УК-3
ОПК-5,6
3.
Практика подготовки к тестированию по русскому языку как иностранному
УК-3
ОПК-5,6
4.
Экзамен по модулю
1/36
1
Итого
9ДВ)
-
Модуль "Страноведение и лингвострановедение в обучении иностранному языку"
Изучение модуля «Страноведение и лингвострановедение в обучении иностранному языку» рекомендовано магистрантам, желающими расширить предметную подготовку в области страноведения и лингвострановедения России. Дисциплины модуля «Страноведение и лингвострановедение в обучении иностранному языку» ориентированы на развитие и совершенствование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с отбором и презентацией в учебном процессе социально-политических, исторических, географических и др. знаний, связанных с содержанием и формой речевого общения носителей русского языка, с целью обеспечения коммуникативной компетенции изучающих русский язык как иностранный.
№п/п
Наименованиедисциплин,практик
Кол-воз.е./час
Формы контроля
Компетенции
Экзамен
Зачет
Конт.работа
Курс.работа
1.
История, география и культура страны изучаемого языка
3/108
УК-5
ОПК-4
ПК-5
2.
История языка в зеркале истории народа
2/72
УК-4
ПК-1
3.
Национальная картина мира в литературе
3/108
УК-1
ОПК-2
ПК-2
3.
Национальная картина мира в паремиях
УК-1
ОПК-2
ПК-2
4.
Экзамен по модулю
1/36
1
Итого
9ДВ)
-
Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
-
Международно-правовая защита прав человека
В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.
-
Стратегии противодействия международному терроризму