Краткая характеристика
1. Язык обучения: русский
2. Места прохождения практик:
СПб ГБУ "ДК "Рыбацкий""
МАОУ "Гимназия «Эврика»"
ООО "Пансионат "Юбилейный""
МБУ ДО "Интеллектуально-творческий центр "Кэскил" им. Нины Иннокентьевны Протопоповой" Вилюйского района Республики Саха (Якутия)
МБУ ДО "Детский этнокультурно-образовательный центр"
МАУК "Центр историко-культурного наследия "Касум ёх""
МБОУ "Петропавловская СОШ" ("Петропавловская школа") Республики Саха (Якутия)
МОУ "СОШ "Лесколовский центр образования""
МБОУ "Вилюйская гимназия им. И. Л. Кондакова" Вилюйского р-на Республики Саха (Якутия)
МБОУ "Кингисеппская СОШ № 4"
МАОУ "СОШ им. И. Ф. Пермякова" с. Полноват Белоярского р-на
МКОУ "СОШ № 1 пгт. Палана"
МАОУ СОШ с. Казым Белоярского р-на
МБОУ "Сеяхинская школа-интернат"
ООО ДОЛ "Серебряный ручей"
МБОУ "СШ № 8"
МБОУ «Вилюйская СОШ №2 им. Г.С. Донского»
МБОУ "Покровская СОШ № 3-ОЦ с УИОП"
ГБУ ДО ДООЦ "Маяк"
"Остров Мадагаскар "
МБОУ "Ловозерская средняя общеобразовательная школа"
МБОУ "Нюрбинский технический лицей им.А.Н.Чусовского"
МБОУ "Мгинская СОШ"
ГБОУ № 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга
МОБУ "СОШ 10 имени Д. Г. Новопашина" городского округа "город Якутск"
ГБОУ СОШ № 515 с углубленным изучением иностранных языков имени Иоганна Вольфганга Гёте (Гётешуле) Красногвардейского района Санкт-Петербурга
МКОУ "СОШ № 11" с.Рощино Красноармейского муниципального района Приморского края
МБОУ "Жиганская средняя общеобразовательная школа" муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" Республики Саха (Якутия)
МОБУ "СОШ "Кудровский центр образования № 1"
"Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова"
МБНОУ "Октемский научно-образовательный центр им. Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева" "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия)
МАОУ Апрелевская СОШ №1
МОУ средняя школа № 5 им. О.А.Варенцовой
ГБОУ школа № 467 Колпинского района Санкт-Петербурга
МБОУ "Ловозерская средняя общеобразовательная школа"
МОУ Школа с.Белоярск
ТМК ОУ "Хатангская средняя школа-интернат"
ГБОУ Республики Саха (Якутия) "Экспериментальная школа-интернат "Арктика" с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля
ГБОУ лицей № 445 Курортного района Санкт-Петербурга
МОБУ «СОШ «Муринский центр образования № 4»
ГБОУ гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга
МБОУ Междуреченская СОШ
МКОУ Кондинская СОШ
ГБОУ школа № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга
МАОУ СОШ № 10
МКОУ "Комсомольская основная общеобразовательная школа"
ГБОУ СОШ № 321 Центрального района СПб
ГБОУ СОШ № 367 Фрунзенского района Санкт- Петербурга
ГБОУ СОШ № 634 с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга
ГБОУ школа № 570 Невского оайона Санкт-Петербурга
ГБОУ школа № 691 с углублённым изучением иностранных языков Невского района СПб "Невская школа"
3. Конкурентные преимущества ООП:
Основная образовательная программа бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) 1. «Образование в области родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; направленность (профиль) 2. «Иностранный язык» направлена на подготовку специалистов широкого профиля, которые готовы к решению задач профессиональной деятельности учителя на ступени основного общего и среднего общего образования по предметам федерального, регионального (национально-регионального) компонентов учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения и/или с родным (нерусским) языком обучения.
Перечень языков и литератур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, по которым осуществляется подготовка (на выбор):
алтайская языковая группа
1. Долганский язык, фольклор и литература
2. Эвенкийский язык, фольклор и литература
3. Эвенский язык, фольклор и литература
4. Нанайский язык, фольклор и литература
5. Удэгейский язык, фольклор и литература
палеоазиатская языковая группа
1. Корякский язык, фольклор и литература
2. Нивхский язык, фольклор и литература
3. Чукотский язык, фольклор и литература
4. Эскимосский язык, фольклор и литература
5. Юкагирский язык, фольклор и литература
уральская языковая группа
1. Вепсский язык, фольклор и литература
2. Мансийский язык, фольклор и литература
3. Ненецкий язык, фольклор и литература
4. Хантыйский язык, фольклор и литература
5. Саамский язык, фольклор и литература
6. Селькупский язык, фольклор и литература
Перечень иностранных языков, по которым осуществляется подготовка (на выбор):
1. Китайский язык
2. Финский язык
Выпускники получат фундаментальную общефилологическую подготовку, позволяющую в дальнейшем не только продолжить образование в избранной сфере, но и успешно решать конкретные профессиональные задачи в разнообразных областях деятельности.
Выпускники профессионально владеют языками коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, китайским или финским языками, обладают обширными знаниями по культуре соответствующих народов, регионов и стран, глубокими лингвистическими, литературоведческими и общегуманитарными знаниями.
Полученные знания и приобретенные умения позволят выпускникам сформировать компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности учителя родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в образовательных организациях основного и среднего общего образования, в том числе в кочевых школах, учителя китайского или финского языка, специалиста широкого профиля в области вышеназванных языков.
а. Преимущества обучения: на выбор более 20 групп алтайских, уральских, палеоазиатских языков, фольклора и литературы; возможность самореализации в различных студенческих творческих проектах и мероприятиях; активная исследовательская и экспедиционная деятельность в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Выпускники образовательной программы могут продолжит обучение на магистерских программах института народов Севера, института востоковедения, института иностранных языков РГПУ им. А. И Герцена.
b. Кадровый состав: в реализации ОПОП задействованы кандидаты и доктора филологических наук, член корреспондент РАН, заслуженный деятель культуры РФ, преподаватели, имеющие почетные звания работников высшего образования, награжденные профильными ведомствами, в том числе региональными - "Отличник образования Республики Саха (Якутия)", "За верность Северу", "Учитель учителей Республики Саха (Якутия)"
c. Материально-техническое оснащение: В ходе реализации образовательной программы используются ресурсы Технопарка универсальных педагогических компетенций, который имеет распределённую (сетевую) форму, которая охватывает 75% подразделений и находится в 15 зданиях университета. Технопарк оснащен: 3D Принтер MakerBot Replicator 2, Режущий плоттер Roland Servo GX-300, Камера Insta360 Pro 2 и дополнительное VR/AR оборудование и др.
d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями:
Основными партнерами института народов Севера в Санкт-Петербурге являются организации, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнических культур, а также изучения Арктики – ГКУ ЛО «Дом дружбы Ленинградской области», ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей», Центр коренных народов Ленинградской области, СПб ГБУ Дом Культуры «Рыбацкий», Институт лингвистических исследований (ИЛИ РАН), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, Представительство Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, Представительство Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, штаб-квартира Русского географического общества в Петербурге.
В партнерстве с этими учреждениями проводятся совместные мероприятия и реализуются проекты в области научно-исследовательской деятельности, этнокультурного просвещения, подготовки кадров для Арктики. Так, в 2023 году ИНС принял участие в реализации таких мероприятий, как Ведомственный проект комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики «Санкт-Петербург – центр подготовки кадров для Арктики»; Круглый стол «Сохранение родного языка в условиях глобализации: новые практики» в Доме дружбы Ленинградской области; IV ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Современное поликультурное образование» в Доме национальностей; Торжественные мероприятия, посвященные 120-летию Российского этнографического музея, в том числе XXI Санкт-Петербургские этнографические чтения и заседание Ассоциации этнографических музеев России. На базе Дома Культуры «Рыбацкий» была реализована интерактивная программа "Обряды и праздники северных народов" с участием студентов и преподавателей Института народов Севера им. А.И. Герцена. а также организовано прохождение ознакомительной практики студентов. На базе ИНС совместно с ИЛИ РАН проведена Международная научная конференция «Саамские языки России в синхронии и диахронии». С представительствами северных регионов в Санкт-Петербурге институт народов Севера проводит регулярные мероприятия и встречи по вопросам адаптации студентов и организации студенческих мероприятий. Активно развивается сотрудничество ИНС с Музеем антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН: студенты и преподаватели приняли участие в международной конференции XII Сибирские чтения «Ресурсы Арктики и Сибири: техники, технологии, жизнеобеспечение», реализовали культурную программу в рамках всероссийской акции «Ночь музеев» в интерьерах новой экспозиции Кунсткамеры «Имперский зал: Многонародная Россия».
e. Известные выпускники: