Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи
Институт педагогики
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Выпускники бакалавриата могут работать социальными педагогами, педагогами-психологами в учреждениях среднего (полного) общего образования; в учреждениях начального и среднего профессионального образования; в центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; в центрах социальной помощи семье и детям; в подростково-молодежных центрах; в социальных приютах для несовершеннолетних; в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к решению задач профессиональной деятельности, выбранных в данной основной профессиональной образовательной программе типов, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский. 2. Места проведения практик: Государственные бюджетные учреждения общего и среднего профессионального образования, центры социальной помощи семье и детям, центры содействия семейному воспитанию, центры психолого-педагогического сопровождения, социальные гостиницы. 3. Конкурентные преимущества программы: В процессе обучения студенты включаются в проектную работу по развитию инноваций социальной и образовательной сферы, слушают открытые лекции ведущих специалистов в области социальной педагогики, посещают мастер-классы зарубежных преподавателей. В процессе обучения студенты могут участвовать в ежегодных международных научно-практических конференциях кафедры воспитания и социализации: "Воспитание и социализация в современной социокультурной среде", "Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании"; других конференциях, проходящих на базе РГПУ им. А.И. Герцена и других университетов; имеют возможность обучаться по дополнительным образовательным программам РГПУ им. А.И. Герцена. Студенты, обучающиеся по образовательной программе, разрабатывают исследовательские и волонтерские проекты, которые могут быть представлены на молодежных форумах, участвовать в конкурсах. Выпускники образовательной программы могут продолжить обучение в магистратурах кафедры воспитания и социализации, института педагогики, других факультетов и институтов РГПУ им. А.И. Герцена и университетов. Подготовку по основной образовательной программе осуществляет команда преподавателей, среди которых 5 докторов педагогических наук, 7 кандидатов педагогических наук, 2 преподавателя являются заслуженными деятелями науки и образования.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Дополнительное образование"

    Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.

    Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Управление в системе социальной защиты"
  • Модуль "Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образования"

    Содержание модуля ориентирует обучающихся на рассмотрение социально-педагогического взаимодействия как междисциплинарной категории, оно направлено на раскрытие позиции и роли субъектов в образовательном процессе, развитие коммуникативной компетенции обучающихся и формирование готовности выстраивать конструктивное взаимодействие.

  • Модуль "Технологии социально-педагогической деятельности с разными категориями детей"
  • Модуль "Технологии воспитания детей и молодежи"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Введение в профессиональную социально-педагогическую деятельность"
  • Модуль "Основы психолого-педагогической деятельности"
  • Модуль "Диагностика в деятельности социального педагога"
  • Модуль "Деятельность в системе социальной защиты детства"

    Содержание модуля направлено на изучение теоретических и практических аспектов социальной защиты детства, особенностей содержания профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях системы образования, социальной защиты, здравоохранения и пенитенциарной системы. Обучающиеся анализируют виды, функции моделей и моделирование системы социальной защиты детства; изучают вопросы, связанные с технологиями социального моделирования, прогнозирования и управления системой социальной защиты детства на разных уровнях. В ходе изучения модуля особое внимание уделяется формированию у будущих социальных педагогов готовности применять в своей профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, позволяющие защищать и реализовывать права субъектов образовательного процесса.

  • Модуль "Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи"
  • Модуль "Проектирование социокультурного и образовательного пространства"
  • Этика безопасности
  • Первая помощь при заболеваниях и травмах

    В рамках данного курса обучающиеся смогут получить познания в области различных видов травм, острых болезненных состояний и их клинических признаков, рассмотреть виды угроз, приносящих вред жизни и здоровью. Дисциплина объединяет в себе теоретические знания и практические умения в области эффективного, быстрого и грамотного оказания первой помощи при различных травмах и некоторых заболеваниях; оценки состояния пострадавшего.

  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Противодействие коррупции в сфере образования

    Факультативная дисциплина «Противодействие коррупции в сфере образования» знакомит обучающихся с правовой основой противодействия коррупции, многообразием определений коррупции и ее виды; дает представление об историческом возникновении и развитии коррупции как социального явления; вооружает методами противодействия коррупции; воспитывает антикоррупционное поведение у будущих педагогов; знакомит с уголовно-правовой политикой государства в сфере противодействия коррупции.

  • Этика профессиональной деятельности педагога

    Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.