Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Профессиональная коммуникация в международном деловом сотрудничестве
Институт русского языка как иностранного
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Виды профессиональной деятельности выпускника: научно-исследовательская, лингводидактическая, консультативно-коммуникативная. Магистерская программа «Профессиональная коммуникация в международном деловом сотрудничестве» ориентирована на подготовку высококвалифицированных и востребованных специалистов в сфере лингвистического образования и международных деловых связей, владеющих современными теоретическими и методическими знаниями в области деловых культур, делового общения, а также навыками их практического применения для решения профессиональных задач. Выпускники магистратуры могут работать в: - образовательных учреждениях всех уровней — школа, система дополнительного образования, училище, ВУЗ (педагог, преподаватель, преподаватель специальных дисциплин в области деловой и международной деловой коммуникации). - государственных и частных структурах, осуществляющих международную деятельность (переводчик, консультант в сфере международной деловой коммуникации).

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки магистра (научно-исследовательской, организационно-управленческой).

Краткая характеристика

. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: группы 3 и 4 курса бакалавриата факультета русского языка как иностранного РГПУ им. А.И.Герцена, АНО "Культурно-образовательный проект "Восток-Запад", ООО "БИН64". 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: Основная образовательная программа реализуется с помощью современных обучающих технологий интерактивного характера: имитационных игр, метода анализа кейсов, ролевых игр, тренингов и экспериментальных упражнений, тестов и др., что позволяет эффективно реализовывать компетентностный подход к обучению. В институте русского языка как иностранного, реализующем ООП, создана уникальная интернациональная среда. Здесь обучаются представители из разных стран мира: Германии, США, Китая, Южной Кореи, Вьетнама, Великобритании, Австрии, Финляндии, Швеции, Турции и др., что в значительной степени на практике способствует успешному формированию общекультурных компетенций. Обучающиеся имеют возможность осуществлять свои научные исследования в рамках научного направления выпускающей кафедры русского языка как иностранного "Формирование билингвальной личности в искусственной и естественной языковой среде" (научный руководитель направления - доктор филологических наук, профессор Аркадьева Т.Г.). Учитываются особенности контингента обучающихся, которые получают образование не на родном, а на иностранном (русском) языке и находятся вдали от родной среды. Обучающиеся находятся в постоянном контакте с преподавателями, имея возможность заранее получать материалы к занятиям, консультационную помощь. Большое внимание уделяется внеаудиторной работе. Преподаватели факультета организуют учебные и просветительские экскурсии как по достопримечательностям Санкт-Петербурга, так и выездные (Псков, Великий Новгород, Пушкинские Горы и др.). Основательная подготовка в области современных научных исследований в дальнейшем позволит им обучаться в аспирантуре, в том числе на кафедре русского языка как иностранного и кафедре межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена. b. Кадровый состав: Реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Лингвистика» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее направлению, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью в рамках научного направления «Формирование билингвальной личности в искусственной и естественной языковой среде». Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет более 90%. c. Материально-техническое оснащение: Факультет русского языка как иностранного, реализующий ООП, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом. В институте 12 аудиторий, оборудованных мультимедийной техникой. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Обучающиеся имеют возможность принимать участие в международных мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах), проводимых Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ, которая является давним партнером института русского языка как иностранного, а также в рамках проведения ежегодной международной студенческой научно-практической конференции «Международная коммуникация в науке культуре и образовании» осуществляется взаимодействие с сетевым партнером РГПУ им. А.И.Герцена Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методологический"

    Институт иностранных языков

    Магистерская программа «Современня лингвистика и межкультурная коммуникация

    Включает следующие дисциплины:

    · История и методология науки

    · Общее языкознание и история лингвистических учений

    Модуль «Методологический» направлен на формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для проведения самостоятельного научного исследования в области гуманитарных наук.

    Целью дисциплин, входящих в модуль, является углубленная теоретическая и практическая подготовка молодого исследователя, имеющего представление об основных направлениях в науке о языке, знающего историю их возникновения, принципы, динамику и основные этапы развития гуманистической научной мысли, а также владеющего методологией анализа языковых единиц и явлений на всех уровнях системы.

    Главное место в содержательном наполнении модуля отводится общетеоретическим и профильным темам, отражающим проблематику современных научных парадигм знаний и относящимся к области философии, историографии и социологии науки, когнитологии, прагмалингвистики, психолингвистики, социолингвистики, общего и частного языкознания.

    Магистерская программа «Практика и дидактика перевода»

    Данный модуль формирует системное представление о методологических принципах, лежащих в основе современных научных лингвистических и переводческих исследований. Дисциплины модуля раскрывают научно-исторические основы понимания лингвистических учений и теорий перевода, раскрывают различные подходы к изучению лингвистических и текстовых категорий. Различные трактовки процесса перевода рассматриваются в контексте эволюции научной парадигмы 20 и 21 веков. Особое внимание уделяется методам научных исследований, которые используются в современном языкознании и переводоведении, а также аналитической и интерпретативной деятельности переводчика.

    Институт иностранных языков

    Магистерская программа «Теория и практика лингвистических исследований»

    Краткое описание

    Модуль «Лингвистический» направлен на формирование комплекса универсальных и общепрофессиональных компетенций, необходимых для осуществления коммуникации на иностранном языке в академической среде и при профессиональном взаимодействии.

    Краткая характеристика модуля.

    Дисциплины модуля ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения задач, связанных с организацией англо- и русскоязычной коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме. Обучающиеся развивают навыки адекватного восприятия и порождения устных высказываний и письменных текстов, с учетом регистровых характеристик языковой ситуации, конвенций речевого общения в академической среде иноязычного социума, параметров концептуальной/языковой картины мира для достижения коммуникативных целей в профессиональной деятельности.

    Включает следующие дисциплины:

    · Русский язык и культура речи

    · Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

  • Модуль "Лингвистический"

    Краткая характеристика модуля:

    Магистерская программа "Технологии обучения в лингвистическом образовании";

    Магистерская программа "Иностранные языки в контексте современной культуры"

    Дисциплины модуля «Иностранный язык в различных сферах коммуникации»/ «Иностранный язык в повседневных ситуациях общения» и «Второй иностранный язык в профессиональном общении» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения исследовательских задач, связанных с иноязычной коммуникацией, организацией коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на иностранном языке. Обучающиеся развивают навыки адекватного восприятия и порождения когерентных монологических/диалогических текстов, с учетом регистровых характеристик ситуативного контекста, конвенций речевого общения в иноязычном социуме, параметров концептуальной/языковой картины мира для достижения коммуникативных целей в профессиональной деятельности.

    Магистерская программа "Современная лингвистика и межкультурная коммуникация"

    Дисциплины модуля ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения исследовательских задач, связанных с иноязычной коммуникацией, организацией коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на иностранном и русском языках. Обучающиеся развивают навыки адекватного восприятия и порождения когерентных монологических / диалогических текстов, с учетом регистровых характеристик ситуативного контекста, конвенций речевого общения в иноязычном социуме, параметров концептуальной / языковой картины мира для достижения коммуникативных целей в профессиональной деятельности.

  • Модуль "Межъязыковая и межкультурная коммуникация"

    Институт иностранных языков

    Магистерская программа «Теория и практика лингвистических исследований»

    Краткое описание

    Модуль «Межъязыковая и межкультурная коммуникация» направлен на формирование комплекса универсальных и общепрофессиональных компетенций, необходимых для осуществления и анализа коммуникации на иностранном языке для профессионального взаимодействия в условиях диалога культур.

    Краткая характеристика модуля.

    Дисциплины модуля ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для межъязыкового и межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с правилами и традициями межкультурного профессионального общения, нормами речевого общения в иноязычном социуме, включая бизнес-этикет. Совершенствование навыков, необходимых для осуществления профессиональной научной деятельности в межкультурной среде, обеспечивается знакомством с основами переводоведения, контрастивной лингвистики и современными информационно-коммуникационными технологиями для поиска, сбора и обработки информации.

    Включает следующие дисциплины:

    · Деловая коммуникация в профессиональной сфере

    · Информационные технологии и коммуникация

    · Современное переводоведение

    · Контрастивная лингвистика

  • Модуль "Современная языковая ситуация"

    Модуль «Современная языковая ситуация» включает дисциплины, освоение которых способствует у магистрантов развитию универсальных компетенций в области коммуникации и межкультурного взаимодействия для осуществления профессиональной коммуникации на русском языке в устной и письменной форме и направленных на преодоление трудностей межкультурного характера. Освоение содержания элективных дисциплин данного модуля служит расширению профессионального кругозора магистранта, пониманию сущности языковых процессов современного русского языка в целях исследования проблем образования в области лингводидактики, ориентирует на максимальное использование их образовательного и культурного потенциала, а также способствует развитию личности студента и его коммуникативного опыта на русском языке.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Практикум по культуре речевого общения

    5/180

    1

    УК-4

    ОПК-3

    ПК-5

    2.

    Практикум по межкультурной коммуникации

    2/72

    Д

    УК-5

    ОПК-4

    3.

    Фонетика и интонация в современном русском языке

    4/144

    1

    УК-4

    ПК-1,5

    4.

    Лексика и фразеология современного русского языка

    2/72

    +

    УК-5

    ПК-5

    5.

    Трудные вопросы русской грамматики

    2/72

    +

    УК-4

    ПК-5

    5.

    Русская разговорная речь

    УК-4

    ПК-5

    6.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    21

    Д

    УК-4,5

    ОПК-1,2,3,4,5,6,7,8 ПК-1,2,3,4,5

    Итого

    36

  • Модуль "Теория и практика преподавания иностранного языка и иностранной литературы"

    Содержание и технологии реализации дисциплин модуля «Теория и практика преподавания иностранного языка и иностранной литературы» включают дисциплины, осваивая которые магистрант получает знания о методических основах обучения русскому языку как иностранному в современном общеобразовательном учреждении, актуальных проблемах филологического образования и лучших отечественных и зарубежных практиках обучения филологии. Освоение содержания дисциплин модуля содействует становлению у магистранта субъектного опыта профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в учреждениях среднего профессионального образования и высшего образования. В ходе изучения дисциплин и практик модуля «Теория и практика преподавания иностранного языка и иностранной литературы» магистранты учатся с позиций компетентностного подхода определять цели лингвистической и филологической подготовки и соотносить их с ожидаемыми результатами; проектировать образовательный процесс по филологии в средней профессиональной и высшей школе; овладевают современными образовательными технологиями и умениями применять технологии в разных организационных формах образовательного процесса по филологии.

    Освоение дисциплин модуля «Теория и практика преподавания иностранного языка и иностранной литературы» позволит магистрантам осознанно подходить к отбору содержания лингвистического и филологического образования, конструировать его с учетом уровня развития науки.

  • Модуль "Технологии коммуникативной деятельности в профессиональной сфере"
    Модуль «Технологии коммуникативной деятельности в профессиональной сфере» включает дисциплины, освоение которых способствует у магистрантов развитию универсальных компетенций в области коммуникации и межкультурного взаимодействия для осуществления профессиональной коммуникации на русском языке в устной и письменной форме и направленных на преодоление трудностей межкультурного характера. Освоение содержания элективных дисциплин данного модуля служит расширению профессионального кругозора магистранта, пониманию сущности языковых процессов современного русского языка в целях исследования проблем образования в области лингводидактики, ориентирует на максимальное использование их образовательного и культурного потенциала, а также способствует развитию личности студента и его коммуникативного опыта на русском языке.
  • Модуль "Этика и практика международного делового сотрудничества"

    Модуль «Этика и практика международного делового сотредничества» включает дисциплины, осваивая которые магистрант получает знания о теоретических и практических аспектах коммуникации и международного культурного обмена, о технологиях международной коммуникации, о принципах коммуникации при анализе коммуникативных актов и событий, а также при планировании собственной деятельности. Материал дисциплин служит основой для понимания сути коммуникационных процессов в социуме, а также для выбора эффективных способов предотвращения коммуникативных неудач, в том числе в условиях межкультурной коммуникации.

  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму