Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Историко-философский"
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.
-
Модуль "Методы психологического исследования"
Модуль «Методы психологического исследования» состоит из дисциплин, направленных на формирование у обучающихся научно-исследовательских компетенций в области психологии.
Дисциплина «Экспериментальная психология» знакомит обучающихся с экспериментом как одним из основных исследовательских методом в психологии, его возможностями и ограничениями, правилами постановки эксперимента психологии, примерами экспериментов. Дисциплина «Психодиагностика» формирует у обучающихся представления о психодиагностике как одном из основных видов деятельности психолога, этическими и правовыми аспектами диагностической деятельности в области психологии, основными психодиагностическими методиками, критериями и требованиями, предъявляемыми к измерительным процедурам в психологии, а также формирует умения применять психодиагностические методики, обрабатывать их результаты, составлять диагностические заключения по результатам психодиагностического обследования. Дисциплина «Математические методы в психологии» знакомит обучающихся с основными математическими методами обработки данных психологических исследований, формирует умение их применять в рамках конкретных психологических исследований. Дисциплина «Методология и методы социально-психологического исследования» посвящена изучению научно-методологических основ проведения социально-психологических исследований и методов обработки и интерпретации полученных результатов.
-
Модуль "Эволюционные основы психологии"
Содержание дисциплин модуля «Эволюционные основы психологии» направлено на усиление подготовки психолога в области гуманитарных наук, знакомит с новейшими научными и практическими достижениями в этой области.
Дисциплина «Антропология» является центральной в области человекознания, формирует представления как гуманитарного, так и естественнонаучного плана о развитии человека в пространстве и времени, его изменчивости, а также взаимосвязи психологических особенностей человека с его индивидными особенностями. Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» знакомит обучающихся с эволюцией развития психики животных и человека, биопсихосоциальными закономерностями поведения.
-
Модуль "Психология развития индивидуальных особенностей в онтогенезе"
В содержании модуля рассматриваются закономерности и проблемы развития человека, возрастные особенности психического развития, социо-культурные условия и биологические факторы нормального развития психических функций, психология индивдуальных различий.
В содержание модуля входят следующие дисциплины: "Психология развития и возрастная психология с практикумом", "Дифференциальная психология"
-
Модуль "Психология труда и организационная психология"В модуле представлены дисциплины теоретического и прикладного характера, направленные на изучение человека как субъекта профессиональной деятельности.
-
Модуль "Психология развития и образования"
В содержании модуля отражены проблемы развития личности в образовательной среде, взаимодействия участников педагогического процесса, проблемы обучения и воспитания, психологической безопасности образовательной среды. Рассматриваются теоретические основы педагогической психологии как необходимой базы для развития ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, осознания своих прав, возможностей и ответственности, постановке жизненных целей и их реализации в просоциальной деятельности; методические основы построения психолого-педагогической работы для осуществления практики отношений в диалоге через включение поисковой активности, мотивации и рефлексивных процессов; возможности современной социокультурной ситуации для освоения учебной деятельности, обеспечения качества учебной и воспитательной работы, создания и психолого-педагогического сопровождения проектов совместной деятельности в образовательной среде. Представлены теоретические подходы к определению сущности психологического образования как направления профессиональной деятельности психолога; методологические принципы анализа взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития; специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины; современные методы, формы и средства преподавания психологии в средних учебных заведениях. В модуль входят следующие дисциплины: "Педагогика", "Педагогическая психология", "Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях", "История развития психологии в Герценовском университете", "Методологические основы психологии развития", "Психология развития человека в образовании", "Человек и его сопровождение в образовательных системах"
-
Модуль "Психология социального взаимодействия"
В содержании модуля рассматриваются различные аспекты социального взаимодействия: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения, психология конфликта, психология межличностных отношений, психология гендерных отношений, семейных отношений, социальной инклюзии и эксклюзии, детских субкультур, освещаются методы и технологии работы с различными социальными категориями.
В модуль входят следующие дисциплины: "Психология общения", "Конфликтология", "Психология социальной работы", Психология детской субкультуры", "Психология эффективного семейного взаимодействия", "Психология гендерных отношений", Психология межличностных отношений".
-
Модуль "Психологические основы психологической помощи"
В содержании модуля представлены основные направления оказания человеку психологической помощи: психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция, психологическая профилактика. Содержатся правовые и этические нормы оказания психологической помощи и организации психологической службы. Отражены методы и подходы психологического консультирования и психотерапии.
В модуль входят следующие дисциплины: "Основы консультативной психологии", "Методы и технологии психологической помощи", "Технологии психологического консультирования", "Основы психотерапии и психокоррекции", "Основы психопрофилактики и психогигиены".
-
Модуль "Современные направления психологической науки"
В содержании дисциплин, входящих в модуль отражены современные концепции и актуальная тематика исследований психологической науки. В модуль включены следующие дисциплины: "Экологическая психология", "Прикладная психология", "Психологические основы когнитивной науки", "Психологические основы аксиологии", "Перинатальная психология".
В частности, представлено содержание научного направления – психология окружающей среды, которое наиболее интенсивно развивается в последние десятилетия. Она направлена на исследование проблем и эффектов взаимодействия человека и окружающей среды. Рассматривает отражение в сознании человека факторов окружающей среды как условий реализации целей и потребностей жизнедеятельности человека.
Рассматривается система понятий, обеспечивающих психологическое содержание организационного проектирования среды и ситуаций жизнедеятельности человека. Рассматриваются методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития организаций с позиций отечественной и зарубежной психологии.
Особое внимание уделяется психологическим основаниям когнитивной науки как наиболее интенсивно развивающейся отрасли современной академической науки, куда входят психолингвистика, психосемиотика, нейронаука и другие актуальные области когнитивной психологии.
Рассматриваются психологические основания аксиологии как науки о ценностях, динамика ценностных ориентаций. Показаны особенности формирования и развития моральных и эстетических эталонов в различных культурных, этнических и религиозных сообществах, а также особенности формирования индивидуальной системы ценностей, морального сознания и чувства прекрасного.
Дается характеристика истории возникновения и современной проблематики перинатальной психологии. Описываются закономерности развития ребенка и детско-родительских отношений на различных этапах перинатального периода, особенности психологического сопровождения людей в контексте проблематики перинатальной психологии.
-
Модуль "Методология частного психологического исследования"
В модуле рассматриваются проблемы методологии частного научного исследования, возможности и ограничения психологического познания, основные методы психологического познания. Освещается применение основных качественных и количественных методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач, способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применению основных методов, способов и средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, использованию в профессиональной деятельности автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых систем, автоматизированных рабочих мест, проведению информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач. В модуль входят следующие дисциплины: "Методология и методы психологического познания", "Методы анализа эмпирических данных в психологии", "Качественные и количественные методы исследований в психологии".
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
В содержании дисциплины представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Особое внимание уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. -
Модуль "Экономико-правовой"
Изучение "Экономико-правового" модуля способствует формированию у обучающихся знания экономических и правовых основ функционирования системы российского образования в целом и отдельных образовательных организаций, а также специфики рынка труда в сфере образования и особенностей финансирования образовательной деятельности. Дает представление об основных отраслях права и элементах образовательного права. Изучение данного модуля формирует у обучающегося готовность к профессиональной деятельности, в соответствии с закономерностями развития мировой и национальной экономики, приоритетами государственной образовательной политики, а также способность к выбору оптимальных способов удовлетворения образовательных потребностей и обеспечения карьерного роста в сфере образования.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Основы социо-политологического знания"
В рамках модуля раскрываются предмет и структура социологии, специфика социологического знания и его значение для социальных наук в целом. Проводится анализ основных методов социологического исследования. Раскрываются основные понятия социологии, показана эволюция концепций социальной мысли, современные темы и направления социологических исследований.
Дается характеристика западно-европейской и российской политической традиции на материале истории политической мысли. Дается характеристика современных политических школ и идеологий. Политологический анализ общества дается через такие понятия, как гражданское общество, политическая система, политический режим, политические партии, политические технологии, политические элиты. Особое снимание уделяется современным политическим процессам в мире и в России.
-
Модуль "Естественнонаучные основы психологии"
Модуль «Естественнонаучные основы психологии» состоит из дисциплин, раскрывающих естественнонаучные основания психологии. Данный модуль является ключевым в рассмотрении психофизиологической проблемы в изучении психологии человека: проблемы соотношения в функционировании организма и психики.
Дисциплины «Психофизиология», «Анатомия и физиология центральной нервной системы» и «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» знакомят обучающихся с наиболее актуальными направлениями исследований в современной отечественной и зарубежной психологии, формируют представления о взаимосвязи нейрофизиологических, психофизиологических и физиологических процессов с профессиональными функциями человека. Дисциплины «Анатомия и физиология ЦНС» и «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» раскрывают взаимосвязь анатомических особенностей головного мозга и нервной системы с психическим функционированием. Дисциплина «Психофизиология» посвящена изучению нейрофизиологических механизмов психических процессов, состояний и поведения.
-
Модуль "Теоретические основы психологии"
В содержании модуля раскрываются теоретические основания психологической науки. Раскрываются предметная область психологической науки, ее категориальный строй и парадигмальные основания, формирование и развитие психологических знаний в истории культуры и науки, актуальное состояние и перспективы развити психологии как в теоретическом, прикладном и практическом аспектах. Рассматривается человек как объект психологической науки в контексте основных гносеологических моделей: индивида, личности, индивидуальности.
В содержание модуля входят следующие дисциплины: "Общая психология с практикумом", "История психологии", "Методологические основы психологии", "Психология личности", "Введение в профессию"
-
Модуль "Социально-психологический"
Модуль «Социально-психологический» имеет целью подготовку обучающихся в области теоретической социальной психологии, а также прикладных и практических аспектов ее применения.
Дисциплина «Социальная психология» посвящена изучению места социальной психологии в системе научного знания, социальной обусловленности психологических характеристик личности, психологическим феноменам, возникающим в социальном взаимодействии людей в больших и малых группах, психологии общения, а также методам социально-психологической диагностики. Задача данной дисциплины состоит в формировании у обучающихся понимания социальных детерминант психологии человека. Дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков», «Психология общения и переговоров» и «Психология конфликта» формируют представление об эффективной коммуникации, обучают приемам, теоретическим основам изучения конфликтов, связанных с ними массовых беспорядков, а также формируют умения, необходимые при решении конфликтных ситуаций, компетенции эффективного общения и переговоров, в том числе в ситуациях, связанных с особыми условиями деятельности, взаимодействия с неорганизованными группами людей, приемы медиации. Дисциплина «Этнопсихология» направлена на формирование у обучающихся понимания психологических особенностей человека в зависимости от его этнической принадлежности. Этнопсихологическое знание направлено на преодоление этнокультурных стереотипов у обучающихся, способствующее видению широких социальных контекстов в психологии отдельных людей, малых и больших социальных групп.
-
Модуль "Основы клинической психологии"
В модуль входят дисциплины "Введение в клиническую психологию", "Специальная психология", "Патопсихология", "Психология стресса", обеспечивающие компетенции в области клинической психологии, специальной психологии и патопсихологии. В содержании курсов раскрывается проблематика аномального развития, пограничных и измененных состояний.
-
История
Курс «История», читаемый в Волховском филиале, ставит задачей изложить основные факты, события, явления отечественной истории, создав тем самым основу для дальнейшего углубленного изучения различных сторон развития отечественной общественной жизни: экономики, социальных отношений, литературы, права и др. Центральное место при изучении курса занимают проблемы формирования и развития российского и советского государства; территориальных изменений, происходящих на разных этапах его развития; роли России в многонациональном государстве.
Знание материала данного курса будет содействовать пониманию специфики проявления в истории России наиболее общих закономерностей и тенденций исторического развития, а также пониманию возможностей ее настоящего и будущего развития.
Дагестанский филиал:
Цель дисциплины: систематизация и дополнение исторических знаний студентов, для уяснения ими логики общественного развития, понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса. В ходе изучения дисциплины формируется научное представление о проблемах становления и развития российской государственности, специфике социально-экономической, политической и духовной истории нашей страны. Рассмотрение истории России в контексте мировой истории дает представление о месте России в современном мире.
Материал дисциплины формирует у студента способность к анализу и решению мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны. В рамках данной дисциплины студент приобретает способность к использованию приемов и методов гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, навыки работы с информацией из различных источников в познавательной и профессиональной деятельности, умения выражать свои мысли в письменной и устной форме.
Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса, способствуют более глубокому изучению дисциплин: «Философия», «Экономика», «Политология».
Выборгский филиал
В содержании дисциплины показаны всемирно-исторический процесс и роль России в мировой истории. Значительное место в изучении дисциплины отведено вопросам достижения культуры и системы ценностей, сформированных в ходе исторического развития.
-
Трудные вопросы русской грамматики
Содержание дисциплины «Трудные вопросы русской грамматики» ориентировано на овладение обучающимися грамматическими (синтаксическими и морфологическими) нормами современного русского литературного языка в аспекте русского языка как иностранного; основными грамматическими терминами для решения профессиональных задач; особенностями русской грамматики для постановки и решения исследовательских задач в области образования; способами грамматического оформления устной и письменной речи в заданных коммуникативных ситуациях. Основное место в дисциплине занимают разделы: «Краткие и полные прилагательные», «Неопределённые и отрицательные местоимения и наречия», «Глаголы движения», «Выражение обстоятельственных отношений». Дисциплина обеспечивает углубленное освоение проблематики грамматических исследований, развитие умений формулировать и аргументировать собственную позицию в процессе межкультурной и межличностной коммуникации с учётом её специфики и языковых средств выражения смысловых отношений в простом и сложном предложении; использовать систематизированные теоретические и практические знания по грамматике русского языка для постановки и решения исследовательских задач в области лингвистики и образования.
Изучение закономерностей организации грамматической системы наряду с особенностями использования грамматических единиц в различных продуктивных видах речевой деятельности позволяет совершенствовать навыки поиска, извлечения лингвистической информации из различных источников; умения использования понятийного аппарата лингвистики в профессиональной сфере.
-
Русская разговорная речь
Обучение разговорной речи иностранных учащихся является одним из основных условий для обучения другим видам речевой деятельности. Разговорная речь – это разновидность языка, реализующаяся преимущественно в устной форме в ситуации неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном взаимодействии партнеров коммуникации. Именно неподготовленное общение вызывает наибольшие трудности у иностранных студентов.
-
Политология
В содержании дисциплины, читаемой в Волховском филиале, дается характеристика западно-европейской и российской политической традиции на материале истории политической мысли. Дается характеристика современных политических школ и идеологий. Политологический анализ общества дается через такие понятия, как гражданское общество, политическая система, политический режим, политические партии, политические технологии, политические элиты. Особое снимание уделяется современным политическим процессам в мире и в России.
Выборгский филиал:
Изучение дисциплины способствует формированию у студентов целостного представления о политике и политической сфере общественной жизни, политических институтах и политических процессах, влияющих на функционирование и развитие общества. Основными учебными задачами являются понимание закономерностей протекания политических процессов в современном обществе, осознание своих политических прав и свобод, возможностей и форм политического участия в условиях демократии, политическая социализация и повышение уровня политической культуры будущих выпускников, формирование собственного политического мировоззрения и гражданской позиции в отношении происходящих политических событий, знание основ конституционного строя и политического устройства российского государства, осмысление места и роли России в современном мире, её национально-государственных интересов, воспитание студентов в духе патриотизма и толерантности, развитие способностей критического анализа и самостоятельности мышления в условиях сложности и противоречивости процессов политического развития современного российского общества. Большое внимание уделяется развитию у студентов навыков работы с учебной и научной литературой, первоисточниками, составления конспектов, подготовки докладов, приёмов анализа происходящих в России и мире политических событий, аргументации своих политических взглядов и мнений, корректного ведения дискуссий по различным политическим проблемам.
Дагестанский филиал:
Цели дисциплины: сформировать у студентов устойчивые научные представления о политологии как об учебной дисциплине, ее основных проблемах и задачах, привить навык самостоятельного мышления и анализа актуальных политических вопросов.
Материал курса формирует у студента научные представления о предмете и методах политической науки, ориентирует в основных направлениях политической мысли прошлого и современности, позволяет понимать сущность власти, государства, политической жизни, политических отношений и процессов, субъектов политики, различные политические системы и режимы; применять полученные знания в различных сферах жизнедеятельности; анализировать международные политические и экономические процессы, геополитическую обстановку и конъюнктуру, место и роль России в современном глобальном мире; применять навыки политологического знания в профессиональной деятельности.
-
Риторика
Целью дисциплины является формирование базовых речеведческих компетенций, необходимых для профессиональной деятельности будущего педагога. В ходе освоения дисциплины студенты должны обобщить и расширить полученные при освоении школьной программы знания по русскому языку; сформировать навыки сознательного и ответственного отношения к речи, осознание того, что речевое поведение – «визитная карточка человека в обществе», что полноценное (образованное) владение речью – необходимое условие становление специалиста, его будущей профессиональной деятельности в различных сферах; сформировать навыки выбора языковых средств разных уровней в соответствии с жанрами речи; сформировать навыки критического отношения к своей речи и к речи окружающих, умение оценивать качества речи в обиходной и профессиональной сфере.