Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Этнокультурологическое образование, Историческое образование
Институт народов Севера
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А.И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Учитель культурологии, учитель истории, учитель краеведения, педагог дополнительного образования, работник учреждений культуры, этноцентров. Общеобразовательные учреждения - школы всех наименований, лицеи, гимназии, центры образования, досугово-образовательные центры, этнокультурные центры, специализированные школы-интернаты.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки: педагогической, методической.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: СПб ГБУ "ДК "Рыбацкий"" МАОУ "Гимназия «Эврика»" ООО "Пансионат "Юбилейный"" МБУ ДО "Интеллектуально-творческий центр "Кэскил" им. Нины Иннокентьевны Протопоповой" Вилюйского района Республики Саха (Якутия) МБУ ДО "Детский этнокультурно-образовательный центр" МАУК "Центр историко-культурного наследия "Касум ёх"" МБОУ "Петропавловская СОШ" ("Петропавловская школа") Республики Саха (Якутия) МОУ "СОШ "Лесколовский центр образования"" МБОУ "Вилюйская гимназия им. И. Л. Кондакова" Вилюйского р-на Республики Саха (Якутия) МБОУ "Кингисеппская СОШ № 4" МАОУ "СОШ им. И. Ф. Пермякова" с. Полноват Белоярского р-на МКОУ "СОШ № 1 пгт. Палана" МАОУ СОШ с. Казым Белоярского р-на МБОУ "Сеяхинская школа-интернат" ООО ДОЛ "Серебряный ручей" МБОУ "СШ № 8" МБОУ «Вилюйская СОШ №2 им. Г.С. Донского» МБОУ "Покровская СОШ № 3-ОЦ с УИОП" ГБУ ДО ДООЦ "Маяк" "Остров Мадагаскар " МБОУ "Ловозерская средняя общеобразовательная школа" МБОУ "Нюрбинский технический лицей им.А.Н.Чусовского" МБОУ "Мгинская СОШ" ГБОУ № 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга МОБУ "СОШ 10 имени Д. Г. Новопашина" городского округа "город Якутск" ГБОУ СОШ № 515 с углубленным изучением иностранных языков имени Иоганна Вольфганга Гёте (Гётешуле) Красногвардейского района Санкт-Петербурга МКОУ "СОШ № 11" с.Рощино Красноармейского муниципального района Приморского края МБОУ "Жиганская средняя общеобразовательная школа" муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" Республики Саха (Якутия) МОБУ "СОШ "Кудровский центр образования № 1" "Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова" МБНОУ "Октемский научно-образовательный центр им. Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева" "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) МАОУ Апрелевская СОШ №1 МОУ средняя школа № 5 им. О.А.Варенцовой ГБОУ школа № 467 Колпинского района Санкт-Петербурга МБОУ "Ловозерская средняя общеобразовательная школа" МОУ Школа с.Белоярск ТМК ОУ "Хатангская средняя школа-интернат" ГБОУ Республики Саха (Якутия) "Экспериментальная школа-интернат "Арктика" с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля ГБОУ лицей № 445 Курортного района Санкт-Петербурга МОБУ «СОШ «Муринский центр образования № 4» ГБОУ гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга МБОУ Междуреченская СОШ МКОУ Кондинская СОШ ГБОУ школа № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга МАОУ СОШ № 10 МКОУ "Комсомольская основная общеобразовательная школа" ГБОУ СОШ № 321 Центрального района СПб ГБОУ СОШ № 367 Фрунзенского района Санкт- Петербурга ГБОУ СОШ № 634 с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга ГБОУ школа № 570 Невского оайона Санкт-Петербурга ГБОУ школа № 691 с углублённым изучением иностранных языков Невского района СПб "Невская школа" 3. Конкурентные преимущества ООП: Принципиальной методологической базой подготовки по данной программе является междисциплинарный подход, интегрирующий современное культурологическое, историческое, этнологическое, психологическое, социологическое, педагогическое, художественное и североведческое знание. Бакалавр, подготовленный по данной программе, будет обладать необходимым комплексом общих и специальных компетенций для реализации образовательных, исследовательских и культуро-экологических задач сохранения языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, формирования культуры межнационального общения и толерантности, межпоколенной трансмиссии этнической культуры, достижения единства этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности. Бакалавр - этнокультуролог и историк получит необходимую теоретико-методологическую базу для развития инновационной исследовательской и образовательной деятельности в образовательных учреждениях разного уровня, в учреждениях культуры, а также необходимый уровень подготовки для освоения программ магистерской подготовки соответствующих направлений а. Преимущества обучения: Реализация данной программы предусматривает сотрудничество с Российским этнографическим музеем, музеем атропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамерой), Государственным музеем Арктики и Антарктики. Студентами проводится работа по созданию проектов виртуальных музеев культуры коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В реализации образовательной программы участвует фольклорный ансамбль "Северное сияние", пропагандирующий своим творчеством культурные традиции народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имеет богатую географию сотрудничества с рядом зарубежных стран таких, как Финляндия, Норвегия, США, Италия, Испания, Франция, Великобритания, Венгрия, Литва, Украина, а также с городами Российской Федерации: Москвой, Новгородом, Владимиром, Калугой, Тамбовом, Ярославлем, Сургутом, Ханты-Мансийском, с Республикой Хакассией. Участниками ансамбляпроводятся мастер-классы по танцевально-пластической, музыкальной культуре коренных народов Севера. Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству дают представления о способах резьбы по кости, бисероплетению и вышивке из бисера, работе с мехом, кожей и тканью. b. Кадровый состав: Преподаватели, участвующие в реализации данной образовательной программы, имеют соответствующую квалификацию, ученые степени и звания, ведут активную научно-исследовательскую и научно-методическую работу по профилю программы. Исследования проводятся с учетом тенденций развития науки, специфики интеграционных процессов в современную образовательную региональную среду, развития национальной и региональной образовательной политики в России, модернизации качества современного образования в России и за рубежом. Квалификация профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации данной программы, его теоретические разработки и практический опыт позволяют обеспечить высокий уровень подготовки бакалавров. c. Материально-техническое оснащение: В ходе реализации образовательной программы используются ресурсы Технопарка универсальных педагогических компетенций, который имеет распределённую (сетевую) форму, которая охватывает 75% подразделений и находится в 15 зданиях университета. Технопарк оснащен: 3D Принтер MakerBot Replicator 2, Режущий плоттер Roland Servo GX-300, Камера Insta360 Pro 2 и дополнительное VR/AR оборудование и др. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Основными партнерами института народов Севера в Санкт-Петербурге являются организации, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнических культур, а также изучения Арктики – ГКУ ЛО «Дом дружбы Ленинградской области», ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей», Центр коренных народов Ленинградской области, СПб ГБУ Дом Культуры «Рыбацкий», Институт лингвистических исследований (ИЛИ РАН), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, Представительство Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, Представительство Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, штаб-квартира Русского географического общества в Петербурге В партнерстве с этими учреждениями проводятся совместные мероприятия и реализуются проекты в области научно-исследовательской деятельности, этнокультурного просвещения, подготовки кадров для Арктики. Так, в 2023 году ИНС принял участие в реализации таких мероприятий, как Ведомственный проект комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики «Санкт-Петербург – центр подготовки кадров для Арктики»; Круглый стол «Сохранение родного языка в условиях глобализации: новые практики» в Доме дружбы Ленинградской области; IV ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Современное поликультурное образование» в Доме национальностей; Торжественные мероприятия, посвященные 120-летию Российского этнографического музея, в том числе XXI Санкт-Петербургские этнографические чтения и заседание Ассоциации этнографических музеев России. На базе Дома Культуры «Рыбацкий» была реализована интерактивная программа "Обряды и праздники северных народов" с участием студентов и преподавателей Института народов Севера им. А.И. Герцена. а также организовано прохождение ознакомительной практики студентов. На базе ИНС совместно с ИЛИ РАН проведена Международная научная конференция «Саамские языки России в синхронии и диахронии». С представительствами северных регионов в Санкт-Петербурге институт народов Севера проводит регулярные мероприятия и встречи по вопросам адаптации студентов и организации студенческих мероприятий. Активно развивается сотрудничество ИНС с Музеем антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН: студенты и преподаватели приняли участие в международной конференции XII Сибирские чтения «Ресурсы Арктики и Сибири: техники, технологии, жизнеобеспечение», реализовали культурную программу в рамках всероссийской акции «Ночь музеев» в интерьерах новой экспозиции Кунсткамеры «Имперский зал: Многонародная Россия». e. Известные выпускники:

Содержание ОПОП

  • Модуль "Социально-гуманитарный"
  • Модуль "История России"

    Дисциплина призвана познакомить студентов с базовой информацией по истории средневековой Руси, основными типами исторических источников и исследовательской литературой по теме курса, состоянием и структурой архивных фондов по истории образования. Обучающиеся должны научиться критически анализировать научную литературу по темам курса и извлекать информацию из исторических источников.

    Широко используются интерактивные методы проведения занятий: презентации, групповые дискуссии, обсуждение докладов.

  • Модуль "Коммуникативно-цифровой"
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Предметно-методический"
  • Модуль "Североведческий"

    Содержание модуля «Североведческий» направлено на формирование знаний обучающихся в области североведения и изучает конкретные пути исторического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    Изучение дисциплин модуля «Североведческий» способствует пониманию фундаментальных основ североведения и формированию у обучающихся научного мировоззрения

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Основы российской государственности
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.