Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Историко-философский"
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.
-
Модуль "Социо-политические знания"
Содержание модуля «Социально-политические знания» направлено на формирование у обучающихся систематизированной совокупности базовых знаний о политических и социальных процессах и концепциях, призванное подготовить обучающихся к их использованию в ходе осуществления ими профессиональной деятельности в условиях гражданского общества и правового государства.
Изучение дисциплин модуля «Социально-политические знания» способствует формированию у обучающихся знаний общественного развития на основе понимания фундаментальных законов общественного развития.
-
Модуль "Новая и новейшая история"
-
Модуль "История культуры"
Модуль"История культуры" напрвлен на то, чтобы дать студентам целостное представление о развитии культуры в контексте исторических событий , показать преемственность и взаимосвязь истории и культуры, неповторимость каждого из ее этапов развития, культуры опираясь на наиболее достоверные и значимые оценки истории культуры , с пониманием общественной закономерности появления тех или иных исторических процессов. Модуль состоит из следующих дисциплин: "История мировой художественной культуры"; "История русской культуры"
-
Модуль "Геополитическая история"
В содержании модуля рассматривается изменение геополитической ситуации в мире, факторы, повлиявшие на формирование новых границ политической карты мира. Особенно отмечается значение научных знаний в освоении мирового пространства, появление теорий и идеологий, связанных с новым восприятием мира. Изучение дисциплины предполагает раскрытие основных понятий, связанных с территориальными изменениями и новыми системами взаимоотношений между странами и цивилизациями.
-
Модуль "Основы исторического знания"
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
В содержании дисциплины представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Особое внимание уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. -
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Общеобразовательный"Модуль "Общеобразовательный" предназначен для формирования и укрепления у студентов широкого научного кругозора, необходимого современному человеку и специалисту с высшим образованием. Он служит базой для изучения специализированных предметов, развивает мышление, формирует способность глубоко понимать и гибко реагировать на текущие изменения в обществе, позволяет выработать критерии аналитического отношения к этим изменениям и к социальной действительности в целом.
-
Модуль "Общеисторические дисциплины"
В модуль входит следующие дисциплины: "История Средних веков", "История России", "Новая и новейшая история стран Запада", "История России ХХ века"
Дициплины по истории России призваны познакомить студентов с базовой информацией по истории древней и средневековой Руси, истории Российской империи и СССР, а также Российской Федерации. Дисциплины знакомят обучающихся с основными типами исторических источников и исследовательской литературой по темам курсов. Обучающиеся должны научиться критически анализировать научную литературу по темам курсов и извлекать информацию из исторических источников. В преподавании широко используются интерактивные методы проведения занятий: презентации, групповые дискуссии, обсуждение докладов.
Дисциплины по истории стран Западной Европы и Америки изучают основные факты, события и проблемы средневековой, новой и новейшей истории стран Запада. Исторические процессы и явления представлены в их социокультурных, политических, экономических измерениях. Содержание курсов дает возможность представить типологические признаки европейской и американской цивилизаций, их место в мировой истории. Особое внимание уделяется проблемам модернизации и становления гражданского общества. Указываются наиболее существенные научные исследования по общим и частным проблемам истории стран Запада в средние века, новое и новейшее время.
-
Модуль "История Древних и ранних средневековых цивилизаций"
-
Модуль "Основы археологии и этнологии"
Модуль состоит из дисциплин "Археология" и "Этнология"
В содержании дисциплины "Археология" исследуется развитие человеческого общества по вещественным историческим источникам, определяется роль археологии в деле реконструкции древнейших периодов истории человечества. Особое внимание уделяется изучению полевых и кабинетных методов археологии; знакомству с правилами проведения археологических раскопок. В содержании дисциплины дается характеристика древнейшим культурам и государствам на основании информации, полученной при исследовании археологических памятников в широком смысле этого понятия.
В содержание дисциплины "Этнология" направлено на рассмотрение фундаментальных проблем появления, развития, взаимодействия этнических групп. В рамках дисциплины анализируются аспекты, функциональное предназначение компонентов этнической культуры, закономерности формирования и изменения этнической картины мира. Выявляются принципы складывания межэтнических коммуникаций, их зависимость с социально-политической, экономической, культурной, исторической составляющими жизни общества.
-
Модуль "Основы исторических дисциплин"
В состав модуля входят следующие дисциплины: Этнология; Вспомогательные исторические дисциплины. Изучение дисциплин модуля направлено на содействие становлению базовых и профессиональных компетенций студентов через формирование целостной картины происхождения, становления, жизненного уклада и своеобразия облика этносов как субъектов собственной истории и культуры с древнейшего периода истории человечества во всем многообразии составляющих его народов.
-
Модуль "Теория исторического знания"
Краткое описание:
В курсе систематически излагаются главные события эволюции исторической мысли в странах Запада и России, этапы становления развития исторической науки. Определяются основные категории и понятия дисциплины «История исторической науки», ее теоретико-методологические основы, общие закономерности и национальные особенности становления и развития исторической науки в странах Запада и России. Уделяется внимание наиболее существенным дискуссионным проблемам и течениям в современной историографии стран Запада и России. Курс дает представление о современном состоянии исторической науки, позволяет выявить и оценить новые исследовательские модели, проанализировать изменения в структуре исторической науки, классификации исторических дисциплин, конкретизировать содержание процессов дифференциации и интеграции в современной исторической науке. Делается специальный акцент на изучение в западной историографии ключевых проблем российской истории.
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Противодействие коррупции
-
Этика безопасности