Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Философская антропология
Институт философии человека
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата «Философская антропология», включает образовательную, научно-исследовательскую, культурно-информационную и управленческую сферы. По окончании образовательной программы «Философская антропология» выпускники могут продолжить обучение в бюджетной магистратуре и аспирантуре, а также могут работать в качестве: - преподавателей философии и философско-культурологических дисциплин в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях; - сотрудников в редакционных и информационно-аналитических отделах издательств, средств массовой информации, телевидения и т.п.; - младших научных сотрудников в научно-исследовательских институтах; - пресс-секретарей и специалистов в области социального развития в производственных, государственных, управленческих, бизнес структурах; - сотрудников комитетов образования (различного уровня) и т.д.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавра (научно-исследовательской, педагогической). Главная цель образовательной программы в структуре университетского образования — предложить путь введения обучающихся в круг философско-антропологических, теоретико-познавательных и социально-философских проблем с тем, чтобы, познакомить их с достижениями теоретического и практического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Срок освоения программы в очной форме обучения составляет 4 года, в заочной форме обучения – 5 лет. На протяжении трех десятилетий Институт философии человека является единственным институтом в России, концентрирующим усилия на комплексном исследовании философско-антропологической проблематики. Сочетание фундаментальных теоретических и современных практико-ориентированных специальностей и направлений подготовки создает уникальные образовательные возможности для студентов. В задачи программы входят: формирование комплекса базовых знаний, навыков и компетенций в области гуманитарных дисциплин (Общенаучный модуль) и в области профессиональной культуры (модуль «Основы профессиональной культуры»), получение базовых и специальных знаний, навыков и компетенций в рамках изучения основных разделов философского знания, истории философии (модуль «История философии»), современной зарубежной философии (модуль «Современная зарубежная философия») и достаточно широкого спектра актуальных областей философского знания (философия техники, философия языка, политическая философия) и др. формирование специальных знаний, навыков и компетенций в рамках освоения спецкурсов и дисциплин по выбору. Спецкурсы и дисциплины по выбору направлены на углубленное изучение историко-философской традиции и религии, прояснение малоизученных/трудных для изучения текстов, интеллектуальных традиций и направлений, формирование представлений об интеракции философских проектов и социокультурных/художественных практик, а также на обучение критическим и междисциплинарным стратегиям рефлексии.

Краткая характеристика

Обучение ведётся на русском языке. В настоящее время институт философии человека – это крупный научный центр по изучению проблем человека, а также единственный философский институт на территории России, изучающий антропологическую тематику на систематической основе. Исторические традиции Института философии человека и университета в целом, сложившаяся структурная и содержательная организация позволили создать мощный образовательный, научно-исследовательский и культурно-просветительский комплекс с динамичными внутренними и внешними связями, которые позволяют студентам-философам, специализирующимся в области философской антропологии, получить систематические знания об обществе, месте человека в нем, динамичных изменениях и трансформациях, происходящих в современном мире, и их глубинных основаниях. Обучение по образовательной программе бакалавриата «Философская антропология» ориентировано на практическую, исследовательскую, просветительскую и управленческую деятельность. Данная программа бакалавриата рассчитана на абитуриентов, интересующихся различными аспектами жизни человека в современном обществе, интеллектуальными, социальными, культурными, политическими процессами. В ходе обучения по программе студенты знакомятся с социокультурным, этническим, религиозным многообразием современного мира, особенностями молодежных субкультур, молодежными интересами, духовными, материальными и постматериальными ценностями представителей различных поколений, функционированием экономических, правовых структур и социальных коммуникаций. Подготовка по программе сочетает академичность (фунаментальная образованность) и практикоориентированность, что позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда, а также реализовать себя в различных видах профессиональной деятельности в сфере науки и образования, а также добиться высоких личностных и карьерных достижений. Практическая значимость программы состоит в том, что она ориентирована на актуальный анализ потребностей рынка труда с точки зрения возникающих новых вакансий и запрашиваемых компетенций в сфере науки и образования с последующей профессиональной адаптацией учащихся к динамично изменяющимся условиям социальной жизни в ходе проведения учебных практик. Данные вопросы актуальны в контексте современной ситуации, характеризующейся потребностью общества в новых профессиях и видах деятельности (координатор образовательных онлайн-платформ, разработчик образовательных маршрутов, системный аналитик в сфере образования, менеджер просветительских проектов, специалист по стратегическому прогнозированию и т.д.). В круг изучения входят следующие дисциплины: история философии, онтология и теория познания, логика, риторика, социальная философия, философская антропология и философия культуры, философия истории, философия политики, философия религии, мировые религии и идеология сектантства, этика, эстетика, культурология, философия искусства, философия науки и техники, информационные технологии и коммуникации, теория и практика общественной коммуникации, социально-политические концепты средств массовой информации, процессы познавательной и творческой деятельности, философские аспекты формирования и развития личности, философия и психология общения, технологии и практики манипулирования общественным сознанием, философия управления, иностранные и древние языки (древнегреческий, латинский) и др.

Содержание ОПОП

  • Модуль «Общенаучный»
  • Модуль «Общепрофессиональный»
  • Модуль "Исследовательские подходы современной философии"
  • Модуль «Интеллектуальные традиции в истории философии»
  • Модуль «Основы профессиональной культуры»
  • Модуль «Профессиональная коммуникация»

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Анализ педагогических процессов в культурно-исторической перспективе"
  • Модуль "Структура и направления рационального познания"
  • Модуль "Перспективы человека"
  • Модуль "Исследования когнитивных методов и практик социокультурной эволюции"
  • Модуль "Эпистемология творческих процессов"
  • Модуль "Современная этическая и эстетическая теория"
  • Модуль "Эстетика и художественная критика"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Античная и средневековая философия"
  • Модуль "История новоевропейской философии"
  • Модуль "Становление неклассической философии"
  • Модуль "Аксиология"
  • Модуль "Логика и эпистемология"
  • Модуль "Социальная философия"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.