Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Социальная онтология и философия образования
Институт философии человека
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: 29.01.2027

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Направления профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: педагогическая, научно-исследовательская, проектная. По окончании образовательной программы магистратуры «Социальная онтология и философия образования» в РГПУ им. А.И. Герцена выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре (очная форма обучения, соискательство), а также могут работать в качестве: - преподавателей философии, философско-культурологических, педагогических дисциплин в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях; - сотрудников управленческих и государственных структур в сфере образования;- сотрудников информационно-аналитических отделов и служб в государственных учреждениях, политических организациях, политических партиях, издательствах и т.п.; - сотрудников комитетов образования ( различного уровня); - научных сотрудников в научно-исследовательских и образовательных институтах; - пресс-секретарей и специалистов в области социального развития в производственных, государственных, образовательных, управленческих, бизнес структурах (куратор форумов, выставок, социальный технолог, разработчик образовательных траекторий, координатор и куратор образовательных on-line платформ, организации и проведения научных, культурных, просветительских мероприятий, проектов и т.п.).

Цель ОПОП

Данная магистерская программа представляет собой продуктивное соединение двух методологических подходов в познании динамического развития общества и образования, связанных, с одной стороны, с проблемами стратегического планирования, прогнозирования и управления сложными социальными и образовательными системами, с другой стороны, с предметными особенностями социальной онтологии и философии образования как академических направлений (в соответствии с Паспортом специальности ВАК, специальность 5.7.1 – онтология и теория познания, Диссертационный совет Д 33.2.018.04 по данной специальности действует на базе ИФ РГПУ им. А.И. Герцена). Данная магистерская программа позволяет готовить учащихся для продолжения научно-исследовательской деятельности и дальнейшего обучения в аспирантуре, а также для профессиональной педагогической и научной деятельности. Практическая значимость магистерской программы состоит в том, что она ориентирована на актуальный анализ потребностей рынка труда с точки зрения возникающих новых вакансий и запрашиваемых компетенций в сфере науки и образования с последующей профессиональной адаптацией учащихся к динамично изменяющимся условиям социальной жизни в ходе проведения учебных практик. Социальная онтология является перспективным подходом в исследовании проблем общественного развития. Одним из существенных элементов детерминации социального бытия оказывается процесс образования, понимаемый как ресурс развития общества, способ бытия человека, важный фактор социальной динамики, механизм воспроизводства общества в исторической перспективе. Социально-онтологический подход к проблемам образования, воспитания молодого поколения и общества в целом представляет собой сущностный взгляд на мир, обеспечивающий человеческой цивилизации устойчивость и самовоспроизводство, т.е. удержание в сфере подлинных ценностей (сущностей), определяющих образцы поведения молодого человека. Данный подход связан с осмыслением вещей, процессов и явлений в их сущностной взаимосвязи через обобщающие конструкции и концепты, которые не могут быть найдены в эмпирической реальности, но связаны с совокупным рациональным и интеллектуальным опытом человечества. К числу важнейших проблем данной магистерской программы относятся вопросы онтологических оснований исторического процесса, структуры социального бытия, универсальных философских методов его познания, онтологических и гносеологических аспектов образовательной реальности и педагогической деятельности, управления важными социальными и образовательными проектами, теории и практики прогнозирования социального развития. Данные вопросы актуальны в контексте современной ситуации, характеризующейся потребностью общества в новых профессиях и видах деятельности (координатор образовательных онлайн-платформ, разработчик образовательных маршрутов, системный аналитик в сфере образования, менеджер просветительских проектов, специалист по стратегическому прогнозированию и т.д.). Остроактуальными также являются проблемы систематического осмысления постматериальных ценностей молодежи, этноконфессиональной и информационной безопасности, экономики знаний и образования, стратегии управленческих решений, политических и правовых условий обеспечения образовательного процесса, онтологии конфликта, проведения коучинговых и форсайт-сессий в сфере образования и т.п. Философия образования представляет собой остроактуальную междисциплинарную область знания, специфика которой состоит в объединении теоретической и практической рефлексии, рассмотрении наиболее общих проблем сущего и должного в сфере воспроизводства и качественного преобразования значимого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие современного общества (человеческого, социального, культурного и когнитивного капитала личности). Будучи принципиально ненормативной областью знания, философия образования обозначает и обосновывает пространство возможных сценариев решения образовательных проблем, выражая открытую для возможных интерпретаций точку зрения.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: Места проведения практик варьируются и определяются в соответствии с научными и профессиональными интересами магистрантов и тематикой их выпускных квалификационных работ (школы, лицеи, университеты, научные издательства, информационно-аналитические центры, оргкомитеты и редакционные коллегии международных научных форумов и конференций и т.п.) 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: Конкурентные преимущества предлагаемой магистерской программы состоят в том, что она ориентирована на актуальный анализ рынка труда с точки зрения возникающих новых вакансий и запрашиваемых компетенций в сфере науки и образования с последующей профессиональной адаптацией учащихся к динамично изменяющимся условиям социальной и профессиональной жизни. Будучи метапредметной областью знания, данная магистерская программа тесно связана с другими дисциплинами социогуманитарного направления (когнитивистика, философия управления, социальная философия, методология науки, философия культуры и т.д.), раскрывая их онтологические основания, определяя структуру и сущность современных социальных и образовательных систем на всех уровнях их организации. Конкурентная значимость программы также определяется тем, что она построена с учетом осмысления постматериальных ценностей молодежи (представителей поколений Y и Z как главных участников образовательного процесса в настоящее время), без учета которых невозможно эффективно выстроить образовательный процесс и грамотно планировать молодежную образовательную политику. Определяющими признаками ОП в целом являются фундаментальность, междисциплинарность и ориентированность на новые профессии, что и обусловливает ее инновационный характер, вместе с применением новых образовательных методов и технологий. Фундаментальность подхода к изучению социальной реальности предполагает использование универсальных философских методов (диалектика, феноменология, герменевтика, компаративистика, кросс-культурный анализ, структурно-функциональный анализ и др.) в сочетании с частными конкретно-научными методами исследования в различных сферах социального бытия. Междисциплинарность является характерной чертой современного научного знания, отвечая новейшим трендам научного поиска и открывая нетривиальные перспективы научных открытий. Эвристический потенциал ОП проявляется на пересечении общефилософских, социально-антропологических, педагогических и культурно-исторических методов и подходов. Вместе с тем, современный междисциплинарный подход характеризуется применением цифровых, компьютерных, интерактивных, коммуникативных, дистационных технологий, сетевых форматов взаимодействия преподавателей и обучающихся в процессе освоения и закрепления учебного материала. Ориентированность на новые профессии и востребованные обществом компетенции подразумевает обращение внимание на то обстоятельство, что современная ситуация характеризуется потребностью общества в новых профессиях и видах деятельности (координатор образовательных онлайн-платформ, разработчик образовательных маршрутов, системный аналитик в сфере образования, менеджер просветительских проектов, специалист по стратегическому прогнозированию обучающего процесса и т.д.). Эти вопросы, в частности, в актуальном режиме анализируется на сайте профессора РГПУ им. А.И. Герцена Т.В. Артемьевой «Вакансии для преподавателей и ученых» — этот информационный ресурс и опыт поиска вакансий в сфере науки и образования предполагается задействовать в ходе реализации магистерской программы и организации различных форм практик обучающихся. Возможность получения дополнительных сертификатов связана с научной и организационно-практической деятельностью магистрантов по организации и проведению научных мероприятий Института философии человека, участием в научных проектах, публикационной активностью. b. Кадровый состав: В ходе реализации магистерской программы участвуют: - 12 докторов наук, профессоров, - 7 кандидатов наук, доцентов, - 1 ассистент. Среди них есть «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», двое являются «Заслуженными работниками науки и образования Российской Федерации», один является «Почетным работником сферы образования Российской Федерации».

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Онтология исторических и социальных процессов"
  • Mодуль "Методология познания социальных и образовательных процессов"
  • Модуль "Актуальные проблемы социальной онтологии и философии образования"
  • Модуль "Философия образования и социально-исторические типы рациональности"
  • Модуль "Социально-философские аспекты современных образовательных стратегий"
  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Стратегии противодействия международному терроризму