Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Психология человека и социального взаимодействия
Институт психологии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании (аттестат) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Основная профессиональная образовательная программа «Психология человека и социального взаимодействия» соответствует классическому университетскому стандарту подготовки бакалавра психологии. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению. Бакалавр психологии может работать в психологических центрах, в центрах помощи семье и детям, развивающих центрах, кризисных службах, миграционных службах, образовательных учреждениях, органах социальной защиты, различных организациях в качестве психолога, педагога-психолога, бизнес-тренера, организационного психолога. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы «Психология человека и социального взаимодействия» выпускник сможет овладеть навыками: · диагностики психологических особенностей человека и группы; · групповой и индивидуальной обучающей, развивающей и психокоррекционной работы; · профилактики различных форм отклоняющегося поведения; · психологического просвещения различных слоев населения; · организации и проведения психологического исследования; · оптимизации социально-психологического климата в различных группах. Бакалавр может в дальнейшем специализироваться в области научно-исследовательской деятельности, продолжая свое образование в магистратуре. Бакалавр психологии может работать в области психологической практики в должности психолог, педагог-психолог в учреждениях системы образования, здравоохранения, в области частной психологической практики.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в ОПОП 37.03.01 Психология практического, научно-исследовательского, педагогического и организационно-управленческого видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавра 37.03.01 Психология.

Краткая характеристика

Язык обучения: русский Специфика обучения по основной профессиональной образовательной программе «Психология человека и социального взаимодействия» заключается в подготовке выпускника с широким набором профессиональных компетенций, способным найти применение своим знаниям, умениями навыкам в различных сферах профессиональной деятельности. Во время обучения обучающимся предлагается освоить дисциплины базовой и вариативной части, среди которых можно выделить как теоретические: общая психология, методологические основы психологии, психология личности, возрастная психология и психология развития, социальная психология, психофизиология, этнопсихология, психогенетика, нейропсихология, специальная психология, так и практикоориентированные: психодиагностика, психология общения, психология семьи, психология межличностных отношений, основы консультативной психологии, организационная психология, психология управления, педагогическая психология и др. Обучающиеся проходят учебную и производственную практики в образовательных учреждениях, психологических центрах, учебных центрах коммерческих предприятий. Обучающиеся выполняют научно-исследовательские работы в области психологии под руководством профессоров и доцентов кафедр психологии человека, психологии профессиональной деятельности, психологии развития и образования Института психологии.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Общекультурный"
  • Модуль "Психология социального взаимодействия"

    В содержании модуля рассматриваются различные аспекты социального взаимодействия: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения, психология конфликта, психология межличностных отношений, психология гендерных отношений, семейных отношений, социальной инклюзии и эксклюзии, детских субкультур, освещаются методы и технологии работы с различными социальными категориями.

    В модуль входят следующие дисциплины: "Психология общения", "Конфликтология", "Психология социальной работы", Психология детской субкультуры", "Психология эффективного семейного взаимодействия", "Психология гендерных отношений", Психология межличностных отношений".

  • Модуль "Основы наук о человеке"
  • Модуль "Современные направления психологической науки и практики"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Психология в сфере образования"
  • Модуль "Методология психологического исследования"

    Модуль «Методология психологического исследования» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у обучающихся способности выявлять актуальные проблемы в современной психологии с целью решения профессиональных задач и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологические основания и исследовательские процедуры, уметь их использовать для решения исследовательских задач, осуществлять организацию и планирование психологического исследования, демонстрировать соблюдение этических норм психолога-исследователя, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты собственного исследования.

  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Естественнонаучные основы психологии"

    Модуль «Естественнонаучные основы психологии» состоит из дисциплин, раскрывающих естественнонаучные основания психологии. Данный модуль является ключевым в рассмотрении психофизиологической проблемы в изучении психологии человека: проблемы соотношения в функционировании организма и психики.

    Дисциплины «Психофизиология», «Анатомия и физиология центральной нервной системы» и «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» знакомят обучающихся с наиболее актуальными направлениями исследований в современной отечественной и зарубежной психологии, формируют представления о взаимосвязи нейрофизиологических, психофизиологических и физиологических процессов с профессиональными функциями человека. Дисциплины «Анатомия и физиология ЦНС» и «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» раскрывают взаимосвязь анатомических особенностей головного мозга и нервной системы с психическим функционированием. Дисциплина «Психофизиология» посвящена изучению нейрофизиологических механизмов психических процессов, состояний и поведения.

  • Модуль "Теоретические основы психологии"

    В содержании модуля раскрываются теоретические основания психологической науки. Раскрываются предметная область психологической науки, ее категориальный строй и парадигмальные основания, формирование и развитие психологических знаний в истории культуры и науки, актуальное состояние и перспективы развити психологии как в теоретическом, прикладном и практическом аспектах. Рассматривается человек как объект психологической науки в контексте основных гносеологических моделей: индивида, личности, индивидуальности.

    В содержание модуля входят следующие дисциплины: "Общая психология с практикумом", "История психологии", "Методологические основы психологии", "Психология личности", "Введение в профессию"

  • Модуль "Социально-психологический"

    Модуль «Социально-психологический» имеет целью подготовку обучающихся в области теоретической социальной психологии, а также прикладных и практических аспектов ее применения.

    Дисциплина «Социальная психология» посвящена изучению места социальной психологии в системе научного знания, социальной обусловленности психологических характеристик личности, психологическим феноменам, возникающим в социальном взаимодействии людей в больших и малых группах, психологии общения, а также методам социально-психологической диагностики. Задача данной дисциплины состоит в формировании у обучающихся понимания социальных детерминант психологии человека. Дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков», «Психология общения и переговоров» и «Психология конфликта» формируют представление об эффективной коммуникации, обучают приемам, теоретическим основам изучения конфликтов, связанных с ними массовых беспорядков, а также формируют умения, необходимые при решении конфликтных ситуаций, компетенции эффективного общения и переговоров, в том числе в ситуациях, связанных с особыми условиями деятельности, взаимодействия с неорганизованными группами людей, приемы медиации. Дисциплина «Этнопсихология» направлена на формирование у обучающихся понимания психологических особенностей человека в зависимости от его этнической принадлежности. Этнопсихологическое знание направлено на преодоление этнокультурных стереотипов у обучающихся, способствующее видению широких социальных контекстов в психологии отдельных людей, малых и больших социальных групп.

  • Модуль "Психология профессиональной деятельности"
  • Модуль "Психология развития и образования"

    В содержании модуля отражены проблемы развития личности в образовательной среде, взаимодействия участников педагогического процесса, проблемы обучения и воспитания, психологической безопасности образовательной среды. Рассматриваются теоретические основы педагогической психологии как необходимой базы для развития ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, осознания своих прав, возможностей и ответственности, постановке жизненных целей и их реализации в просоциальной деятельности; методические основы построения психолого-педагогической работы для осуществления практики отношений в диалоге через включение поисковой активности, мотивации и рефлексивных процессов; возможности современной социокультурной ситуации для освоения учебной деятельности, обеспечения качества учебной и воспитательной работы, создания и психолого-педагогического сопровождения проектов совместной деятельности в образовательной среде. Представлены теоретические подходы к определению сущности психологического образования как направления профессиональной деятельности психолога; методологические принципы анализа взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития; специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины; современные методы, формы и средства преподавания психологии в средних учебных заведениях. В модуль входят следующие дисциплины: "Педагогика", "Педагогическая психология", "Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях", "История развития психологии в Герценовском университете", "Методологические основы психологии развития", "Психология развития человека в образовании", "Человек и его сопровождение в образовательных системах"

  • Модуль "Основы научно-исследовательской деятельности в области психологии"
  • Модуль "Основы психологической практики"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.