Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Логопедия (Начальное образование детей с нарушениями речи)
Институт дефектологического образования и реабилитации
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)), зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Профессиональная деятельность выпускников кафедры логопедии института дефектологического образования и реабилитации ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена" может осуществляться в следующих организациях: - в дошкольных образовательных организациях: общеразвивающие группы, группы комбинированной и компенсирующей направленности (в должности воспитателя/учителя-логопеда); - в школьных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с различными видами дизонтогенеза (в должности учителя-логопеда/учителя начальных классов); - в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в должности учителя-логопеда/воспитателя/учителя начальных классов) - в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМС) и в реабилитационных центрах (в должности логопеда); - в психолого-медико-педагогических комиссиях (в должности учителя-логопеда).

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: - ГБДОУ №83 Фрунзенского района, - ГБДОУ детский сад №123 комбинированного вида Невского района, - ГБДОУ детский сад №10 компенсирующего вида Невского района, - ГБДОУ детский сад №74 комбинированного вида Выборгского района, - ГБДОУ детский сад №87 компенсирующего вида Красногвардейского района, - ГБДОУ детский сад №15 компенсирующего вида Петроградского района, - ГБОУ школа №6 Выборгского района, - ГБОУ школа №5 Адмиралтейского района, - ГБОУ школа №285 Красносельского района и другие образовательные организации 3. Конкурентные преимущества ООП Кафедра логопедии ведет подготовку бакалавров для работы с разновозрастной категорией детей по коррекции различных по механизму нарушений устной и письменной речи (в том числе при различных видах дизонтогенеза). Выпускники кафедры востребованы во всех специализированных и общеобразовательных организациях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты. а. Преимущества обучения: В процессе обучения широко используются интерактивные технологии: коммуникационный тренинг; "мозговой штурм"; деловые и ролевые игры; синквейн; работа в малых группах; лекции-диалоги; беседы-дискуссии; семинары-брифинги; информационно-коммуникативные технологии; технология развития критического мышления. В ходе реализации ООП обучающиеся знакомятся с инновационными технологиями, используемыми в диагностике и коррекции речевых расстройств: логотерапевтический кабинет БОС (биологической обратной связи); программно-аппаратный комплекс ПАКПФ для диагностики психофизического состояния детей; технологии mimiotееch. Обучающиеся имеют возможность участвовать в открытом всероссийском конкурсе на лучшую студенческую работу по гуманитарным наукам в ВУЗах Российской Федерации, публиковать результаты своей научно-исследовательской работы в университетском Вестнике СНО, в сборниках материалов научно-практических конференций различного ранга, в сборниках научно-методических трудов. Выпускники, освоившие ООП бакалавриата, имеют возможность продолжать обучение в магистратуре по магистерской программе "Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи". b. Кадровый состав Весь профессорско-преподавательский состав кафедры имеет ученые степени (доктора педагогических и медицинских наук, кандидат педагогических наук) и ученые звания (профессора, доцента), среди которых есть сотрудники, награжденные за заслуги в области образования знаком "Почетный работник высшего педагогического образования Российской Федерации (профессор Лопатина Л.В.); медалью РГПУ им. А.И.Герцена "Знак почета" (доцент Липакова В.И.). Кафедрой логопедии создана Санкт-Петербургская научная логопедическая школа, внесенная в реестр научных школ при Комитете по науке и высшей школе г.Санкт-Петербурга (руководитель научной школы - доктор педагогических наук, профессор Л.В.Лопатина) c. Материально-техническое оснащение Реализация ООП обеспечивается программно-методическими комплексами (кабинет биологической обратной связи, диагностический комплекс ПАКПФ); использованием интерактивных технологий (miimiotееch), мультимедийным оборудованием. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями Кафедра логопедии активно сотрудничает с практическими учреждениями города и страны, с педагогическими ВУЗами. В рамках разработки и реализации ООП осуществляется сотрудничество с ЛОР НИИ, ИКП РАО, ФГБНУ "Институтом детства, семьи и воспитания РАО".

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Теория и практика образования детей с нарушениями речи"
  • Модуль "Лингвистические основы образования детей с нарушением речи"
  • Модуль "Методики начального образования детей с нарушением речи"
  • Модуль "Психологическое сопровождение образования детей с нарушением речи"
  • Модуль "Диагностика в деятельности социального педагога"
  • Модуль "Технологический"
    В содержание модуля включены дисциплины «Основы современного производства продукции», «Материаловедение», «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», «Информационное обеспечение производственных процессов», «Практикум по художественной обработке текстильных материалов», «Практикум по художественной обработке конструкционных материалов». Содержание данных дисциплин раскрывает теоретические и практические основы технологии. Структура и логика изучения указанных дисциплин модуля формирует у студентов представления и знания о различных технологиях, технологическом процессе, технологической культуре.
  • Модуль "Программно-методическое обеспечение образования детей с нарушением речи"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Филологические основы дефектологического образования"

    Изучение дисциплины преследует цель формирования лингвистически компетентной языковой личности, способной дать теоретическое объяснение фактам современного русского языка, владеющей нормами литературного языка и навыками лингвистического анализа языковых единиц разных уровней. Она дает обобщенное описание системы современного русского языка, позволяет выработать представление об основных понятиях русистики, традициях ее изучения и новых тенденциях исследования. Задачи дисциплины: создать многомерное представление о языковых единицах (в структурном, семантическом и коммуникативном аспектах); раскрыть специфику функционирования единиц в речи и тексте, выработать навыки разбора. В основе дисциплины лежат следующие общие принципы: подчеркнутое коммуникативное описание языковой сферы, последовательное разграничение двух типов речевого общения – книжного и разговорного, а в них – диалогического и монологического, освещение языковых единиц как многомерного явления, учет фактора лексико-грамматической координации и нормативных аспектов языка.

  • Модуль "Медико-биологический"
  • Модуль "Клинические основы дефектологии"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Логопедия"
  • Первая помощь при заболеваниях и травмах

    В рамках данного курса обучающиеся смогут получить познания в области различных видов травм, острых болезненных состояний и их клинических признаков, рассмотреть виды угроз, приносящих вред жизни и здоровью. Дисциплина объединяет в себе теоретические знания и практические умения в области эффективного, быстрого и грамотного оказания первой помощи при различных травмах и некоторых заболеваниях; оценки состояния пострадавшего.

  • Этика безопасности
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Противодействие коррупции в сфере образования

    Факультативная дисциплина «Противодействие коррупции в сфере образования» знакомит обучающихся с правовой основой противодействия коррупции, многообразием определений коррупции и ее виды; дает представление об историческом возникновении и развитии коррупции как социального явления; вооружает методами противодействия коррупции; воспитывает антикоррупционное поведение у будущих педагогов; знакомит с уголовно-правовой политикой государства в сфере противодействия коррупции.

  • Этика профессиональной деятельности педагога

    Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.