Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Историко-философский"
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.
-
Модуль "Философия и методология науки"
-
Модуль "Теория познания"
-
Модуль "История русской философии"
-
Модуль "Современная зарубежная философия"
-
Модуль "Профессиональное самоопределение"
Логическая конструкция модуля представлена единством четырех взаимосвязанных дисциплин: «Человек как проблема философии», «Человек в системе культуры», «Человек в системе общественных коммуникаций», «Человек в системе искусства». В ходе изучения дисциплин внимание студента фокусируется на вопросах истории и современного состояния человека и общества, а также на изучении философско-антропологических, социально-философских, культурологических и художественно-эстетических идей в их непосредственной связи с эволюцией представлений об образовании и воспитании. В ходе изучения дисциплин модуля у студента должно сформироваться представление о том, что бытие человека является единством трех форм деятельности — практической, познавательной, духовно-практической (ценностной, эстетической и т.п.)
-
Модуль "Основы профессиональной культуры"
Модуль ориентирован на формирование компетентностей в сфере профессиональной культуры, на освоение студентами широкого круга теоретических и практических аспектов профессиональной культуры. В содержание модуля входят следующие дисциплины: «Эстетика», «Этика», «Культурная политика», «Визуальная культура», «Профессиональная этика и деловой этикет», «Нравственно эстетическое воспитание», «История и основы рекламы», «Основы интеллектуальных коммуникаций». Задача модуля представить базовые знания в области профессиональной культуры, а также навыки анализа социокультурных событий, формирование эстетического восприятия действительности, работы в коллективе, способов организации и проведения деловых переговоров, понимания природы профессионального труда.
-
Модуль "Мировые религии и идеология сектантства"
-
Модуль "Ценностно-мировоззренческий"
Модуль формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность
-
Модуль "Перспективы человека"
-
Модуль "Философская методология"
Модуль направлен на развитие способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов. Большое место в изучении в изучении модуля занимает рассмотрение различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам владения методами и приемами логического анализа, а также умению работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями. В содержании модуля нашли отражение разработка проблем использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений.
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Аксиология"
-
Модуль "Становление классических философских традиций"
В содержании модуля рассматриваются базовые исходные этапы формирования классических философских традиций, устанавливаются критерии изучения истории философии, изучаются роль и место философии и науки в культуре человечества. Модуль включает следующие дисциплины: История философии как наука; Наука и философия в системе духовной культуры; Диалог философских традиций Востока и Запада; Философия и культура поздней Античности; Философия Древней Стои; Византийская философия.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Модуль "Философские образовательные программы"
Модуль направлен на развитие умение пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук. Большое место занимает рассмотрение методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования. В содержании модуля нашли отражение разработка проблем владения навыками организации и проведения дискуссий. В содержании модуля подробно освещаются вопросы владения навыками подготовки служебных документов и ведения деловой переписки.
-
Модуль "Формирование неклассической философии"
Цель и ожидаемые результаты изучения модуля состоит в достижении знаний современных проблем неклассической философии в ее полном содержательном и проблемном объеме. Это включает в себя понимание путей формирования неклассической философской традиции, определение генетической и проблемной значимости традиции романтизма для современной философии, углубленное понимание социально-антропологической тематики в общем контексте философии современности. Также в центре внимания модуля находятся актуальные построения философии власти и геополитики. Завершающим разделом модуля выступает анализ структурализма и постструктурализма в культуре ХХ и ХХI в.в. Герменевтическая проблематика обращена ко всему корпусу изучаемых в модуле дисциплин и представляет собой теоретико-практическое завершение содержания и тематики модуля.
В результате изучения дисциплин модуля студенты должны обладать профессиональными знаниями и умением проводить занятия по философским дисциплинам в высшей школе, а также готовностью к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений.
-
Модуль "Картины мира и мир ценностей"
Данный модуль посвящен исследованию современной картины мира. Содержание модуля раскрывает иерархию ценностей, что позволяет уточнить положение человека в современном мире и определить его мировоззренческие приоритеты. В результате изучения дисциплин модуля обнаруживается неочевидность самых привычных аксиологических положений. Большое внимание уделяется философскому анализу ключевых проблем современности: терроризму, дегуманизации общества, кризису гуманитарного сознания.
-
Модуль "Философские проблемы современного общества"
Актуальность данного модуля обусловлена той ролью, которую философия играет в современном обществе, проясняя культурно-исторические основания развития социума. Цель модуля — сформировать философские представления о динамике и структуре повседневности, методологических аспектах ее анализа, рассмотреть современные социально-философские и культурно-исторические материалы, касающиеся данной проблематики. К более частным задачам курса следует отнести: определение места философии в современной социокультурной аналитике, формирование представлений об эволюции социально-философских, политических и экономических систем XX на фоне конкурирующих типов научной рациональности.
-
Модуль "Философские проблемы конкретно-научных дисциплин"
-
Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
В содержании дисциплины представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Особое внимание уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. -
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Античная и средневековая философия"
-
Модуль "Логика и риторика"
-
Модуль "История новоевропейской философии"
-
Модуль "Онтология"
-
Модуль "Философская антропология"
-
Модуль "Социальная философия"
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Противодействие коррупции
-
Этика безопасности