Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Филологическое образование
Дагестанский филиал
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: 19.07.2024

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ о среднем общем образовании или документ о среднем профессиональном образовании, или документ о высшем образовании и о квалификации зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность в сфере основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального и дополнительного образования. Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других сферах при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций. Сформированные общекультурные и профессиональные компетенции позволят выпускнику бакалавриата включиться в современную образовательную среду школы и быть готовым к ее изменению и развитию; осуществлять взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса (ученики, педагоги, родители, администрация); владеть фундаментальными историческими знаниями, позволяющими осуществлять преподавание школьных учебных курсов; владеть современными образовательными технологиями, в том числе информационными, обеспечивающими реализацию требований школьных стандартов нового поколения; осуществлять подготовку учеников к различным видам государственной аттестации; использовать возможности социокультурной среды города, края, региона для обеспечения и реализации различных форм культурно-просветительской деятельности.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП типов задач профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки

Краткая характеристика

Язык обучения: русский Места прохождения практик: общеобразовательные учреждения города Махачкалы и Республики Дагестан. Преимущества обучения: Научно-методический потенциал является важнейшим условием качества образовательных программ (это связано с полной укомплектованностью библиотек, компьютеризацией учебного процесса, участием преподавателей в проектной и научно-исследовательской работе). Обучение ведет на базе современных методик и технологий, направленных на развитие индивидуальных особенностей обучающихся и их творческих способностей. Лучшие выпускники на конкурсной основе могут продолжить обучение в магистратуре по языковому, литературному, лингвокультурологическому образованию. В процессе обучения используются современные методики и технологии, направленные на стимулирование активного участия студента в формировании индивидуальной образовательной программы, в выборе способов, сроков и технологий ее освоения, что поддерживается использованием модульного принципа построения образовательной программы. Кадровый состав: более 90% преподавателей имеют степень доктора или кандидата наук, ученые знания профессора и доцента. Высокий уровень востребованности преподавателей в России и за рубежом как уникальных специалистов в области различных научных отраслей филологии (зарубежная и русская литература, лингводидактика, русистика, прикладная лингвистика, корпусная лингвистика и др.). Материально-техническое оснащение: образовательный процесс ведется на базе современного материально-технического оснащения с использованием специализированных помещений, подключенных к Wi-Fi. ОПОП обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам и курсам. Самостоятельная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение и критериями оценки (диагностические и технологические карты). Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной м дополнительной учебной литературы. Реализация ООП осуществляется на соответствующей требованиям материально-технической базе, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Для реализации ОПОП используются аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами, методические кабинеты, специализированные библиотеки, компьютерные классы с выходом в Интернет (не менее 6 часов на человека в неделю).

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Мировая литература и культура"

    Модуль «Мировая литература и культура» ориентирован на специализацию в области иностранной литературы и ее международных связей. Модуль состоит как из литературоведческих дисциплин, так и дисциплин, призванных поддерживать необходимый уровень владения иностранными языками. Поскольку мировую культуру следует представлять себе как единый организм с общим кровообращением и общей генетической памятью, то, в отличие от традиционных историко-литературных курсов, дисциплины модуля ориентированы на концепцию «большого времени» (Бахтин), в котором ничто не пропадает бесследно и все возрождается к новой жизни. Дисциплины модуля ориентированы на определение места и роли иностранной литературы в современной школьной программе.

    Краткое описание модуля "Мировая литература и культура" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    Краткая характеристика модуля

    Модуль «Мировая литература и культура» состоит из литературоведческих дисциплин, которые ориентированы на концепцию «большого времени» М.М. Бахтина, в котором ничто не пропадает бесследно и все возрождается к новой жизни.

    Первая дисциплина модуля называется «Шедевры мировой литературы». Шедеврами принято называть эстетически совершенные произведения. Но художественное совершенство – только один критерий отбора текстов. Другой, не менее важный критерий текстов – их влиятельность, их роль в формировании современной личности

    Продолжением «Шедевров» на 4 курсе должна стать дисциплина «Интерпретация художественного текста». Интерпретация – не то же самое, что анализ. Она предполагает, что в тексте нет готового смысла, который нам остается из него лишь извлечь, в нем выявить. Смысл, как понимает его искусство интерпретации, следует сконструировать, задав тексту свои собственные вопросы, именно те, на которые мы ищем ответа сегодня.

    Третья дисциплина модуля называется «Русско-зарубежные литературные связи». Она также опирается на понимание мировой культуры как единого организма - то, что происходит в одном органе, отзывается на другом, стимулирует или тормозит его работу.

    Модуль завершается дисциплиной «Иностранная литература в школьном образовании». Мы хотим попытаться заново определить место и роль иностранной литературы в современной школьной программе. Изучение дисциплин модуля мы планируем завершить созданием учебника по мировой литературе в школе.

    Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).

    Профессиональных:

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Обучение русскому языку как иностранному и как неродному"

    Модуль «Обучение русскому языку как иностранному и как неродному» адресован интересующимся взаимодействием культур в многополярном мире в современную эпоху глобализации. Студенты приобретают знания по социолингвистике и психолингвистике, этнолингвистике и контрастивной лингвистике, основам методики преподавания русский язык иностранцам.

    Краткое описание модуля "Обучение русскому языку как иностранному и ка неродному" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    Краткая характеристика модуля

    Содержание модуля «Обучение русскому языку как иностранному и как неродному» предполагает освоение обучающимися следующих дисциплин: «Социолингвистика», «Этнолингвистика», «Психолингвистика», «Контрастивная лингвистика», «Методика и технологии обучения русскому языку как неродному», при изучении которых обучающиеся приобретают научные знания о современных методиках и технологиях обучения русскому языку как иностранному и неродному в условиях полиэтнической школы.

    Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).

    Профессиональных:

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.

  • Модуль "Редактирование в сфере образования и лингвистическая экспертиза"

    Предлагаемый модуль призван сформировать у студента-филолога ряд важнейших и актуальных сегодня профессиональных компетенций – умений редактировать тексты разных стилей и жанров, профессионально оценивать созданные разными авторами тексты, выявлять зоны риска при создании текстов. Очень важно уметь распознавать и предупреждать возможные коммуникативные конфликты, которые могут вызвать содержание и форма текста. Лингвистическая экспертиза – важное направление, востребованное сегодня в юриспруденции и ее новом разделе – юрислингвистике.

    Дисциплины модуля призваны расширить и углубить знания и умения студентов, позволяющие осуществлять правку, редактуру и экспертизу текста.

    Краткое описание модуля "Редактирование в сфере образования и лингвистическая экспертиза" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    Краткая характеристика модуля

    Модуль «Редактирование в сфере образования и лингвистическая экспертиза» («Словари в практической деятельности филолога», «Типология учебных текстов», «Лингвистическая экспертиза», «Аспекты анализа языка современной литературы», «Функциональная стилистика в деятельности редактора») призван сформировать у студента-филолога ряд важнейших и актуальных сегодня профессиональных компетенций – умений редактировать тексты разных стилей и жанров, профессионально оценивать созданные разными авторами тексты, выявлять зоны риска при создании текстов. Очень важно уметь распознавать и предупреждать возможные коммуникативные конфликты, которые могут вызвать содержание и форма текста. Лингвистическая экспертиза – важное направление, востребованное сегодня в юриспруденции и ее новом разделе – юрислингвистике.

    В программе модуля представлены дисциплины, призванные расширить и углубить знания и умения студентов, позволяющие осуществлять правку, редактуру и экспертизу текста.

    Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).

    Профессиональных:

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.

  • Модуль "Русская литература в контексте европейской культуры"

    Краткое описание модуля "Русская литература в контексте европейской культуры" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    Краткая характеристика модуля

    В процессе освоения дисциплин модуля «Русская литература в контексте европейской культуры» («Русская литература и западноевропейское искусство», «Западная Европа в рецепции русской культуры», «Драма и театр», «Филология и культурология», «Религиозные аспекты русско-европейского культурного диалога») обучающиеся изучают русскую литературу XVIII - XXI вв. в ее динамическом взаимодействии с теми процессами, которые происходили в западноевропейской культуре, а следовательно, расширить и усовершенствовать свои познания не только в аспекте истории и теории литературы, но также культурологии и искусствознания.

    Русская литература – органичная часть европейской культуры – практически на всех этапах своего развития устанавливала с Западной Европой отношения взаимодействия – полемики. Влияние европейских художников и мыслителей (Руссо, Шиллера, Гете, Гегеля, Шеллинга, Канта, Шопенгауэра, Ницше и др.) не только на литераторов, но и на российских читателей было достаточно сильным и отзывалось в творчестве многих русских писателей. Также и образы западных стран в целом – Германии, Франции, Италии, Англии – нашли выражение как в художественной, так и в документальной литературе разных столетий. Это не мешало, однако, русской литературе сохранять связь с отечественной историей и национальной культурной традицией. Философско-эстетический опыт русских писателей, в свою очередь, оказывал воздействие на западную литературу. Самоидентификация национального культурного сознания осуществлялась в различных формах в том или ином виде искусства.

    Цель модуля: Изучение дисциплин данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ).

    Профессиональных:

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.

  • Модуль "Эффективная коммуникация в профессиональной деятельности"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Методический"

    В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.

    Структура модуля "Методический" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) "Биологическое образование":

    1. Введение в профессию
    2. Современные основы обучения
    3. Методика обучения и воспитания (биологическое образование)
    4. Образовательные технологии (биологическое образование)
    5. Решение профессиональных задач учителя
    6. Учебная практика (ознакомительная)
    7. Производственная практика (педагогическая)
    8. Производственная практика (стажерская)
    9. Учебная практика (предметно-содержательная)

    Структура модуля "Методический" по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленнность (профиль) "Экология":

    1. Современные основы обучения экологии
    2. Экологическое образование детей
    3. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников
    4. Информационные технологии в экологическом образовании
    5. Производственная практика (педагогическая)

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа"

    В результате освоения дисциплин модуля обучающиеся получают представление об оценке и контроле качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, а также об эффективных социальных технологиях социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.

    Краткое описание Методического модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Начальное образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    В состав модуля «Методический» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении начального образования. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, развитие компетенций, необходимых учителю начальных классов.

    Дисциплина «Методика и технологии обучения в начальной школе» знакомит с закономерностями и принципами обучения младших школьников, наиболее значимыми системами развивающего обучения, основными теориями отбора содержания образования, методами обучения младших школьников, рассматривает формы организации обучения, требования к современному уроку в образовательном учреждении начального образования, вопросы диагностики образовательной деятельности учащихся, современные технологии начального образования, возможности и способы их использования в работе с младшими школьниками.

    Содержание дисциплины «Методика и технологии воспитания в начальной школе» знакомит с принципами и закономерностями воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования, с функционалом учителя образовательного учреждения начального образования как классного руководителя, с различными методами, формами и технологиями воспитательной деятельности, с особенностями проведения диагностики воспитательных результатов в образовательном учреждении начального образования, позволяет обучающимся приобрести конкретные методические знания и умения, связанные с организацией процесса воспитания младших школьников.

    Дисциплина «Педагогическое сопровождение в начальном образовании» раскрывает сущность педагогического сопровождения, его задачи и принципы, этапы деятельности педагога, ее особенности в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в учении, взаимодействии со сверстниками, адаптации к школьному обучению, в работе с детьми, имеющими особые потребности и включенными в систему инклюзивного образования.

    Дисциплина «Решение профессиональных задач» направлена на развитие готовности обучающихся использовать имеющиеся педагогические, психологические и методические знания при решении задач и проблем, возникающих в работе учителя образовательного учреждения начального образования.

    В рамках модуля рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

    Курсовая работа может быть по одной из указанных дисциплин.

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Учебная практика (предметно-содержательная) позволяет усовершенствовать умения наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, сформировать умения осуществлять психолого-педагогический анализ учебного и внеучебного занятий, получить опыт подготовки и проведения внеучебного занятия с младшими школьниками – смоделировать элементы профессиональной деятельности педагога начальных классов. В процессе практики обучающиеся имеют возможность осознать особенности реализации обучающей и воспитательной функций учителя, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет

    Производственная практика (стажерская)

    Производственная практика (стажерская) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на формирование у обучающихся целостного представления о специфике организации образовательного процесса в современной образовательном учреждении начального образования, на обогащение и совершенствование педагогических знаний и умений, необходимых для практической деятельности, овладение умениями анализировать, проектировать и осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении начального образования

    Практика направлена на овладение обучающимися методов, приемов и средств проведения уроков, внеурочной и воспитательной деятельности. В ходе практики обучающиеся учатся применять умения самостоятельной работы с детским коллективом, овладение содержанием и формами и методами оздоровительной и воспитательной работы. Данная практика представляет собой включение обучающегося как действующего учителя в образовательный процесс образовательного учреждения начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Модуль "Дополнительное образование"

    Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.

    Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Предметно-содержательный"

    В ходе освоения модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для формирования способности у обучающихся учитывать в будущей профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в социальной работе, а также специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в современном мире, особенности этнокультурного развития общества и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

    Структура модуля "Предметно-содержательный" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Биологическое образование":

    1. Анатомия и морфология растений
    2. Зоология беспозвоночных
    3. Зоология прозвоночных
    4. Введение в биологию
    5. Анатомия и морфология человека
    6. Систематика растений
    7. Микробиология с основами вирусологии
    8. Генетика
    9. Терия эволюции
    10. Прикладная зоология
    11. Орнитология
    12. Молекулярная биология
    13. Биотехнология
    14. Ядро эукариот
    15. Траскрипция
    16. Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткое описание Предметно-содержательного модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    В содержание модуля «Предметно-содержательный» включены дисциплины «Современный русский литературный язык», «Русская литература и культура». Содержание данных дисциплин раскрывает теоретические и практические основы филологических наук. Структура и логика изучения указанных дисциплин модуля «Предметно-содержательный» обеспечивает постепенное овладение обучающимися знаниями по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису русского языка; русской литературе и культуре.

    Данные знания являются основой для понимания обучающимися закономерностей развития русского языка в диахроническом и синхроническом аспектах, а также для осмысления истории русской литературы в контексте русской культуры.

    Цель модуля: Изучение дисциплин и практик данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

    ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Структура модуля: Место модуля «Предметно-содержательный» в образовательной программе определяется в соответствии с учебным планом.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Учебная практика (предметно-содержательная) закрепляет и углубляет теоретическую подготовку обучающихся по современному русскому языку с учетом изменения коммуникативно-прагматической ситуации и действия динамических процессов.

    Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Модуль "Общефилологический"

    Краткая характеристика модуля

    Содержание модуля «Общефилологический» направлено на формирование знаний обучающихся о филологии как науке и предмете изучения.

    Модуль ориентирован на углубление и обобщение филологических знаний. Основной задачей модуля является формирование терминосистемы предметной области филологии как науки, систематических знаний основных законов развития языка, понимания современного литературного процесса в отечественной и зарубежной литературе, расширение филологических знаний в области современной лингвистики и литературоведения.

    Цель модуля: Изучение дисциплин и практик данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-4: способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и на иностранном(ых) языке(ах);

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-4: способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

    ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Структура модуля: Место модуля «Общефилологический» в образовательной программе определяется в соответствии с примерным учебным планом.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена (на выбор образовательной организации).

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Целью учебной практики по межкультурной коммуникации (предметно-содержательной) методике обучения русскому языку как неродному. Существенное внимание уделяется знакомству с современными исследованиями в области межкультурной коммуникации, необходимыми для использования методик и технологий в полиэтнической среде современной школы. Полученный опыт исследовательской деятельности будущие учителя русского языка и литературы смогут использовать в своей педагогической деятельности при организации проектных работ и исследований учащихся.

    Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Форма аттестации по практике – зачет.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Основной целью учебной практики по русской литературе (предметно-содержательной) является углубление теоретических знаний по поэтике классиков русской литературы, рассмотрение русской литературы как части культуры и культурного наследия, знакомство с современными концепциями литературоведческого анализа текстов русской и зарубежной литературы. Умения и навыки, полученные в ходе практики, могут быть использованы в научно-исследовательской работе обучающихся, а также при прохождении педагогической практики в образовательных учреждениях для организации проектной и исследовательской деятельности и проектировании модулей дополнительных образовательных программ.

    Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Первая помощь при заболеваниях и травмах

    В рамках данного курса обучающиеся смогут получить познания в области различных видов травм, острых болезненных состояний и их клинических признаков, рассмотреть виды угроз, приносящих вред жизни и здоровью. Дисциплина объединяет в себе теоретические знания и практические умения в области эффективного, быстрого и грамотного оказания первой помощи при различных травмах и некоторых заболеваниях; оценки состояния пострадавшего.

  • Профилактика суицида в образовательной среде
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Формульная англоязычная литература ХХ века
    Факультативные дисциплины расширяют знания обучающихся в области лингвистики и литературоведения, актуализируют знания, полученные в ходе изучения базовых филологических дисциплин.
  • Противодействие коррупции в сфере образования

    Факультативная дисциплина «Противодействие коррупции в сфере образования» знакомит обучающихся с правовой основой противодействия коррупции, многообразием определений коррупции и ее виды; дает представление об историческом возникновении и развитии коррупции как социального явления; вооружает методами противодействия коррупции; воспитывает антикоррупционное поведение у будущих педагогов; знакомит с уголовно-правовой политикой государства в сфере противодействия коррупции.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Этика профессиональной деятельности педагога

    Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.

  • Основы словообразования

    Факультативные дисциплины расширяют знания обучающихся в области лингвистики и литературоведения, актуализируют знания, полученные в ходе изучения базовых филологических дисциплин.

  • Этика безопасности
  • Закономерности историко-литературного процесса XIX-XX веков

    Факультативные дисциплины расширяют знания обучающихся в области лингвистики и литературоведения, актуализируют знания, полученные в ходе изучения базовых филологических дисциплин.