Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Мировоззренческий"
Краткая характеристика модуля
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена
-
Модуль "Организация деятельности и взаимодействия детей в раннем и дошкольном возрасте"
-
Модуль "Основы проектирования и организации образовательной деятельности детей"
-
Модуль "Методики социально-коммуникативного и речевого развития детей"
-
Модуль "Методики познавательного развития детей"
-
Модуль "Методики художественно-эстетического развития детей"
-
Модуль "Дополнительное образование"
Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.
Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Модуль "Проектирование социокультурного и образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста"
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Медико-биологический"
-
Модуль "Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности"
Модуль направлен на формирование базовой основы профессиональной педагогической компетентности и включает дисциплины: общая и экспериментальная психология, социальная психология, психология развития, клиническая психология детей и подростков, дефектология, теории обучения и воспитания, история педагогики и образования, поликультурное образование, социальная педагогика. Содержание дисциплин обеспечивает широкую научную компетентность студента, умение работать с различными информационными источниками, использовать материал различных научных областей в решении широкого круга профессиональных задач. Много внимания уделяется формированию практических умений и навыков студентов через значительный диапазон практико-ориентированных заданий, групповых дискуссий. Особый акцент делается на овладение студентами научно-понятийным аппаратом и установлению междисциплинарных взаимосвязей.
-
Модуль "Гуманитарный"
-
Модуль "Педагогический"
Модуль «Педагогический» состоит из дисциплин педагогической и психолого-педагогической направленности, а также учебной практики. Дисциплины реализуются в первом и втором семестрах, учебная практика (ознакомительная) предполагается во 2 семестре в объеме 3 з.е. (2 недели) (по усмотрению вуза, может быть рассредоточенной).
Модули «Психологический» и «Педагогический» осваиваются обучающимися параллельно, что обеспечивает прочную психолого-педагогическую основу подготовки обучающихся.
Подготовка по дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области истории образования и педагогической мысли, педагогики современного образовательного учреждения, психолого-педагогических основ начального образования, формирования способности использовать приобретенные знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе образовательного учреждения начального образования
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
Учебная практика (ознакомительная)
Краткая характеристика практики
Учебная практика (ознакомительная) организуется на базе образовательных учреждений общего образования и способствует формированию представления о специфике педагогической профессии в процессе изучения особенностей организации воспитательно-образовательной деятельности в образовательном учреждении начального образования. В процессе выполнения заданий по изучению развития младшего школьника у обучающегося развиваются исследовательские умения как базовые для современного педагога Практика способствует включению обучающихся в практическую педагогическую деятельность, формированию мотивации к овладению профессиональной педагогической деятельностью, овладение исследовательскими умениями педагога на основе изучения личности учащегося для ориентации будущей педагогической деятельности на реализацию личностно ориентированного обучения.
-
Модуль "Психолого-педагогическая поддержка ребенка в образовании"
-
Модуль "Организация общения и взаимодействия с ребенком раннего и дошкольного возраста"
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Противодействие коррупции в сфере образования
Факультативная дисциплина «Противодействие коррупции в сфере образования» знакомит обучающихся с правовой основой противодействия коррупции, многообразием определений коррупции и ее виды; дает представление об историческом возникновении и развитии коррупции как социального явления; вооружает методами противодействия коррупции; воспитывает антикоррупционное поведение у будущих педагогов; знакомит с уголовно-правовой политикой государства в сфере противодействия коррупции.
-
Математика / Mathematics
Цель изучения дисциплины: дать фундаментальные знания высшей математики, показать применение математических методов для описания и исследования процессов управления, сформировать исследовательские навыки в профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
1. сформировать у студентов понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке специалиста;
2. сформировать представление о роли и месте математики в мировой культуре;
3. сформировать систему основных понятий, используемых для описания важнейших математических моделей и математических методов, и раскрыть взаимосвязь этих понятий;
4. привить твердые навыки использования математических методов и моделей для описания и исследования процессов управления.
Факультет информационных технологий
В содержании дисциплины рассматриваются основные разделы математики, которые являются базовыми, и будут использоваться в будущей профессиональной деятельности выпускника. Большое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение, как теоретических вопросов, так и практических приложений в области информатики и вычислительной техники.
-
Этика профессиональной деятельности педагога
Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.
-
Основы духовной культуры
-
Этика безопасности