Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Мировоззренческий"
Краткая характеристика модуля
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена
-
Модуль "Дошкольная дефектология"
-
Модуль "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
-
Модуль "Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
-
Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития"
-
Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха"
-
Модуль "Методики коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения"
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Психолого-педагогический"
Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
-
Модуль "Филологические основы дефектологического образования"
Изучение дисциплины преследует цель формирования лингвистически компетентной языковой личности, способной дать теоретическое объяснение фактам современного русского языка, владеющей нормами литературного языка и навыками лингвистического анализа языковых единиц разных уровней. Она дает обобщенное описание системы современного русского языка, позволяет выработать представление об основных понятиях русистики, традициях ее изучения и новых тенденциях исследования. Задачи дисциплины: создать многомерное представление о языковых единицах (в структурном, семантическом и коммуникативном аспектах); раскрыть специфику функционирования единиц в речи и тексте, выработать навыки разбора. В основе дисциплины лежат следующие общие принципы: подчеркнутое коммуникативное описание языковой сферы, последовательное разграничение двух типов речевого общения – книжного и разговорного, а в них – диалогического и монологического, освещение языковых единиц как многомерного явления, учет фактора лексико-грамматической координации и нормативных аспектов языка.
-
Модуль "Медико-биологический"
-
Модуль "Клинические основы дефектологии"
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Модуль "Общепрофессиональный"Модуль включает дисциплины, которые систематизируют теоретические знания обучающихся о современных концепциях и технологиях профессионального обучения и технологического образования, что является основанием их практического использования для проектирования и реализации основных и дополнительных образовательных программ по робототехнике, предпринимательству, дизайну. Практическую направленность подготовке придают элективные курсы, позволяющие продуктивно решать конкретные профессионально-педагогические задачи, познакомиться с организацией технологического образования одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями, а также производственная (педагогическая) и производственная (преддипломная) практики.
-
Основы дефектологии
В курсе по выбору «Основы дефектологии» раскрываются особенности субъект-субъектных отношений с человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья: с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторной сферы, которые ограничивают возможности его социализации и интеграции в общество. В курсе рассматривается влияние на развитие ребенка, коррекцию и компенсацию отклонений совокупности (единства) биологических, социальных и психологических факторов. Курс знакомит с категориальным аппаратом науки дефектологии и теоретико-методологическими основами науки - специальной психологии и коррекционной педагогики. Рассматриваются вопросы расширения предметной области специальной психологии и коррекционной педагогики за счет изменения инфраструктуры образования в условиях инклюзивного образования.
Дисциплина ориентирована на формирование у студентов мотивов к более эффективному овладению основной профессионально-образовательной программой, формирование у студентов знаний об элементарной системе средств, методов и приемов коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы психического развития, в условиях специального и инклюзивного образования.
В курсе рассматриваются основы специальной психологии рассматривается как науки о закономерностях психического развития субъектов с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторной сфер и речи. Коррекционная педагогика раскрывается как наука о закономерностях и механизмах управления поведением и деятельностью детей с проблемами развития.
Особое внимание уделяется вопросам профилактики как системы мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в психофизическом развитии. Рассматриваются понятия абилитации, реабилитации, социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
-
Общая патология