Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Философская антропология
Институт философии человека
Форма обучения: заочная
Получаемая квалификация: бакалавр, программа академического бакалавриата
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

В процессе обучения студенты получают знания и навыки, необходимые для работы: преподавателя философии и философско-культурологических дисциплин в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях; сотрудника редакционных и информационно-аналитических отделов издательств и СМИ; научного сотрудника в исследовательских институтах; пресс-секретаря и специалиста в области социального развития в производственных, государственных, управленческих и коммерческих структурах;сотрудника комитета по образованию различного уровня и др. После обучения и защиты выпускной квалификационной работы выдается диплом государственного образца. Полученное образование позволяет выпускникам стать практикующими специалистами широкого профиля в области современного гуманитарного знания, быть востребованными не только как академические ученые и преподаватели, но также в качестве аналитиков, редакторов в широкой области гуманитарной критики, арт-проектах, бизнес-структурах, издательской, музейной, библиотечной деятельности, медиасфере, в различных государственных и общественных формах управления культурными процессами.

Цель ОПОП

Реализуемая в институте философии человека образовательная программа по профилю «Философская антропология» отвечает современным международным требованиям к подготовке обучающихся по гуманитарным направлениям. Предлагаемый ракурс изучения философского и социокультурного материала отражает исследовательские тенденции проблемы человека в ведущих отечественных и мировых вузах. Изучая дисциплины образовательной программы, обучающиеся проходят путь погружения в круг философско-антропологических, теоретико-познавательных и социально-философских проблем, знакомятся с результатами наиболее значимых исследований в области теоретического и практического мышления, а также в познании закономерностей бытия человека и общества. Область профессиональной деятельности выпускников кафедры включает образовательную, научно-исследовательскую, культурно-информационную и управленческую сферы. Иными словами, широкая и фундаментальная гуманитарная подготовка, которую получают выпускники программы «Философская антропология», с одной стороны, позволяет успешно продолжить обучение в рамках магистратуры и аспирантуры, вести исследования и получать профессиональную реализацию в академической или образовательной среде, а с другой, работать в масс медиа, консалтинге, быть эффективным и универсальным сотрудником коммерческих и государственных организаций.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: Образовательные учреждения Санкт-Петербурга: школы с углубленным и расширенным изучением предметов, гимназии, ФГКОУ "Нахимовское военно-морское училище МО РФ" 3. Конкурентные преимущества ООП:В ходе освоения образовательной программы обучающиеся посещают практические и лекционные занятия высококвалифицированных преподавателей, среди которых почетные работники высшего профессионального образования, заслуженные деятели науки и высшей школы, члены-корреспонденты и действительные члены Российской академии образования, Петровской академии наук и искусств, имеющие правительственные награды за вклад в развитие науки и системы высшего образования, почетные профессора и доценты РГПУ им. А.И. Герцена. В процессе обучения используются современные интерактивные технологии обучения (групповые дискуссии, работа в групах, тренинги и деловые игры). Обучающиеся принимают участие в организации и проведении ежегодных международных научных конференций ("Ребенок в современном мире", "Универсум платоновской мысли"), в грантах и научных проектах Института философии человека. В институте создан Центр современной философии (руководитель проф. А.А. Грякалов), направленный на исследование феномена современности и стратегий идентификации, анализ теоретических оснований модернизации, в осмысление роли России в мировом философском и культурно-историческом процессе. Возможность продолжения обучения в магистратуре: Педагогическое образование (Педагогическая антропология, Философская урбанистика и петербурговедение, Педагогическая теология) Философия (Философская антропология и философия культуры) Кадровый состав. Ведущие преподаватели: Доктор философских наук, профессор Корольков Александр Аркадьевич, заведующий кафедрой философской антропологии и истории философии. Академик РАО. Заслуженный работник высшей школы. Лауреат Государственной премии Президента РФ в области образования. Лауреат Всероссийской литературной премии им. Александра Невского. Член правления Московско-Петербургского философского клуба. Председатель жюри Всероссийского конкурса студенческих работ "Служение Отечеству" Фонда национальной славы России. Эксперт Общественной палаты по вопросам образования. Член редколлегии журналов "Философия образования", "Философия права", "Известия РГПУ им. А.И. Герцена", "Родная Ладога". Доктор философских наук, профессор Стрельченко Василий Иванович, заведующий кафедрой философии. Заслуженный работник высшей школы. Награжден Почетной грамотой Министрерства образования РФ, медалью "За доблестный труд", медалью "В память 300-летия Санкт-Петербурга". Автор учебного пособия для аспирантов "Очерки истории и философии науки". Доктор философских наук, профессор Валицкая Алиса Петровна. Академик РАО. Заслуженный работник высшей школы. Автор концепции культуротворческой школы, председатель Ассоциации культуротворческих школ России (Северо-Запад, Карелия, Санкт-Петербург, Приволжский ФО, Северный Кавказ, Алтай). Награждена медалью "За заслуги перед Отечеством", медалью Вернадского за вклад в отечественную науку, медалью "Золотая сова" за выдающийся вклад в развитие факультета философии человека. Председатель НОЦ "Гуманитарное образование". Доктор философских наук, профессор Грякалов Алексей Алексеевич. Создатель научной школы «Философия современности: основные стратегии и перспективы». Возглавляет Центр исследования философии современности. Автор монографий «Структурализм в эстетике. Критический анализ»; «Эстезис и логос»; «Письмо и событие. Эстетическая топография современности». Член Президиумов Философского общества России Санкт-Петербургского философского общества. Председатель жюри премии «Вторая навигация» Санкт-Петербургского философского общества. Руководитель экспертной группы по философии научного конкурса молодых ученых Министерства науки и образования и Правительства Санкт-Петербурга. Член редколлегии научных журналов «CREDO new» (С.-Петербург), Вестника Воронежского гос. Университета, Вестника Сибирского федерального университета, теоретического журнала по зарубежной философии «Хора» (Курск), «Философия образования» (Новосибирск). Награжден Грамотой Министра образования и науки РФ.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Историко-философский"

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.

  • Модуль "Философия и методология науки"
  • Модуль "Теория познания"
  • Модуль "История русской философии"
  • Модуль "Современная зарубежная философия"
  • Модуль "Профессиональное самоопределение"

    Логическая конструкция модуля представлена единством четырех взаимосвязанных дисциплин: «Человек как проблема философии», «Человек в системе культуры», «Человек в системе общественных коммуникаций», «Человек в системе искусства». В ходе изучения дисциплин внимание студента фокусируется на вопросах истории и современного состояния человека и общества, а также на изучении философско-антропологических, социально-философских, культурологических и художественно-эстетических идей в их непосредственной связи с эволюцией представлений об образовании и воспитании. В ходе изучения дисциплин модуля у студента должно сформироваться представление о том, что бытие человека является единством трех форм деятельности — практической, познавательной, духовно-практической (ценностной, эстетической и т.п.)

  • Модуль "Основы профессиональной культуры"

    Модуль ориентирован на формирование компетентностей в сфере профессиональной культуры, на освоение студентами широкого круга теоретических и практических аспектов профессиональной культуры. В содержание модуля входят следующие дисциплины: «Эстетика», «Этика», «Культурная политика», «Визуальная культура», «Профессиональная этика и деловой этикет», «Нравственно эстетическое воспитание», «История и основы рекламы», «Основы интеллектуальных коммуникаций». Задача модуля представить базовые знания в области профессиональной культуры, а также навыки анализа социокультурных событий, формирование эстетического восприятия действительности, работы в коллективе, способов организации и проведения деловых переговоров, понимания природы профессионального труда.

  • Модуль "Мировые религии и идеология сектантства"
  • Модуль "Ценностно-мировоззренческий"

    Модуль формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность

  • Модуль "Перспективы человека"
  • Модуль "Философская методология"

    Модуль направлен на развитие способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов. Большое место в изучении в изучении модуля занимает рассмотрение различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам владения методами и приемами логического анализа, а также умению работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями. В содержании модуля нашли отражение разработка проблем использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений.

  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Аксиология"
  • Модуль "Становление классических философских традиций"

    В содержании модуля рассматриваются базовые исходные этапы формирования классических философских традиций, устанавливаются критерии изучения истории философии, изучаются роль и место философии и науки в культуре человечества. Модуль включает следующие дисциплины: История философии как наука; Наука и философия в системе духовной культуры; Диалог философских традиций Востока и Запада; Философия и культура поздней Античности; Философия Древней Стои; Византийская философия.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Философские образовательные программы"

    Модуль направлен на развитие умение пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук. Большое место занимает рассмотрение методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования. В содержании модуля нашли отражение разработка проблем владения навыками организации и проведения дискуссий. В содержании модуля подробно освещаются вопросы владения навыками подготовки служебных документов и ведения деловой переписки.

  • Модуль "Формирование неклассической философии"

    Цель и ожидаемые результаты изучения модуля состоит в достижении знаний современных проблем неклассической философии в ее полном содержательном и проблемном объеме. Это включает в себя понимание путей формирования неклассической философской традиции, определение генетической и проблемной значимости традиции романтизма для современной философии, углубленное понимание социально-антропологической тематики в общем контексте философии современности. Также в центре внимания модуля находятся актуальные построения философии власти и геополитики. Завершающим разделом модуля выступает анализ структурализма и постструктурализма в культуре ХХ и ХХI в.в. Герменевтическая проблематика обращена ко всему корпусу изучаемых в модуле дисциплин и представляет собой теоретико-практическое завершение содержания и тематики модуля.

    В результате изучения дисциплин модуля студенты должны обладать профессиональными знаниями и умением проводить занятия по философским дисциплинам в высшей школе, а также готовностью к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений.

  • Модуль "Картины мира и мир ценностей"

    Данный модуль посвящен исследованию современной картины мира. Содержание модуля раскрывает иерархию ценностей, что позволяет уточнить положение человека в современном мире и определить его мировоззренческие приоритеты. В результате изучения дисциплин модуля обнаруживается неочевидность самых привычных аксиологических положений. Большое внимание уделяется философскому анализу ключевых проблем современности: терроризму, дегуманизации общества, кризису гуманитарного сознания.

  • Модуль "Философские проблемы современного общества"

    Актуальность данного модуля обусловлена той ролью, которую философия играет в современном обществе, проясняя культурно-исторические основания развития социума. Цель модуля — сформировать философские представления о динамике и структуре повседневности, методологических аспектах ее анализа, рассмотреть современные социально-философские и культурно-исторические материалы, касающиеся данной проблематики. К более частным задачам курса следует отнести: определение места философии в современной социокультурной аналитике, формирование представлений об эволюции социально-философских, политических и экономических систем XX на фоне конкурирующих типов научной рациональности.

  • Модуль "Философские проблемы конкретно-научных дисциплин"
  • Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)

    В содержании дисциплины представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

    Особое внимание уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Античная и средневековая философия"
  • Модуль "Логика и риторика"
  • Модуль "История новоевропейской философии"
  • Модуль "Онтология"
  • Модуль "Философская антропология"
  • Модуль "Социальная философия"
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Противодействие коррупции
  • Этика безопасности