Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Социально-гуманитарный"
-
Модуль "Коммуникативно-цифровой"
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Психолого-педагогический"
Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
-
Модуль "Предметно-методический"
-
Модуль "Общефилологический"
Краткая характеристика модуля
Содержание модуля «Общефилологический» направлено на формирование знаний обучающихся о филологии как науке и предмете изучения.
Модуль ориентирован на углубление и обобщение филологических знаний. Основной задачей модуля является формирование терминосистемы предметной области филологии как науки, систематических знаний основных законов развития языка, понимания современного литературного процесса в отечественной и зарубежной литературе, расширение филологических знаний в области современной лингвистики и литературоведения.
Цель модуля: Изучение дисциплин и практик данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-4: способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и на иностранном(ых) языке(ах);
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Общепрофессиональных:
ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);
ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-4: способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Профессиональных:
ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;
ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;
ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;
ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Структура модуля: Место модуля «Общефилологический» в образовательной программе определяется в соответствии с примерным учебным планом.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена (на выбор образовательной организации).
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Целью учебной практики по межкультурной коммуникации (предметно-содержательной) методике обучения русскому языку как неродному. Существенное внимание уделяется знакомству с современными исследованиями в области межкультурной коммуникации, необходимыми для использования методик и технологий в полиэтнической среде современной школы. Полученный опыт исследовательской деятельности будущие учителя русского языка и литературы смогут использовать в своей педагогической деятельности при организации проектных работ и исследований учащихся.
Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Общепрофессиональных:
ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Профессиональных:
ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;
ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;
ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Форма аттестации по практике – зачет.
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Основной целью учебной практики по русской литературе (предметно-содержательной) является углубление теоретических знаний по поэтике классиков русской литературы, рассмотрение русской литературы как части культуры и культурного наследия, знакомство с современными концепциями литературоведческого анализа текстов русской и зарубежной литературы. Умения и навыки, полученные в ходе практики, могут быть использованы в научно-исследовательской работе обучающихся, а также при прохождении педагогической практики в образовательных учреждениях для организации проектной и исследовательской деятельности и проектировании модулей дополнительных образовательных программ.
Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
Общепрофессиональных:
ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Профессиональных:
ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;
ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;
ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.
-
Модуль "Мировая литература и культура"
Модуль «Мировая литература и культура» ориентирован на специализацию в области иностранной литературы и ее международных связей. Модуль состоит как из литературоведческих дисциплин, так и дисциплин, призванных поддерживать необходимый уровень владения иностранными языками. Поскольку мировую культуру следует представлять себе как единый организм с общим кровообращением и общей генетической памятью, то, в отличие от традиционных историко-литературных курсов, дисциплины модуля ориентированы на концепцию «большого времени» (Бахтин), в котором ничто не пропадает бесследно и все возрождается к новой жизни. Дисциплины модуля ориентированы на определение места и роли иностранной литературы в современной школьной программе.
Краткое описание модуля "Мировая литература и культура" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
Краткая характеристика модуля
Модуль «Мировая литература и культура» состоит из литературоведческих дисциплин, которые ориентированы на концепцию «большого времени» М.М. Бахтина, в котором ничто не пропадает бесследно и все возрождается к новой жизни.
Первая дисциплина модуля называется «Шедевры мировой литературы». Шедеврами принято называть эстетически совершенные произведения. Но художественное совершенство – только один критерий отбора текстов. Другой, не менее важный критерий текстов – их влиятельность, их роль в формировании современной личности
Продолжением «Шедевров» на 4 курсе должна стать дисциплина «Интерпретация художественного текста». Интерпретация – не то же самое, что анализ. Она предполагает, что в тексте нет готового смысла, который нам остается из него лишь извлечь, в нем выявить. Смысл, как понимает его искусство интерпретации, следует сконструировать, задав тексту свои собственные вопросы, именно те, на которые мы ищем ответа сегодня.
Третья дисциплина модуля называется «Русско-зарубежные литературные связи». Она также опирается на понимание мировой культуры как единого организма - то, что происходит в одном органе, отзывается на другом, стимулирует или тормозит его работу.
Модуль завершается дисциплиной «Иностранная литература в школьном образовании». Мы хотим попытаться заново определить место и роль иностранной литературы в современной школьной программе. Изучение дисциплин модуля мы планируем завершить созданием учебника по мировой литературе в школе.
Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Общепрофессиональных:
ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).
Профессиональных:
ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена
-
Модуль "Обучение русскому языку как иностранному и как неродному"
Модуль «Обучение русскому языку как иностранному и как неродному» адресован интересующимся взаимодействием культур в многополярном мире в современную эпоху глобализации. Студенты приобретают знания по социолингвистике и психолингвистике, этнолингвистике и контрастивной лингвистике, основам методики преподавания русский язык иностранцам.
Краткое описание модуля "Обучение русскому языку как иностранному и ка неродному" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
Краткая характеристика модуля
Содержание модуля «Обучение русскому языку как иностранному и как неродному» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Социолингвистика», «Этнолингвистика», «Психолингвистика», «Контрастивная лингвистика», «Методика и технологии обучения русскому языку как неродному», при изучении которых обучающиеся приобретают научные знания о современных методиках и технологиях обучения русскому языку как иностранному и неродному в условиях полиэтнической школы.
Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Общепрофессиональных:
ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).
Профессиональных:
ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.
-
Модуль "Редактирование в сфере образования и лингвистическая экспертиза"
Предлагаемый модуль призван сформировать у студента-филолога ряд важнейших и актуальных сегодня профессиональных компетенций – умений редактировать тексты разных стилей и жанров, профессионально оценивать созданные разными авторами тексты, выявлять зоны риска при создании текстов. Очень важно уметь распознавать и предупреждать возможные коммуникативные конфликты, которые могут вызвать содержание и форма текста. Лингвистическая экспертиза – важное направление, востребованное сегодня в юриспруденции и ее новом разделе – юрислингвистике.
Дисциплины модуля призваны расширить и углубить знания и умения студентов, позволяющие осуществлять правку, редактуру и экспертизу текста.
Краткое описание модуля "Редактирование в сфере образования и лингвистическая экспертиза" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
Краткая характеристика модуля
Модуль «Редактирование в сфере образования и лингвистическая экспертиза» («Словари в практической деятельности филолога», «Типология учебных текстов», «Лингвистическая экспертиза», «Аспекты анализа языка современной литературы», «Функциональная стилистика в деятельности редактора») призван сформировать у студента-филолога ряд важнейших и актуальных сегодня профессиональных компетенций – умений редактировать тексты разных стилей и жанров, профессионально оценивать созданные разными авторами тексты, выявлять зоны риска при создании текстов. Очень важно уметь распознавать и предупреждать возможные коммуникативные конфликты, которые могут вызвать содержание и форма текста. Лингвистическая экспертиза – важное направление, востребованное сегодня в юриспруденции и ее новом разделе – юрислингвистике.
В программе модуля представлены дисциплины, призванные расширить и углубить знания и умения студентов, позволяющие осуществлять правку, редактуру и экспертизу текста.
Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Общепрофессиональных:
ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).
Профессиональных:
ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.
-
Модуль "Русская литература в контексте европейской культуры"
Краткое описание модуля "Русская литература в контексте европейской культуры" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
Краткая характеристика модуля
В процессе освоения дисциплин модуля «Русская литература в контексте европейской культуры» («Русская литература и западноевропейское искусство», «Западная Европа в рецепции русской культуры», «Драма и театр», «Филология и культурология», «Религиозные аспекты русско-европейского культурного диалога») обучающиеся изучают русскую литературу XVIII - XXI вв. в ее динамическом взаимодействии с теми процессами, которые происходили в западноевропейской культуре, а следовательно, расширить и усовершенствовать свои познания не только в аспекте истории и теории литературы, но также культурологии и искусствознания.
Русская литература – органичная часть европейской культуры – практически на всех этапах своего развития устанавливала с Западной Европой отношения взаимодействия – полемики. Влияние европейских художников и мыслителей (Руссо, Шиллера, Гете, Гегеля, Шеллинга, Канта, Шопенгауэра, Ницше и др.) не только на литераторов, но и на российских читателей было достаточно сильным и отзывалось в творчестве многих русских писателей. Также и образы западных стран в целом – Германии, Франции, Италии, Англии – нашли выражение как в художественной, так и в документальной литературе разных столетий. Это не мешало, однако, русской литературе сохранять связь с отечественной историей и национальной культурной традицией. Философско-эстетический опыт русских писателей, в свою очередь, оказывал воздействие на западную литературу. Самоидентификация национального культурного сознания осуществлялась в различных формах в том или ином виде искусства.
Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:
Универсальных:
УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Общепрофессиональных:
ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).
Профессиональных:
ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.
-
Модуль "Эффективная коммуникация в профессиональной деятельности"
-
Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
-
Практикум по введению в лингвистику
-
Практикум по письменной речи
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Детская литература / Literature for Children
-
Проблемы творчества Ф.М. Достоевского