Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): История
Институт истории и социальных наук
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат)), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)), зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) - преподаватель истории и исторических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях, средних професиональных учреждениях. Экскурсионная и музейная деятельность - музейные комплексы исторической направленности. Архивная деятельность - архивохранилища различного профиля. Историк-консультант, научный редактор в специализированных научных изданиях, начный сотрудник в научных исследовательских институтах и центрах. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: научно-исследовательская; культурно-просветительская; педагогическая; экспертно-аналитическая.

Цель ОПОП

Целью программы является теоретическая и практическая подготовка выпускников в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: в процессе обучения студент проходит учебные и производственные практики. Центр по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (ЦОООАИ НГОМЗ) - место проведения археологической практики. Российский государственный исторический архив (РГИА), Музей РГПУ им. А.И. Герцена - места проведения архивной практики. Средние образовательные школы Санкт-Петербурга - места проведения педагогической практики. Преддипломная практика проводится на базе РГПУ им. А.И. Герцена. 3. Конкурентные преимущества ОПОП: а. Преимущества обучения: Процесс обучения по основной профессиональной образовательной программе осуществляется на основе использования современных образовательных технологий - дистанционной поддержкой очной формы обучения (электронные учебные курсы по истории России, истории мировых цивилизаций, вспомогательным историческим дисциплинам и др.); мультимедийные технологии (презентации для организации индивидуальной и групповой работы студентов). Студенты, обучающиеся по данной программе, имеют возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью в рамках Студенческого научного общества. Проводятся встречи с ведущими учеными-исследователями, например, Е.В. Анисимовым, Б.И. Колоницким и. др. Студенты могут ознакомиться и принять участие в археологических раскопках в Великом Новгороде, также принять участие в создании выставок совместно с Центром истории парламентаризма при Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Предполагается активное участие студентов в изучении истории РГПУ им. А.И. Герцена, факультета истории и социальных наук и исторических кафедр. Выпускники могут продолжать обучение в магистратуре по направлению "История" в РГПУ им. А.И. Герцена (два вариативных модуля "Всеобщая история". "История России"), магистратурах других высших учебных заведений, например, СПбГУ и т.д. b. Кадровый состав: Остепененность профессорско-преподавательского состава составляет более 90 %. Реализуют ОПОП направления преподаватели высокой квалификации. Среди них: доктор исторических наук профессор М.Б. Свердлов руководит научной школой по истории феодализма в России. Профессор А.Б. Николаев руководит научной школой по истории революций в России. Профессор Н.В. Эйльбарт – ведущий специалист по истории Смутного времени, профессор А.Ю. Давыдов – ведущий специалист по экономическая, социальная и политическая история России второй половины XIX – ХХ вв. Профессор О.Ю. Пленков является ведущим специалистом по истории Европы Новейшего времени, заведующая кафедрой всеобщей истории, профессор Т.В. Кудрявцева является ведущим специалистом по истории античности. Ведущим специалистом в области международных отношений в межвоенное время является профессор Ю.З. Кантор. c. Материально-техническое оснащение: Материально-техническая база соответствует действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения занятий используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации. Предусмотрены помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации; для работы наличествует необходимое лицензионное программное обеспечение; есть доступ в информационно-правовые системы и ЭБС ("Лань", "Znanium.ru", "Юрайт" и др.). Электронная информационно-образовательная среда обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и отвечающие техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне её. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Центр по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (ЦОООАИ НГОМЗ), Российский государственный исторический архив (РГИА), Центр истории парламентаризма при Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ, Российская национальная библиотека, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Государственный Эрмитаж, Государственный музей политической истории России, Фонд А.И. Солженицына и др.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Историко-философский"

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.

  • Модуль "Социо-политические знания"

    Содержание модуля «Социально-политические знания» направлено на формирование у обучающихся систематизированной совокупности базовых знаний о политических и социальных процессах и концепциях, призванное подготовить обучающихся к их использованию в ходе осуществления ими профессиональной деятельности в условиях гражданского общества и правового государства.

    Изучение дисциплин модуля «Социально-политические знания» способствует формированию у обучающихся знаний общественного развития на основе понимания фундаментальных законов общественного развития.

  • Модуль "Новая и новейшая история"
  • Модуль "Геополитическая история"

    В содержании модуля рассматривается изменение геополитической ситуации в мире, факторы, повлиявшие на формирование новых границ политической карты мира. Особенно отмечается значение научных знаний в освоении мирового пространства, появление теорий и идеологий, связанных с новым восприятием мира. Изучение дисциплины предполагает раскрытие основных понятий, связанных с территориальными изменениями и новыми системами взаимоотношений между странами и цивилизациями.

  • Модуль "Основы исторического знания"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Историко-краеведческий"
  • Модуль "История"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Общеобразовательный"
    Модуль "Общеобразовательный" предназначен для формирования и укрепления у студентов широкого научного кругозора, необходимого современному человеку и специалисту с высшим образованием. Он служит базой для изучения специализированных предметов, развивает мышление, формирует способность глубоко понимать и гибко реагировать на текущие изменения в обществе, позволяет выработать критерии аналитического отношения к этим изменениям и к социальной действительности в целом.
  • Модуль "Общеисторические дисциплины"

    В модуль входит следующие дисциплины: "История Средних веков", "История России", "Новая и новейшая история стран Запада", "История России ХХ века"

    Дициплины по истории России призваны познакомить студентов с базовой информацией по истории древней и средневековой Руси, истории Российской империи и СССР, а также Российской Федерации. Дисциплины знакомят обучающихся с основными типами исторических источников и исследовательской литературой по темам курсов. Обучающиеся должны научиться критически анализировать научную литературу по темам курсов и извлекать информацию из исторических источников. В преподавании широко используются интерактивные методы проведения занятий: презентации, групповые дискуссии, обсуждение докладов.

    Дисциплины по истории стран Западной Европы и Америки изучают основные факты, события и проблемы средневековой, новой и новейшей истории стран Запада. Исторические процессы и явления представлены в их социокультурных, политических, экономических измерениях. Содержание курсов дает возможность представить типологические признаки европейской и американской цивилизаций, их место в мировой истории. Особое внимание уделяется проблемам модернизации и становления гражданского общества. Указываются наиболее существенные научные исследования по общим и частным проблемам истории стран Запада в средние века, новое и новейшее время.

  • Модуль "История Древних и ранних средневековых цивилизаций"
  • Модуль "Основы археологии и этнологии"

    Модуль состоит из дисциплин "Археология" и "Этнология"

    В содержании дисциплины "Археология" исследуется развитие человеческого общества по вещественным историческим источникам, определяется роль археологии в деле реконструкции древнейших периодов истории человечества. Особое внимание уделяется изучению полевых и кабинетных методов археологии; знакомству с правилами проведения археологических раскопок. В содержании дисциплины дается характеристика древнейшим культурам и государствам на основании информации, полученной при исследовании археологических памятников в широком смысле этого понятия.

    В содержание дисциплины "Этнология" направлено на рассмотрение фундаментальных проблем появления, развития, взаимодействия этнических групп. В рамках дисциплины анализируются аспекты, функциональное предназначение компонентов этнической культуры, закономерности формирования и изменения этнической картины мира. Выявляются принципы складывания межэтнических коммуникаций, их зависимость с социально-политической, экономической, культурной, исторической составляющими жизни общества.

  • Модуль "Основы исторических дисциплин"

    В состав модуля входят следующие дисциплины: Этнология; Вспомогательные исторические дисциплины. Изучение дисциплин модуля направлено на содействие становлению базовых и профессиональных компетенций студентов через формирование целостной картины происхождения, становления, жизненного уклада и своеобразия облика этносов как субъектов собственной истории и культуры с древнейшего периода истории человечества во всем многообразии составляющих его народов.

  • Модуль "Теория исторического знания"

    Краткое описание:

    В курсе систематически излагаются главные события эволюции исторической мысли в странах Запада и России, этапы становления развития исторической науки. Определяются основные категории и понятия дисциплины «История исторической науки», ее теоретико-методологические основы, общие закономерности и национальные особенности становления и развития исторической науки в странах Запада и России. Уделяется внимание наиболее существенным дискуссионным проблемам и течениям в современной историографии стран Запада и России. Курс дает представление о современном состоянии исторической науки, позволяет выявить и оценить новые исследовательские модели, проанализировать изменения в структуре исторической науки, классификации исторических дисциплин, конкретизировать содержание процессов дифференциации и интеграции в современной исторической науке. Делается специальный акцент на изучение в западной историографии ключевых проблем российской истории.

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.