Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Теория и методика преподавания восточных языков
Институт востоковедения
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена

Направление профессиональной деятельности

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»: лингводидактическая деятельность: применение на практике действующих образовательных стандартов; использование учебно-методических материалов, современных информационных ресурсов и технологий; применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения; проведение информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области методики преподавания. научно-исследовательская деятельность: выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов, обучения иностранным языкам; участие и проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации; апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля. Будущая карьера: Работа в государственных, коммерческих, некоммерческих и международных организациях и ассоциациях: осуществляющих международное сотрудничество, например, в зарубежных культурных представительствах и центрах; занимающихся разработкой программ информационно-лингвистического обеспечения; занимающихся организацией туристических и деловых поездок за рубеж и иностранных туристов в Россию. Аналитическая и экспертно-консультативная деятельность в учреждениях, организациях и на предприятиях, осуществляющих международную и внешнеэкономическую деятельность. Практическая деятельность в области прикладной и экспериментальной лингвистики в учреждениях и организациях, использующих и разрабатывающих новые информационно-коммуникационные технологии. По окончании 4-летнего курса обучения студенты имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и, в дальнейшем, в аспирантуре.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: ГБОУ гимназии: 148, 171,278,271,306, 399,534,539,540 Школа-интернат №1 ГБОУ СОШ: 24,35,43,80,191,213,328,351,574,605,636,652, Д/С:11,111 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: обучающиеся имеют возможность:овладеть современными методиками и технологиями обучения иностранным языкам; принимать участие в студенческих научных конференциях, осуществлять презентации своих научных достижений, например, в городских конкурсах студенческих достижений с представлением разработанных медиа-проектов, а также в интернет-конференциях и круглых столах; участвовать в международных проектах, посещать открытые лекции представителей ведущих европейских вузов; по окончании обучения по данной образовательной программе студенты могут продолжить обучение в магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена. b. Кадровый состав: Преподавание ведется высококвалифицированными преподавателями, с многолетним опытом работы не только в высших учебных заведениях, но и в средней школе, проходящими ежегодно многопрофильные курсы повышения квалификации, организованные Институтом Сервантеса (г. Москва / Мадрид), Центром французского языка Санкт-Петербурга и Региональным центром оценки качества образования и информационных технологий, а также Университетом дружбы народов совместно с посольством Франции в РФ и т.д. Многие преподаватели имеют звание эксперта ЕГЭ и являются действующими экзаменаторами DELF-DALF, DELE. Ряд дисциплин ведут лекторы-носители языка, работающие в университете по договору с соответствующими Министерствами образования. В рамках данной ОПОП лекции читают ведущие специалисты, доктора и кандидаты наук. Практические и лабораторные занятия осуществляют опытные преподаватели, способные интегрировать последние достижения науки в практику обучения. c. Материально-техническое оснащение: Материально-техническое оснащение: реализация данной ОПОП предусматривает занятия в мультимедийных классах, использование презентационной техники. Средства обучения включают в себя учебно-справочную литературу, Интернет-ресурсы. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: в рамках данной ОПОП осуществляется сотрудничество с вышеназванными базовыми учреждениями, а также со следующими организациями: · Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга; · Немецкий культурный центр им. Гете; · Международный Экзаменационный Центр Cambridge ESOL; · Университет Утрехта, Нидерланды; · Институт лингвистических исследований, Берлин, ФРГ; · Университет Сорбонна-Пари-IV, Париж, Франция; · Университет Ювяскюля, Финляндия; · Посольство Франции в РФ; · Французский Институт в Санкт-Петербурге; · Центр французского языка в Санкт-Петербурге; ·Молодежная ассоциация «Предпринимательство и инновации на территории Бельфора» («Entreprendre et innover sur le territoire de Belfort») · Институт Сервантеса, г. Москва/Мадрид · Посольство Испании в Москве; · Консульство Испании в г. С-Петербурге · Центр испанского языка и культуры «Аделанте», г. Санкт-Петербург

Содержание ОПОП

  • Модуль "Историко-философский"

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.

  • Модуль "Теория и практика межкультурной коммуникации"
  • Модуль "Проекты в различных сферах коммуникации"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Общепрофессиональный"
    Модуль включает дисциплины, которые систематизируют теоретические знания обучающихся о современных концепциях и технологиях профессионального обучения и технологического образования, что является основанием их практического использования для проектирования и реализации основных и дополнительных образовательных программ по робототехнике, предпринимательству, дизайну. Практическую направленность подготовке придают элективные курсы, позволяющие продуктивно решать конкретные профессионально-педагогические задачи, познакомиться с организацией технологического образования одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями, а также производственная (педагогическая) и производственная (преддипломная) практики.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Речевая деятельность на восточном языке"
  • Модуль "Основы теории восточного языка"
  • Модуль "Методический"

    В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.

    Структура модуля "Методический" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) "Биологическое образование":

    1. Введение в профессию
    2. Современные основы обучения
    3. Методика обучения и воспитания (биологическое образование)
    4. Образовательные технологии (биологическое образование)
    5. Решение профессиональных задач учителя
    6. Учебная практика (ознакомительная)
    7. Производственная практика (педагогическая)
    8. Производственная практика (стажерская)
    9. Учебная практика (предметно-содержательная)

    Структура модуля "Методический" по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленнность (профиль) "Экология":

    1. Современные основы обучения экологии
    2. Экологическое образование детей
    3. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников
    4. Информационные технологии в экологическом образовании
    5. Производственная практика (педагогическая)

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа"

    В результате освоения дисциплин модуля обучающиеся получают представление об оценке и контроле качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, а также об эффективных социальных технологиях социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.

    Краткое описание Методического модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Начальное образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    В состав модуля «Методический» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении начального образования. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, развитие компетенций, необходимых учителю начальных классов.

    Дисциплина «Методика и технологии обучения в начальной школе» знакомит с закономерностями и принципами обучения младших школьников, наиболее значимыми системами развивающего обучения, основными теориями отбора содержания образования, методами обучения младших школьников, рассматривает формы организации обучения, требования к современному уроку в образовательном учреждении начального образования, вопросы диагностики образовательной деятельности учащихся, современные технологии начального образования, возможности и способы их использования в работе с младшими школьниками.

    Содержание дисциплины «Методика и технологии воспитания в начальной школе» знакомит с принципами и закономерностями воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования, с функционалом учителя образовательного учреждения начального образования как классного руководителя, с различными методами, формами и технологиями воспитательной деятельности, с особенностями проведения диагностики воспитательных результатов в образовательном учреждении начального образования, позволяет обучающимся приобрести конкретные методические знания и умения, связанные с организацией процесса воспитания младших школьников.

    Дисциплина «Педагогическое сопровождение в начальном образовании» раскрывает сущность педагогического сопровождения, его задачи и принципы, этапы деятельности педагога, ее особенности в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в учении, взаимодействии со сверстниками, адаптации к школьному обучению, в работе с детьми, имеющими особые потребности и включенными в систему инклюзивного образования.

    Дисциплина «Решение профессиональных задач» направлена на развитие готовности обучающихся использовать имеющиеся педагогические, психологические и методические знания при решении задач и проблем, возникающих в работе учителя образовательного учреждения начального образования.

    В рамках модуля рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

    Курсовая работа может быть по одной из указанных дисциплин.

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Учебная практика (предметно-содержательная) позволяет усовершенствовать умения наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, сформировать умения осуществлять психолого-педагогический анализ учебного и внеучебного занятий, получить опыт подготовки и проведения внеучебного занятия с младшими школьниками – смоделировать элементы профессиональной деятельности педагога начальных классов. В процессе практики обучающиеся имеют возможность осознать особенности реализации обучающей и воспитательной функций учителя, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет

    Производственная практика (стажерская)

    Производственная практика (стажерская) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на формирование у обучающихся целостного представления о специфике организации образовательного процесса в современной образовательном учреждении начального образования, на обогащение и совершенствование педагогических знаний и умений, необходимых для практической деятельности, овладение умениями анализировать, проектировать и осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении начального образования

    Практика направлена на овладение обучающимися методов, приемов и средств проведения уроков, внеурочной и воспитательной деятельности. В ходе практики обучающиеся учатся применять умения самостоятельной работы с детским коллективом, овладение содержанием и формами и методами оздоровительной и воспитательной работы. Данная практика представляет собой включение обучающегося как действующего учителя в образовательный процесс образовательного учреждения начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Модуль "Речевая деятельность второго иностранного языка"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.