Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Психология образования
Выборгский филиал
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ о среднем общем образовании или документ о среднем профессиональном образовании, или документ о высшем образовании и о квалификации зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) должность социального педагога, педагога-психолога, психолога - в учреждениях среднего (полного) общего образования; - в учреждениях начального и среднего профессионального образования; - в Центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; - в Центрах семьи; - в детском доме и доме ребенка; - в Центрах социальной помощи семье и детям; - в Домах молодежи и подростков; - в МБУ комплексном центре социального обслуживания населения "Выборг"; - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП типов задач профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки

Краткая характеристика

Язык обучения: русский Места прохождения практик: общеобразовательные учреждения, среди них: гимназии, школы г. Выборга, дошкольные образовательные учреждения г. Выборга, культурно-досуговые центры г. Выборга и Выборгского района. Конкурентные преимущества ООП: Важным преимуществом программы данной программы является наличие заочной формы обучения. Студенты имеют возможность получить полноценное высшее образование в наиболее удобное для себя время. Это позволяет планировать свой процесс обучения самостоятельно в соответствии с жизненными приоритетами. Обучающиеся приезжают в г. Выборг на зачётно-экзаменационные сессии 2 раза в год в строго фиксированное время в соответствии с графиком учебного процесса. На сессиях студенты слушают лекции высококвалифицированных преподавателей. Освоение основной образовательной программы в подготовке бакалавра позволит овладеть основами знаний в области современной педагогики и педагогической психологии, психологии развития, социальной психологии, психологии личности, клинической психологии и психологии здоровья посредством использования современных методов и технологий образования, таких как: социальное моделирование, технологии личностно ориентированного обучения, социально-психологические тренинги, имитационно-игровые технологии, кейс-технологии, коммуникационно-речевые технологии. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре РГПУ им. А. И. Герцена и других ВУЗов России. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Корпус общежития является отдельно стоящим зданием, связанным с учебным корпусом наземным переходом, что является крайне удобным для полноценной студенческой жизни. Материально-техническое оснащение: В ходе реализации ООП используются современные информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные разработки по всем изучаемым дисциплинам, автоматизированная система дистанционного обучения «Дистант» (на базе платформы Moodle).

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Дополнительное образование"

    Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.

    Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Коррекционно-развивающая деятельность"
  • Модуль "Психологическое обеспечение образовательного процесса"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности"

    Модуль направлен на формирование базовой основы профессиональной педагогической компетентности и включает дисциплины: общая и экспериментальная психология, социальная психология, психология развития, клиническая психология детей и подростков, дефектология, теории обучения и воспитания, история педагогики и образования, поликультурное образование, социальная педагогика. Содержание дисциплин обеспечивает широкую научную компетентность студента, умение работать с различными информационными источниками, использовать материал различных научных областей в решении широкого круга профессиональных задач. Много внимания уделяется формированию практических умений и навыков студентов через значительный диапазон практико-ориентированных заданий, групповых дискуссий. Особый акцент делается на овладение студентами научно-понятийным аппаратом и установлению междисциплинарных взаимосвязей.

  • Модуль "Методология и методы психолого-педагогической деятельности"

    Модуль предназначен для расширения и углубления знаний студентов о методах исследовательской деятельности, овладения навыками исследовательской работы, формирования умений организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. Большое место в изучении модуля занимает ориентировка студентов в методах диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. Содержание лабораторных занятий призвано усовершенствовать знания студентов об основных возможностях психодиагностических средств и их ограничениях, особенностях интерпретации результатов. Часть лабораторных занятий проходит на базе школ, что позволяет практически овладевать изучаемыми психолого-педагогическими методами. Особое место в модуле занимает изучение социально-психологических закономерностей и механизмов психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Содержание практических занятий призвано усовершенствовать знания студентов о профилактике деструктивных форм педагогического взаимодействия и его оптимизации. Часть занятий также проводится на базе школ, что позволяет формировать практические умения по организации межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды в различных видах деятельности в соответствии с этическими требованиями профессионального психолого-педагогического общения.

  • Модуль "Психология и педагогика дошкольного возраста"
  • Модуль "Психология и педагогика младшего школьного возраста"
  • Модуль "Психология и педагогика подросткового и юношеского возраста
  • Модуль "Психолого-педагогическое сопровождение педагогической деятельности"
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Противодействие коррупции в сфере образования

    Факультативная дисциплина «Противодействие коррупции в сфере образования» знакомит обучающихся с правовой основой противодействия коррупции, многообразием определений коррупции и ее виды; дает представление об историческом возникновении и развитии коррупции как социального явления; вооружает методами противодействия коррупции; воспитывает антикоррупционное поведение у будущих педагогов; знакомит с уголовно-правовой политикой государства в сфере противодействия коррупции.

  • Этика профессиональной деятельности педагога

    Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.

  • Этика безопасности