Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Дошкольная дефектология
Институт дефектологического образования и реабилитации
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании (аттестат) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Бакалавр, прошедший обучение по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика (Образование детей с интеллектуальной недостаточностью)» подготовлен к педагогической, методической и научно-исследовательской деятельности в области олигофренопедагогики. Он может работать в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные образовательные программы в общеобразовательных школах и других учреждениях, где такие программы реализуются. Выпускник может занимать должности учителя, воспитателя и другие, соответствующие направлению подготовки. Кроме того, освоение этой программе позволяет продолжить обучение в магистратуре и получить академическую степень магистра Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника

Цель ОПОП

Развитие личностных качеств и формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной педагогической деятельности в области специального (дефектологического) образования. Это означает, что бакалавр, подготовленный по этой программе способен организовать образовательный процесс обучающихся с умственной отсталостью с учётом особенностей их познавательной сферы, индивидуальных и возрастных особенностей; использовать все возможности современной образовательной среды; он нацелен на непрерывное профессиональное самообразование и личностный рост. Выпускник владеет культурой мышления, устной и письменной речи; способен использовать навыки публичной речи, дискуссии и полемики. Он готов к работе в коллективе, взаимодействию с коллегами и обучающимися с проблемами в интеллектуальном развитии на основе принципов толерантности, диалога и сотрудничества. Бакалавр владеет передовыми средствами и методами работы с информацией, понимает её значение в современном обществе, осознаёт связанные с этим угрозы. Выпускник осознает социальную значимость своей будущей профессии, он мотивирован к профессиональной деятельности в области специального (дефектологического) образования и готов нести ответственность за результаты этой деятельности. Он способен реализовывать адаптированные основные общеобразовательные учебные программы в различных образовательных учреждениях для обучающихся с умсвенной отсталостью, используя при этом современные образовательные методики и технологии, в том числе информационные. Выпускник бакалавриата способен грамотно планировать образовательный процесс и объективно оценивать его результаты, готов включаться во взаимодействие с обучающимися, родителями, коллегами, социальными партнерами.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: школа-интернат № 37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга школа № 502 Красносельского района Санкт-Петербурга школа№ 565 Кировского района Санкт-Петербурга школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга школа № 34 Невского района Санкт-Петербурга школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга школа № 231 Адмиралтейского районаСанкт-Петербурга школа №17 Невского района Санкт-Петербургаа школа №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга школа-интернат № 22 Невского района Санкт-Петербурга школа № 5 Центрального района Санкт-Петербурга школа №34 Невского района Санкт-Петербурга 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: Студентам обеспечивается реальная возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных маршрутов. В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов. Сложившиеся прочные связи кафедры олигофренопедагогики с коррекционно-образовательными учреждениями города позволяют обеспечить систематическую производственную практику, предоставить базу для экспериментальной работы студентам с возможным дальнейшим трудоустройством. Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры позволяет удовлетворить широкий спектр научных интересов студентов. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к электронно-библиотечной системе из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, к библиотечному фонду, включающему отечественные и зарубежные журналы: «Вопросы образования, Вопросы психологии, Воспитание школьников, Здоровье школьника, Педагогическое образование и наука, Преподаватель ХХI, Профильная школа, Психологическая наука и образование, Развитие личности, Дефектология, Логопедия сегодня, Логопед в детском саду, Школьный логопед, Коррекционная педагогика, Риторика и культура речи, Дети с проблемами в развитии, Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, В едином строю, Школьный вестник, Дошкольное воспитание, Наука и школа, The Volta Review, TALK, Psychological Rewiew, Journal of Humanistic Psychology, American Journal on Mental Retardation, Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, Fruefoerderung Interdisziplinaer”, Folia Phoniatrica, Journal of Communication Disorders, Journal of Speech and Hearning Disorders, Behavioral and Brain Sciences, Sondershule» и др. В процессе обучения студенты могут получить сертификаты участников ежегодной научной конференции «Ребенок в современном мире» и других конференций, проходящих на базе РГПУ им. А. И. Герцена и других университетов; сертификаты по дополнительным образовательным программам РГПУ им. А.И. Герцена Студенты разрабатывают проекты, участвуют в конкурсах на молодежных форумах («Моя инициатива в образовании»). Выпускники могут продолжить обучение в магистратурах Института дефектологического образования и реабилитации, других факультетов и институтов РГПУ им. А.И. Герцена и других университетов. b. Кадровый состав: Реализация ООП «Образование детей с интеллектуальной недостаточностью» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплины. Абсолютное большинство преподавателей имеют ученые степени и звания и систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью (в составе кафедры 6 профессоров, 10 доцентов). В реализации образовательной программы принимают участие следующие профессора и доценты: Ильина Светлана Юрьевна - заведующая кафедрой; доктор педагогических наук, профессор; Матасов Юрий Тимофеевич - доктор психологических наук, профессор; Медникова Людмила Сергеевна - доктор психологических наук, профессор; Зарин Алиция - кандидат педагогических наук, профессор; Антропов Александр Петрович - кандидат педагогических наук, профессор; Вовк Валентин николаевич - кандидат педагогических наук, доцент; Глазкова Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент; Войлокова Елена федоровна - кандидат педагогических наук, доцент; Круглова Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент; Кудрина Светлана владимировна - кандидат педагогических наук, доцент; Нефедова Юлия Валентиновна - кандидат педагогических наук, доцент; Богачек Ирина Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент; Шумская Надежда Александровна - кандидат психологических наук, доцент; Кузнецова Людмила Анатольевна - доцент; Петрова Людмила Викторовна - доцент. На кафедре функционируют научные школы, занимающиеся исследованиями образования детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных образовательных организаций (директора дошкольных и школьных коррекционно-образовательных учреждений города, ведущие ученые гуманитарных университетов города). c. Материально-техническое оснащение: Образовательный процесс обеспечивается автономным аудиторным фондом, оснащенным мультимедийным оборудованием; факультет имеет значительный ресурс компьютерной техники с возможностью доступа к сети "Internet" и электронным библиотечным ресурсам Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: В разработке образовательной программы принимают участие специалисты коррекционно-образовательных учреждений Санкт-Петербурга: школа №522 Адмиралтейского района, школа №565 Кировского района, школа №22 Невского района, школа №34 Невского района, детский сад №97 Фрунзенского района, детский сад №15 Выборгского района. Активная научна и методическая работа кафедры олигофренопедагогики находит подтверждение в участии сотрудников кафедры в конференциях на разных научных площадках страны. Партнерские отношения связывают кафедру олигофренопедагогику с Институтом коррекционной педагогики Российской Академии Образования, ведущими факультетами коррекционной педагогики России (Москвы, Архангельска, Саратова и др.).

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Теория и практика образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития"
  • Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха"
  • Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Филологические основы дефектологического образования"

    Изучение дисциплины преследует цель формирования лингвистически компетентной языковой личности, способной дать теоретическое объяснение фактам современного русского языка, владеющей нормами литературного языка и навыками лингвистического анализа языковых единиц разных уровней. Она дает обобщенное описание системы современного русского языка, позволяет выработать представление об основных понятиях русистики, традициях ее изучения и новых тенденциях исследования. Задачи дисциплины: создать многомерное представление о языковых единицах (в структурном, семантическом и коммуникативном аспектах); раскрыть специфику функционирования единиц в речи и тексте, выработать навыки разбора. В основе дисциплины лежат следующие общие принципы: подчеркнутое коммуникативное описание языковой сферы, последовательное разграничение двух типов речевого общения – книжного и разговорного, а в них – диалогического и монологического, освещение языковых единиц как многомерного явления, учет фактора лексико-грамматической координации и нормативных аспектов языка.

  • Модуль "Медико-биологический"
  • Модуль "Клинические основы дефектологии"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Психологические основы дошкольной дефектологии"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Этика профессиональной деятельности педагога

    Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.