Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): География
Факультет географии
Форма обучения: заочная
Получаемая квалификация: бакалавр, программа академического бакалавриата
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ о среднем общем образовании или документ о среднем профессиональном образовании, или документ о высшем образовании и о квалификации зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Студенты, получившие образование по данному направлению, имеют все возможности начать профессиональную карьеру в следующих учреждениях: научно-исследовательских институтах и университетах России и мира; государственных корпорациях и акционерных обществах; федеральных и региональных органах Минприроды РФ, Роскомгидромета, Минэкономразвития РФ, в органах государственного управления; федеральных и региональных структурах контроля экологического состояния и природопользования; заповедниках и национальных парках; проектных институтах и компаниях в области градостроительства, территориального планирования; компаниях, осуществляющих экологические экспертизы, мониторинг и аудит; частных компаниях и собственном бизнесе; структурах международных организаций; общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки

Краткая характеристика

Язык обучения: русский Места прохождения практик: Учебные практики по метеорологии, гидрологи, топографии, зоогеографии, геоботанике, геоморфологии проводятся на специализированной географической станции "Железо" (Лужский район Ленинградской области), на дальнюю практику по физической и экономической географии студенты выезжают в различные районы России и ближнего зарубежья (Урал, Алтай, Крым, Северный Кавказ и др.). Производственные практики проходят в различных научно-исследовательских учреждениях (Институт озероведения РАН, Институт водных проблем Севера РАН, Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства и др.). Конкурентные преимущества ООП: В ходе освоения образовательной программы студенты посещают практические и лекционные занятия высококвалифицированных преподавателей, среди которых почетные работники высшего профессионального образования, заслуженные работники высшей школы. Студенты выполняют выпускные квалификационные работы под руководством представителей научных школ «Территориальная дифференциация социально-экономических процессов, трансформация экономических систем в России и зарубежных странах и региональное природопользование» и «Теория и практика многоуровневого естественно-научного образования», а также ведущих специалистов в области физической и социальной географии. Лаборатории факультета оснащены современным оборудованием (высокоточные GPS-Глонасс приемники, автоматизированная метеостанция последнего поколения, эхолоты, георадар, современные тахеометры), позволяющим проводить учебную и научно-исследовательскую работу на высоком уровне. На базе приборного парка кафедры геологии и геоэкологии функционирует Центр коллективного пользования факультета географии. На защите выпускных квалификационных работ и практически во всех лекционных курсах широко используется мультимедийные технологии. Широко используются ГИС технологии (программные пакеты Mapinfo, ArcGis и др). Студенты имеют возможность получить дополнительную квалификацию «Эколог (в области геоинформационных технологий)». По окончании обучения выпускники могут продолжать обучение в магистратуре РГПУ им. А. И. Герцена и других ВУЗов.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Историко-философский"

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.

  • Модуль "Картография и геоинформационные системы"

    Для географической науки изучение топографии и топографического картографирования имеет исключительно важное и многоаспектное значение. Топографические карты являются базовым информационным фондом страны и мира, применяются для составления географической основы любого тематического исследования, используются как средство для решения прикладных задач. В рамках дисциплины изучается Земля как небесное тело, имеющее определенные размеры и форму. Студенты получают знания о методах создания карт, учатся пользоваться топографическими картами и решать по ним наиболее распространенные задачи, знакомятся с технологией производства полевых топографических измерений и их обработкой.

    Дисциплина "Геоинформатика" позволяет получить общие и специальные знания в области информатики, современных компьютерных и информационных технологий, геоинформационных технологий и методов создания и использования географических информационных систем (ГИС), овладеть методическими и практическими навыками географических исследований.

    В ходе изучения дисциплины "Картография" студенты знакомятся с теоретическими основами современной геодезии; формируют понятия, касающиеся образов территории и явлениях, изображаемых на карте, свойствах картографических произведений; раскрывается специфическая роль картографических произведений как графической модели, отражающей территориальные закономерности, связи между ними.

    В рамках дисциплины "Геоинформационные системы" изучаются основы геоинформационных систем и базовых категорий геоинформатики. Формируется профессиональная культура, геоинформационного образа мышления и начальной ступени компетентности в сфере геоинформационных технологий. Студенты приобретают практические навыки использования геоинформационных систем в профессиональной деятельности, связанной с исследованиями в геологии, геоэкологии, физической, экономической и политической географии.

  • Модуль "Физическая география России и мира
  • Модуль "Экономическая и социальная география России и мира"
  • Модуль "Геоэкология и природопользование"
  • Модуль "Регионоведение"
  • Модуль "Географическое образование"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)

    В содержании дисциплины представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

    Особое внимание уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Естественно-математический"
    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся о физических процессах и явлениях окружающего мира. Изучение физики направлено на углубление и обобщение знаний по физике; систематизацию знаний о многообразии объектов и явлений природы; выявление сущностных характеристик закономерностей и законов физики; определение возможностей использования достижений физики для изучения и объяснения биологических процессов. Изучение математических дисциплин является неотъемлемой частью фундаментальной подготовки. Изучение дисциплин модуля способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения.
  • Модуль "Геология"

    В рамках модуля формируются естественнонаучные мировоззрения и профессиональные компетентности в области геологии на основе современных представлений о строении и истории развития Земли. Осваиваются фундаментальные знания, необходимые как для формирования научной картины окружающего мира так и для дальнейшего изучения различных областей естествознания. Студенты получают знания о закономерностях течения глобальных геологических процессов и взаимного влияния геосфер, знакомятся с методами геологических исследований.

  • Модуль "Общегеографический"

    Модуль «Общегеографический» призван дополнить географическое образование будущего учителя дисциплинами, развивающими общую географическую культуру и считающимися обязательными для любого специалиста в области географии и географического образования.

  • Модуль "Естественная география и землеведение"

    В рамках модуля «Естественная география и землеведение»:

    изучается дифференциация географической оболочки и ее закономерности. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы. Важнейшие закономерности, проявляющиеся в частных сферах природы. Создается основа для изучения таких курсов, как «Физическая география России и мира», «Физическая география и ландшафты России» и «Физическая география и ландшафты мира»

    определяется место геоморфологии в системе наук о Земле, выделяются основные понятия, методики и методологии этой науки. Формируются понятия о возрасте и генезисе рельефа Земли, а также изучаются основные условия и факторы рельефообразования; изучаются механизмы и результаты деятельности, и особенности распространения рельефообразующих процессов, действующих на поверхности Земли. Изучаются эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и их взаимодействия.

    изучается состав атмосферного воздуха, строение атмосферы, пространственно-временное распределение метеорологических величин на земном шаре: давления, температуры, влажности, процессы преобразования солнечной радиации в атмосфере, теплового и водного режима, основные циркуляционные системы, определяющие изменения погоды и климата в различных широтах; студенты учатся владеть стандартными метеорологическими приборами и навыками простейших метеорологических, градиентных и актинометрических наблюдений; методами анализа первичной метеорологической информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков; получать представления о климатической системе, взаимоотношении глобального и локального климатов, процессах климатообразования, системах классификации климатов, крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата.

    формируется система знаний о закономерностях распространения живых организмов и их сообществ на земном шаре. Для достижения этой цели студенты изучают географическое распространение растений и животных – как отдельных видов, так и их комплексов (флоры и фауны); взаимосвязи живого мира с окружающей средой в различных природно-климатических зонах; разные системы биогеографического деления суши и Мирового океана и ландшафтного деления земного шара.

    наличие и движение природных вод обеспечивают возможность взаимодействия атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в процессах глобального, регионального или локального круговорота веществ и энергии. Ресурсы пресных вод способствуют природопользованию или ограничивают использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Наличие и распределение источников воды по поверхности планеты – важный фактор регулирования процессов расселения человечества, экономического развития стран и регионов, видового разнообразия и продуктивности биоты. Освоение дисциплины «Гидрология» необходимо для подготовки профессиональных специалистов по всем направлениям географической науки. Гидрологические знания необходимы для освоения учебного содержания курсов по океанологии, физической географии и ландшафтоведению, рациональному природопользованию, криолитологии и гляциологии, геоморфологии, экономической и социальной географии России и др.

    изучаются вопросы, касающиеся строения, состава и свойств почвы, а также закономерностей ее генезиса, развития и функционирования. Значительное внимание уделяется роли почвоведения в решении вопросов устойчивости биосферы в эпоху прогрессивного роста антропогенной нагрузки на природные экосистемы. Во второй части рассматриваются вопросы, касающиеся условий формирования, морфологического строения, генезиса, свойств и распространения зональных типов почв Земного шара.

    формируются геосистемные представления о единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества; утверждение геоэкологического мировидения и высокой ответственности социума за судьбы земной природы. Изучаются эволюция ландшафтно-экологической научной мысли; концептуальные основы ландшафтоведения; вертикальная и горизонтальная структура ландшафтов; иерархическое устройство и полиструктурности ландшафтной оболочки; генезис, эволюция и функционирование природных геосистем; факторы и механизмы формирования антропогенных ландшафтов; структуры и функционирование сельскохозяйственных, лесохозяйственных, городских, промышленных и рекреационных ландшафтов; ландшафтно-экологические принципы и методы рационального природопользования, охраны природы, территориального ландшафтного планирования и проектирования культурных ландшафтов.

  • Модуль "Общественная география"

    Изучение дисциплин модуля направлено на формирование следующих фундаментальных знаний в области общественной географии:

    овладение студентами системой знаний о трансформации территориальной организации важнейших отраслей в связи с эволюцией технологий. Раскрывается сущность традиционных, прогрессивных и высоких технологий в отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, приоритетные направления технологического развития основных отраслевых комплексов. Особое внимание уделяется формированию у студентов навыков сравнительного анализа на примере эколого-экономической оценки традиционных и ресурсосберегающих технологий.

    изучаются основные процессы расселения населения Земли в целом и её отдельных регионов. Изучаются проблемы естественного и механического движения населения, его половой, возрастной, расовый, религиозный , этнической, языковой, образовательный состав. Выявляются и описываются особенности демографических изменений в крупных регионах и отдельных странах современного мира.

    рассматриваются общие закономерности трансформации пространственной структуры общества на разных пространственных уровнях, от глобального до локального. В ходе изучения дисциплины изучаются основы географии населения, локализация природных ресурсов и особенности природных условий, основные этапы формирования политической и экономической карты мира, система международного территориального разделения труда, основные интеграционные процессы и группировки государств современного мира.

    овладение студентами системой знаний об основах этнической и конфессиональной географии. Излагаются понятия об этносе и существующие концепции этноса, формационный и цивилизационный подходы к изучению этносов. Конкретизируется роль языка в фиксации, хранении и передаче этнической информации, а также роль ландшафтов в эволюции ландшафтов. Рассматриваются особенности религиозного состава населения, дается географическая интерпретация этнических и конфессиональных процессов и явлений. Анализируются проблемы мультикультурализма, географии очагов современного сепаратизма, национальной политики в различных странах современного мира.

    рассматриваются основные проблемы урбанизации населения Земли. Изучаются теория и методология изучения городских территорий, методика геоурбанистических исследований, основные процессы формирования современной сети городов на разных пространственных уровнях, различие понятий «урбанизация» и «урбанизированность», значение городов в разных регионах мира и России, особенности формирования и развития городов с разной численностью населения, условия и факторы развития городов и урбанизированных территорий, городские агломерации и конурбации, особенности планировочной структуры городов различного генезиса.

  • Модуль "Обществоведческий"

    В рамках изучения дисциплины "Социология" раскрываются предмет и структура социологии, специфика социологического знания и его значение для социальных наук в целом. Проводится анализ основных методов социологического исследования. Раскрываются основные понятия социологии, показана эволюция концепций социальной мысли, современные темы и направления социологических исследований.

    Дисциплина "Экономика" дает представление о закономерностях экономического развития общества. Главное внимание уделено изложению специфики функционирования рыночной экономики, прежде всего, закономерностям поведения двух главных субъектов рыночных отношений – потребителя (домохозяйства) и производителя (фирмы). Дается краткая характеристика роли государства в регулировании рыночной экономики. Излагаются важнейшие макроэкономические проблемы и подходы к их решению.

    Предметом дисциплины «Граждановедение» являются права и обязанности граждан страны, в том числе экономические, юридические, политические и др. Наибольшее развитие граждановедение получает в демократическом государстве с развитой правовой системой, построенной на уважении всех этносов и их прав на равноправное и свободное развитие, на уважение каждого человека и его свободы.

    В содержании дисциплины "Правоведение" даются общие понятия основ государства и права, раскрываются общетеоретические положения основных отраслей права, рассматриваются проблемы становления правового государства и общества в Российской Федерации. Изучение дисциплины направлено на изучение основных норм права с целью их применения в профессиональной и иных сферах деятельности.

  • Арктиковедение
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Экономическая социология / Economic sociology

    В содержании дисциплины рассматриваются вопросы группового и индивидуального поведения экономических агентов, мотивация экономической деятельности, социальные связи, отношения, коммуникации, возникающие в процессе производства, распределения, потребления товара и услуг.

  • Этнология / Ethnology

    Волховский филиал

    Дисциплина посвящена объективным основам и этапам развития этнологической науки, особенностям западноевропейской и российской этнологии. В курсе приведены основные разделы этнологической науки. Теоретические положения иллюстрируются примерами из жизни разных народов. Большое внимание уделяется изучению этнологии как науки, раскрывающей процессы формирования и развития различных этнических групп. В содержании дисциплины рассматриваются формы культурной самоорганизации этнических групп, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Подробно характеризуются ведущие научные школы, складывающиеся в рамках этнологии. Исследуются различные виды этнокультурных контактов и концепции межэтнических коммуникаций. Изучаются процессы антропогенеза и этногенеза, вопросы этнических конфликтов и их регулирования. В задачи дисциплины входит исследование различных видов этнокультурных контактов и концепции межэтнических коммуникаций.

  • Противодействие коррупции
  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Этика безопасности