Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Клинико-психологическая помощь ребенку и семье
Институт психологии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Выпускники данной образовательной программы подготовлены для работы психологами в школах, клиническими психологами в больницах, центрах оказания социально- психологической помощи населению, клиниках, учреждениях силовых министерств. Область профессиональной деятельности специалистов включает: исследовательскую и практическую деятельность в сфере клинической психологии, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и психологической помощи гражданам в учреждениях образования, здравоохранения и социальной помощи населению, общественных и хозяйственных организациях, административных и правоохранительных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также в сфере частной практики – предоставление психологической помощи или психологических услуг физическим лицам и организациям. Места будущей работы клинического психолога: детские образовательные учреждения, общеобразовательные школы, коррекционные школы, психоневрологические диспансеры и интернаты, больницы общего профиля, психиатрические больницы и поликлиники органы правопорядка, психофизиологические лаборатории, коммерческие структуры, научно-исследовательские институты.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в ОПОП 37.05.01 Клиническая психология (специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье») научно-исследовательского, психодиагностического, экспертного, а также консультативного и психотерапевтического видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки специалиста.

Краткая характеристика

Язык обучения: русский Места прохождения практик. Освоение образовательной программы предусматривает прохождение студентами учебно-ознакомительной, научно-исследовательской, педагогической, квалификационной, преддипломной практики и проведение научно-исследовательской работы в течение всего периода обучения в государственных медицинских и образовательных учреждениях и других организациях. Среди баз практик следующие: · детские образовательные учреждения: ГБДОУ д/с №23 Невского района, ГБДОУ д/с №103 компенсирующего вида Невского района, ГБДОУ Центр развития ребенка д/с №37 Приморского района; · образовательные учреждения: ГБОУ №231 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, ГБОУ школа-интернат №1 имени К.К. Грота Красногвардейского района, ГБОУ Гимназия № 190 Центрального района, ГБОУ СОШ №201 Фрунзенского района, ГБОУ школа №59 Приморского района, ГБОУ школа № 499 Красногвардейского района, ГБСОУ СОШ (8 вида) №499; · центры: Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Приморского района, ГОУ ЦПМСС Кировского района, Автономная некоммерческая организация «Центр развития и реабилитации детей Светлый город», Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Адмиралтейского района, Автономная некоммерческая организация «Образовательный центр РУФ»; · больницы: СПб ГБУЗ «Городская больница №15», ГУЗ «Городская наркологическая больница», СПбГБУЗ «Психиатрическая больница №1 им. П.П. Кащенко»; · учреждения образования и науки: СПб ГБПОУ «Охтинский колледж», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, Учреждение Российской Академии Наук Институт физиологии им. И.П. Павлова. Конкурентные преимущества программы a. Преимущества обучения: Практическая ориентированность учебного процесса на кафедре обеспечивается циклами практики, которые проводятся на научно-практических базах – в учреждениях здравоохранения и образования, в реальных условиях профессиональной деятельности клинического психолога. Выпускники, освоившие основную образовательную программу по специальности «Клиническая психология», могут продолжить обучение в аспирантуре по специальностям «Медицинская психология» и «Психофизиология». b. Кадровый состав: Реализация образовательной подготовки специалистов обеспечивается педагогическими кадрами соответствующей квалификации, имеющими базовое медицинское и психологическое образование, полученное в Ленинградском (Санкт-Петербургском) Государственном университете, Российском Государственном педагогическом университете. Они ведут научно-исследовательскую и научно-методическую работу по профилю программы специалитета. Профессорско-преподавательский состав программы включает 20 человек, большинство из которых имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Непосредственное руководство студентами осуществляется научными руководителями, среди которых 3 доктора наук (А.Н. Алехин, Е.Е. Малкова, Л.А. Ватаева), 12 кандидатов наук, доцентов, которые поддерживают тесные контакты в методическом и организационном плане с руководством медицинских и образовательных учреждений. Руководитель программы - доктор медицинских наук, профессор, автор более 250 научных трудов, Главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Алёхин Анатолий Николаевич. Проф. А.Н. Алёхин является руководителем ведущей научно-педагогической школы Санкт-Петербурга «Методология и методы медико-психологического обеспечения адаптации человека в непривычных условиях жизнедеятельности», включенной в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. c. Материально-техническое оснащение: специализированные учебно-методические кабинеты с читальным залом, учебно-научная лаборатория «Психологии здоровья». Обучающиеся обеспечены учебной и учебно-методической литературой, указанной в учебной программе дисциплин в качестве основной и дополнительной по всем дисциплинам образовательных программ в требуемом объеме. Обеспечен выход в локальную сеть университета, информационную сеть университета, а также INTERNET для оперативного получения информации и обмена ею с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями. Возможен доступ к справочной и научной литературе, в том числе и монографической, периодическим изданиям по профилю подготовки специалистов как через пользование фондом фундаментальной библиотеки Университета, так и методического кабинета психолого-педагогического факультета, а также использование электронных копий литературных источников и электронных версий учебных пособий. Имеются в наличии справочно-информационные базы учебных ресурсов по программе специалитета «Клиническая психология», в том числе библиографические, расположенные в фундаментальной библиотеке университета, а также возможности выхода в национальные и международные информационные сети. Имеются изданные учебные и учебно-методические материалы, а также монографии по проблематике клинической психологии, подготовленные руководителем программы специалитета и руководителями студентов по профилю подготовки. Это учебно-методические комплексы по актуальным проблемам клинической психологии и клинико-психологической помощи семье и ребенку. Для подготовки специалистов по «Клинической психологии» в институте задействованы 4 компьютерных класса общего пользования и 1 мобильный класс (10 ноутбуков) с подключением к сети Интернет из соотношения 13 компьютеров на 100 студентов, которые оснащены лицензионными операционными системами Windows XP, Vista, Windows 7, а также лицензионными программным обеспечением Microsoft Office 2003, 2010. Кроме того, два специализированных компьютерных класса для организации учебных занятий по курсам «Общего психологического практикума», чтобы диагностировать психические свойства и состояния человека, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения, состоящих из 20 компьютеров на 100 обучающихся. Психодиагностический инструментарий позволяющий изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, проводить работу с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности, осуществлять диагностику в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста. 10 учебных аудиторий, оснащены компьютерными мультимедийными установками, где проводятся учебные занятия, а также 3 мобильных комплекта мультимедийной техники. Две аудитории, оснащенные современной аудио и видеотехникой (музыкальный центр, DVD-проигрыватель, видеокамера). d. Сотрудничество. Кафедра клинической психологии и психологической помощи осуществляет сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: СПБ ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Учреждение Российской Академии наук Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева», «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения РФ. Студенты принимают участие в конференциях, участвуют в волонтерских движениях, наблюдают за работой профессионалов, участвуют в клинических разборах. e. Известные выпускники: Леонов А.А. – психолог в МОБУ ССОШ № 1. Берёзкин Д.В. – медицинский психолог в Центре восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина на кризисно-профилактическом отделении. Грошева Е.В. – клинический психолог СПб ГУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Рождественский В.И. - медицинский психолог первой категории, дневной стационар № 3, Городской психоневрологический диспансер № 7 (со стационаром) Пульцина К.И. – младший научный сотрудник, ОАО «Ассоциация разработчиков и производителей систем мониторинга»

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Общепрофессиональный"
    Модуль включает дисциплины, которые систематизируют теоретические знания обучающихся о современных концепциях и технологиях профессионального обучения и технологического образования, что является основанием их практического использования для проектирования и реализации основных и дополнительных образовательных программ по робототехнике, предпринимательству, дизайну. Практическую направленность подготовке придают элективные курсы, позволяющие продуктивно решать конкретные профессионально-педагогические задачи, познакомиться с организацией технологического образования одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями, а также производственная (педагогическая) и производственная (преддипломная) практики.
  • Модуль "Пропедевтика нарушений психического функционирования"
  • Модуль "Основы специальной психологии и педагогики"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Клиническая психология детского и подросткового возраста"
  • Модуль "Клинико-психологическая помощь семье и ребенку"
  • Модуль "Нарушения психической деятельности"
  • Модуль "Практическая клиническая психология"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Социально-экономический"
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Общепсихологический"

    В состав модуля «Общепсихологический» включены дисциплины, содержание которых является базовым для теоретической подготовки психолога.

    Дисциплина «Общая психология» посвящена подробному изучению психологических явлений: психических свойств, психических процессов, психических состояний человека в контексте его рассмотрения как индивида, личности и индивидуальности. Дисциплина «Психология личности» посвящена изучению типологизации концепций личности и анализу ее оснований, рассматривает широкий диапазон подходов к изучению личности в различных психологических направлениях. Дисциплина «Общепсихологический практикум» направлена на практическое применение знаний, полученных в курсе «Общая психология» и является пропедевтической для последующих прикладных и практических курсов. Дисциплина «История психологии» посвящена рассмотрению возникновения и развития психологического знания, формированию основных научных направлений психологии, анализу развития основных методологических построений в ходе формирования психологической науки.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Дифференциально-психологический"

    В данный модуль входят дисциплины, имеющие целью изучение закономерностей нормального психического развития и феноменологии отклонений в когнитивном, эмоциональном и личностном развитии человека на разных этапах жизни на основе толерантного восприятия социокультурных и индивидуально-психологических различий. Содержание дисциплин нацелено на практическое овладение основами планирования психодиагностического исследования, техниками сбора, интерпретации и обобщения психодиагностической информации об отдельных психических образованиях с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

  • Модуль "Психофизиологический"

    Содержание модуля направлено на формирование представлений об основных анатомо-физиологических параметрах жизнедеятельности человека и принципах морфофункциональной организации обеспечения поведения, включая закономерности формирования нервной системы человека и развития ВНД и сенсорных систем в ходе эволюционного и индивидуального развития, психофизиологические характеристики психических процессов и состояний при нормальном и аномальном развитии. Дисциплины модуля включают современные методологические подходы и методы оценки нейрофизиологических и психофизиологических параметров жизнедеятельности человека в норме и при патологии.

  • Модуль "Теоретические основы клинической психологии"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.