Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Мировоззренческий"
Краткая характеристика модуля
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена
-
Модуль "Основы профессиональной деятельности"
Направление 45.03.02 Лингвистика
Профиль «Перевод и переводоведение»
Содержание модуля
Данный модуль состоит из дисциплин, закладывающих основы теоретического осмысления и практического освоения переводческой деятельности. Особое внимание уделяется основополагающим принципам, лежащим в основе понимания сущности переводческого процесса. Содержание модуля направлено на формирование системного представления о видах письменного и устного перевода, освоение первичных навыков различных видов перевода, знакомство с современными автоматизированными средствами переводческой деятельности. Важная часть модуля отводится формированию базовых основ для изучения профессиональной (переводческой) деятельности научных исследований в области переводоведения.
Направление «44.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Модуль включает следующие дисциплины:
· Дополнительное образование в области иностранного языка
· Интенсификация процесса обучения иностранным языкам
· Дисциплины по выбору
· Основы научных исследований
Данный модуль состоит из дисциплин, закладывающих основы теоретического осмысления и практического освоения различных аспектов профессиональной коммуникации на изучаемом языке. Содержание модуля направлено на формирование системного представления о видах письменной и устной коммуникации в различных сферах использования иностранного языка, об образовательных технологиях и ресурсах, разрабатываемых и применяемых для интенсификации процесса обучения иностранным языкам, о типологии и процедурах анализа изучаемых языков. Особое внимание уделяется формированию базовых основ для проведения научных исследований в области лингвистики. Входящие в модуль дисциплины по выбору предлагают широкий спектр актуальных проблем и тем, изучение которых призвано содействовать становлению профессиональных компетенций бакалавра, необходимых для успешного освоения ряда европейских и восточных языков.
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Анатомо-физиологический"
В процессе освоения дисциплин «Биология человека», «Физиология человека и животных», дисциплин по выбору «Эволюционная физиология человека» / «Антропология», «Экологическая физиология» / «Эволюционная физиология человека» обучающиеся знакомятся со строением человеческого тела во взаимосвязи с функцией, закономерностями организации тела человека и их проявлениями в структуре конкретных анатомо-физиологических систем, общими принципами строения органов различных типов и органоспецифическими особенностями компонентов систем человеческого организма, их топографией, основными феноменами, характеризующими возрастные особенности нервной системы и органов чувств, этапами ее эволюции, методами анатомических исследований и анатомическими терминами, значением фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины. Изучение физиологических дисциплин будет способствовать формированию базовых знаний по физиологии возбудимых тканей, физиологии ЦНС, физиологии систем и органов, физиологии ВНД, экологии человека.
-
Модуль "Психолого-педагогический"
Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
-
Модуль "Теоретические основы физической культуры"
-
Модуль "Теория и частные методики физкультурно-спортивной деятельности"
Модуль - Б.3.8 Теория и частные методики физкультурно-спортивной деятельности входит в вариативную часть профессионального цикла (Б.3). Для изучения дисциплин модуля необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней образовательной школе. Модуль обеспечивает изучение теории и методики физической культуры и прохождение педагогической практики. В содержании модуля дается характеристика техники основных видов двигательной деятельности по изучаемым дисциплинам; подробно рассматриваются средства и методы освоения и обучения данным видам деятельности; основы спортивной тренировки, специфика организации, проведения и правила соревнований по видам спорта, представленным в модуле. Особое внимание уделяется вопросам методики обучения технике и методике проведения занятий различной направленности (гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, плавания, зимних видов спорта) в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования детей.
Модуль включает в себя 37 кредитов; 1332 часа, из них 600 аудиторных и 732 часа на самостоятельную работу студентов. В модуль входят 5 дисциплин: гимнастика (8 кредитов; 288 часов); легкая атлетика (9 кредитов; 324 часа); спортивные и подвижные игры (10 кредитов; 360 часов); плавание (6 кредитов; 216 часов); зимние виды спорта (4 кредита; 144 часа).
Задачи модуля: создать представление о теоретических основах использования базовых видов спорта в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья, организационных и нормативных основ соревновательной деятельности, овладеть технологиями планирования и проведения занятий и спортивно-массовых мероприятий для осуществления профессиональной деятельности.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Модуль "Современные направления физкультурно-оздоровительной деятельности"
-
Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.