Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Мировоззренческий"
Краткая характеристика модуля
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена
-
Модуль "Методический: предметная область "Филология. Литературное чтение"
Краткая характеристика модуля
В состав модуля «Методический: предметная область «Филология. Литературное чтение» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса по литературному чтению в образовательном учреждении. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.
Дисциплина «Методика изучения художественной литературы в начальной школе» знакомит с основными функциями литературы как искусства. Художественное произведение рассматривается как предмет изучения в образовательном учреждении начального образования. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Анализируется Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к предметным, личностным, метапредметным образовательным результатам и цель, задачи литературного чтения. Рассматривается классификация методов и приемов начального литературного образования, принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока литературы. В рамках дисциплины изучаются приемы анализа художественного произведения, а также современные тенденции развития и актуальные проблемы школьного литературного образования.
Дисциплина «Методика развития речи на уроках литературного чтения» готовит будущих педагогов к использованию в преподавании литературного чтения современных образовательных технологий. Изучаются основные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения, принципы организации работы по стимулированию литературного творчества младших школьников. Рассматривается классификация видов сочинений, используемых на уроках литературного чтения. Знакомим с методикой обучения сочинениям разных видов и их редактированию.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Важнейшим условием овладения обучающимися методическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного процесса обучения литературному чтению в образовательном учреждении начального образования является практика в образовательном учреждении. Содержание данной практики направлено на развитие у обучающихся практических знаний и умений по методике преподавания литературного чтения и знакомства с художественной литературой младших школьников и предполагает наблюдение, протоколирование и анализ уроков литературного чтения, проводимых учителями в 1-4 классах. Во время практики обучающиеся получают первоначальный опыт взаимодействия с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению; проводят фрагменты уроков, осуществляют сбор фактического материала для последующего анализа на занятиях в вузе. В ходе практики обучающиеся получают опыт использования материалов УМК и ЭОР в образовательном процессе образовательного учреждения начального образования. Учебная практика организовывается на базе образовательных учреждений начального образования.
Форма аттестации по практике – зачет.
-
Модуль "Теоретический: предметная область "Математика и информатика"
Краткая характеристика модуля
Содержание модуля «Теоретический: предметная область. «Математика и информатика» направлено на формирование знаний обучающихся о теоретических основах начального курса математики. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися знаниями, умениями и способами деятельности, применимыми к математическому содержанию. Дисциплина «Основные математические понятия» содействует раскрытию основных понятий, используемых при изучении остальных дисциплин модуля. Важной задачей модуля является развитие представлений у обучающихся об особенностях построения числовых систем, с этой целью реализуется дисциплина «Теоретические основы изучения числовых множеств в начальной школе». В процессе освоения дисциплины «Практикум по решению задач» обучающиеся знакомятся с основными видами арифметических задач, а также с приемами их решений. Изучение дисциплины «Элементы геометрии» направлено обобщение знаний о геометрических фигурах и величинах. Содержание дисциплины «Практикум по обучению младших школьников работе на компьютере» позволяет обучающимся приобрести конкретизированные знания и умения, связанные с организацией процесса обучения младших школьников основам компьютерной грамотности.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение задач, раскрывающих теоретическую основу начального курса математики.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
-
Модуль "Методический: предметная область "Математика и информатика"
Краткая характеристика модуля
Овладение обучающимися модулем «Методический: предметная область «Математика и информатика» опирается на знания и умения, приобретенные в ходе освоения модулей «Теоретический. Предметная область. «Математика и информатика»» и «Методический». Это обеспечивает фундаментальность методико-математической подготовки обучающихся.
Модуль направлен на развитие готовности обучающихся использовать педагогические, психологические, математические и методические знания для решения проблем, возникающих в работе учителя начальных классов при обучении детей математике.
В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает методическую систему начального математического образования, методику изучения младшими школьниками основных содержательных линий курса математики.
Последовательность изучения дисциплин модуля, их содержание и интерактивные формы работы обучающихся обеспечивают постепенное осознанное овладение компетенциями в области методики обучения младших школьников математике, способствуя последующей успешной адаптации в профессии.
Дисциплина «Методика изучения чисел и величин в начальной школе» содержит 3 части. Первая часть посвящена методической системе начального математического образования. В ходе ее изучения обучающиеся приобретают знания о целях и содержании математического образования младших школьников, различных современных технологиях и средствах обучения математике, формах организации обучения и контроля.
Вторая часть знакомит обучающихся с методикой изучения младшими школьниками нумерации целых неотрицательных чисел, а третья часть – с методикой изучения доступных младшим школьникам геометрических и физических величин.
Содержание дисциплины «Методика изучения арифметического материала в начальной школе» включает в себя вопросы изучения теоретических знаний об арифметических действиях, формирования вычислительных умений, обучения решению текстовых арифметических задач.
Дисциплина «Методика изучения элементов алгебры и геометрии в начальной школе» способствует приобретению обучающимися знаний и умений по методике обучения детей элементам алгебры (решению уравнений, вычислению значений числовых и буквенных выражений, осуществлению функциональной пропедевтики) и элементам геометрии (работе с плоскими и объемными геометрическими фигурами, формированию пространственных представлений)
Изучение первой элективной дисциплины «Информационные технологии в начальном математическом образовании» позволяет обучающимся приобрести знания и опыт отбора, создания и использования грамотных электронных образовательных ресурсов по математике, применение которых способствует достижению младшими школьниками предметных и метапредметных образовательных результатов.
Во второй элективной дисциплине «Актуальные проблемы современного начального математического образования» рассматриваются вопросы, возникающие в практике работы учителей образовательного учреждения начального образования. Обучающиеся глубже знакомятся со спецификой изучения математики младшими школьниками по различным учебно-методическим комплектам, приобретают опыт проектирования изучения тем курса с использованием различных подходов, технологий и средств обучения.
Учебная практика по модулю предполагает наблюдение, протоколирование и анализ уроков математики различных типов, проводимых учителями по разным содержательным линиям в 1-4 классах. Во время практики обучающиеся приобретают опыт взаимодействия с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по математике; осуществляют сбор фактического материала из практики изучения математики для последующего анализа на занятиях в вузе.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение практико-ориентированных задач, разработку фрагментов уроков математики и их реализацию в ходе деловой игры.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Учебная практика (предметно-содержательная) по модулю позволяет выявить уровень овладения обучающимися компетенциями в области методики обучения младших школьников математике и способствовать их совершенствованию.
В ходе практики обучающиеся наблюдают уроки математики различных типов по разным содержательным линиям в 1-4 классах, а также занятия по внеурочной деятельности, проводимые опытными учителями начальных классов; учатся протоколировать и анализировать уроки с методической точки зрения.
Опираясь на полученные на занятиях в университете знания, обучающиеся разрабатывают и проводят отдельные фрагменты уроков (устные вычисления, проверку домашнего задания и др.), занятия по внеурочной деятельности.
Во время учебной практики обучающиеся знакомятся с рабочими и контрольными тетрадями учащихся, анализируют ошибки, составляют задания по их исправлению и предупреждению.
Форма аттестации по практике – зачет.
-
Модуль "Теоретический: предметная область «Искусство» и «Технология»"
Краткая характеристика модуля
Изучение основ художественной культуры, различных видов искусства является общепринятым в мировой практике способом формирования культурной компетентности, развития способностей к педагогическому творчеству специалистов высшей квалификации в области образования. Теоретические знания, накопленные в предметной области «Искусство», составляют одну из основ существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. По данным Национального совета по развитию творчества и культуры в образовании (NACCCE), роль художественного образования занимает особое место в формировании компетенций детей, живущих в 21-м веке.
Предметная область «Технология» позволяет обучающимся познакомиться с отечественным и мировым опытом организации технологического образования, которое невозможно вне логики дизайна как проектной деятельности, как носителя инновационного проектно-художественного мышления, проектной культуры, необходимых для конструктивных преобразований современной реальности. Важность воспитания у подрастающего поколения основ технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).
Формирование художественно-эстетической и технологической культуры будущего учителя возможно в результате усвоения исторических достижений культуры, искусства, технологий и современных художественно-творческих практик. Дисциплины модуля «Основы художественной культуры», «Технология», «Современные художественные практики» формируют у обучающегося способность к анализу и решению социальных, профессиональных и личностно значимых проблем в широком социокультурном контексте. В рамках данного модуля обучающийся приобретает способность к использованию художественно-творческих технологий и методов при решении социальных и профессиональных задач, что позволит значительно расширить образовательное пространство, более успешно решать задачи профессиональной подготовки педагогических кадров и в перспективе задачи развития творческого потенциала современных детей «нового поколения 21 века».
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают создание и презентацию образовательных кейсов.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен
-
Модуль "Методический: предметная область «Искусство» и «Технология»"
Краткое описание модуля
Модуль «Методический: предметная область «Искусство» и «Технология»» направлен на изучение и овладение современными педагогическими технологиями и моделями организации художественно-творческой и технологической деятельности младших школьников, на обретение собственного разнообразного педагогического опыта.
Дисциплина «Методика и технологии художественно-творческого развития ребенка» знакомит с основными сущностными характеристиками профессиональной деятельности учителя с целью освоения широкого спектра арт-технологий и методических моделей формирования эстетической культуры ребенка в различных предметных областях начального образования, развития художественных и творческих способностей детей средствами различных видов искусства и художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной и др).
Содержание дисциплины «Методика изучения «Технологии» в начальной школе» позволяет обучающимся овладеть компетенцией готовности применять современные методики в области технологического образования младших школьников. Обучающимся предоставляется возможность познакомиться с различными подходами к организации технологического образования в образовательном учреждении начального образования; освоить методику преподавания технологии, образовательные (педагогические) технологии, используемые на уроках технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение практико-ориентированных задач, разработку фрагментов уроков математики и их реализацию в ходе деловой игры.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Назначение учебной практики: закрепление и углубление методической подготовки обучающихся по обучению и воспитанию младших школьников в рамках предметных областей «Искусство» и «Технология».
Форма аттестации по практике – зачет.
-
Модуль "Теоретический: предметная область "Естествознание и обществоведение"
Краткая характеристика модуля
Содержание модуля «Теоретический: предметная область «Естествознание и обществознание» направлено на формирование знаний обучающихся о теоретических основах естествознания. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися знаниями, умениями и способами деятельности из разных естественнонаучных дисциплин.
Дисциплина «Землеведение» расширяет знания обучающихся о месте и роли Земли в структуре Вселенной; раскрывает строение, свойства, закономерности изменений географической оболочки Земли: атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы Земли; углубляет знания о природных зонах Земли; знакомит с практическими методами изучения природы и их значением в школьном образовании, с приборами и инструментами, необходимыми для изучения природы. «Ботаника с экологией растений» расширяет знания обучающихся по следующим разделам биологии: низшие растения, высшие споровые растения, голосеменные растения, покрытосеменные растения, строение покрытосеменных растений, грибы и лишайники; раскрывает растение как живой организм, выполняющий определенные функции в окружающей среде. «Зоология с экологией животных» включает углубленное знакомство с простейшими, губками и кишечнополостными животными, многообразием червей, моллюсков, членистоногих животных, иглокожих животных, хордовых животных, с рыбами и земноводными животными, пресмыкающимися, птицами, млекопитающими, населяющими различные среды жизни на Земле.
Дисциплина «Основы обществознания» расширяет представления обучающихся по истории, экономике, праву, политологии и др. Изучение понятий перечисленных разделов во взаимосвязи сосредотачивает на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен
-
Модуль "Методический: предметная область "Естествознание и обществоведение"
Краткая характеристика модуля
Модуль «Методический: предметная область. «Естествознание и обществознание» реализует базовую профессиональную подготовку педагога образовательного учреждения начального образования в области преподавания естествознания и обществознания и готовит обучающихся к использованию возможностей образовательной среды для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в указанных областях.
В ходе изучения дисциплин модуля, будущие педагоги образовательного учреждения начального образования осваивают содержание учебного предмета «Окружающий мир», а также методику изучения естествознания и обществознания в учебном предмете «Окружающий мир». В содержании практической работы по модулю включены лабораторные работы, проведение фенологических наблюдений, просмотр видеоматериалов и их обсуждение, создание иллюстрированного справочного пособия, работа с коллекцией ЭОР, разработка фрагментов уроков и конспектов уроков, анализ методических ситуаций, подбор заданий для младших школьников с различными дидактическими целями для достижения ими планируемых результатов ФГОС НОО.
Дисциплина «Методика изучения элементов географии в начальной школе» рассматривает цели и задачи географического образования младших школьников; средства и методы обучения элементам географии; современные педагогические технологии, используемые в рамках данной предметной области. Центральное место уделяется изучению особенностей уроков географического содержания и их проектированию в образовательном учреждении начального образования с целью формирования и развития предметных умений и универсальных учебных действий младших школьников. «Методика обучения естествознанию в начальной школе» раскрывает основные компоненты методической системы и принципы построения содержания курса «Окружающий мир», методы, приемы и средства изучения естествознания в образовательном учреждении начального образования, формы обучения естествознанию в образовательном учреждении начального образования, формирование и развитие естественнонаучных знаний у младших школьников, формирование и развитие предметных умений и универсальных учебных действий младших школьников при изучении естествознания в предмете «Окружающий мир».
Дисциплина «Методика изучения обществознания в начальной школе» также включает предмет и задачи преподавания обществознания в образовательном учреждении начального образования, принципы отбора и построения содержания, цели и задачи предмета «Окружающий мир» (обществознание), раскрывает методику использования наглядности (в том числе и электронной) на уроках обществоведческого и исторического содержания, методы и современные технологии обучения обществознанию, формы преподавания обществознания в образовательном учреждении начального образования, формирование обществоведческих представлений у младших школьников с целью достижения личностных результатов в духовно-нравственном становлении учеников образовательного учреждения начального образования.
Учебная практика (предметно-содержательная) входит в состав модуля и позволяет обучающимся реализовать полученные теоретические и практические знания; готовит их к профессиональной деятельности при изучении естествознания и обществознания в образовательном учреждении начального образования на уроках и во внеурочной работе.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение кейсов ситуационных задач, разбор методического аппарата УМК по предмету «Окружающий мир».
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Содержание учебной практики (предметно-содержательной) направлено на развитие у обучающихся практических знаний и умений по методике преподавания предмета «Окружающий мир» в начальных классах и предполагает наблюдение, протоколирование и анализ уроков, проводимых учителями в 1-4 классах. Во время практики обучающиеся получают опыт взаимодействия с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»; проводят фрагменты уроков, осуществляют сбор фактического материала для последующего анализа на занятиях в вузе. В ходе практики обучающиеся получают опыт использования материалов УМК и ЭОР в образовательном процессе образовательного учреждения начального образования. Учебная практика организовывается на базе образовательных учреждений начального образования.
Форма аттестации по практике – зачет.
-
Модуль "Дополнительное образование"
Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.
Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Модуль "Организация внеурочной деятельности в начальной школе"
Краткая характеристика модуля
Изучение модуля «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» призвано обеспечить понимание обучающимися специфики и особенностей организации направлений внеурочной деятельности – общеинтеллектуального,. духовно-нравственного, социального и общекультурного. Обучающиеся изучают технологии подготовки и проведения основных форм в соответствии с методическим конструктором внеурочной деятельности, учатся составлять программы и отслеживать динамика развития личностных и метапредметных результатов младших школьников.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Учебная практика
Краткая характеристика практики
Учебная практика направлена на наблюдение и оценку способов организации различных видов внеурочной деятельности в разных ее моделях. Студенты изучают реализуемые программы внеурочной деятельности, осуществляют проведение типичных форм, учатся создавать условия для развития личностных и метапредметных результатов младших школьников, оценивать воспитательные результаты и эффекты.
Форма аттестации по практике – зачет.
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Психологический"
Модуль «Психологический» состоит из дисциплин психологической направленности, а также учебной практики. Дисциплины модуля сосредоточены в 1 и 2 семестре, так как психологическая подготовка является определяющей для учителя образовательного учреждения начального образования, учебная практика (предметно-содержательная) предполагается во втором семестре в объеме 2 з.е. (1 неделя 2 дня) (по усмотрению вуза, может быть рассредоточенной).
Подготовка по психологическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области анатомии и физиологии детского организма, основ общей, возрастной и социальной психологи, психологии и психофизиологии младшего школьника, формирования умений использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
-
Модуль "Педагогический"
Модуль «Педагогический» состоит из дисциплин педагогической и психолого-педагогической направленности, а также учебной практики. Дисциплины реализуются в первом и втором семестрах, учебная практика (ознакомительная) предполагается во 2 семестре в объеме 3 з.е. (2 недели) (по усмотрению вуза, может быть рассредоточенной).
Модули «Психологический» и «Педагогический» осваиваются обучающимися параллельно, что обеспечивает прочную психолого-педагогическую основу подготовки обучающихся.
Подготовка по дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области истории образования и педагогической мысли, педагогики современного образовательного учреждения, психолого-педагогических основ начального образования, формирования способности использовать приобретенные знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе образовательного учреждения начального образования
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
Учебная практика (ознакомительная)
Краткая характеристика практики
Учебная практика (ознакомительная) организуется на базе образовательных учреждений общего образования и способствует формированию представления о специфике педагогической профессии в процессе изучения особенностей организации воспитательно-образовательной деятельности в образовательном учреждении начального образования. В процессе выполнения заданий по изучению развития младшего школьника у обучающегося развиваются исследовательские умения как базовые для современного педагога Практика способствует включению обучающихся в практическую педагогическую деятельность, формированию мотивации к овладению профессиональной педагогической деятельностью, овладение исследовательскими умениями педагога на основе изучения личности учащегося для ориентации будущей педагогической деятельности на реализацию личностно ориентированного обучения.
-
Модуль "Методический"
В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.
Структура модуля "Методический" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) "Биологическое образование":
- Введение в профессию
- Современные основы обучения
- Методика обучения и воспитания (биологическое образование)
- Образовательные технологии (биологическое образование)
- Решение профессиональных задач учителя
- Учебная практика (ознакомительная)
- Производственная практика (педагогическая)
- Производственная практика (стажерская)
- Учебная практика (предметно-содержательная)
Структура модуля "Методический" по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленнность (профиль) "Экология":
- Современные основы обучения экологии
- Экологическое образование детей
- Проектная деятельность в экологическом образовании школьников
- Информационные технологии в экологическом образовании
- Производственная практика (педагогическая)
Институт педагогики. Направление "Социальная работа"
В результате освоения дисциплин модуля обучающиеся получают представление об оценке и контроле качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, а также об эффективных социальных технологиях социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.
Краткое описание Методического модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Начальное образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
В состав модуля «Методический» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении начального образования. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, развитие компетенций, необходимых учителю начальных классов.
Дисциплина «Методика и технологии обучения в начальной школе» знакомит с закономерностями и принципами обучения младших школьников, наиболее значимыми системами развивающего обучения, основными теориями отбора содержания образования, методами обучения младших школьников, рассматривает формы организации обучения, требования к современному уроку в образовательном учреждении начального образования, вопросы диагностики образовательной деятельности учащихся, современные технологии начального образования, возможности и способы их использования в работе с младшими школьниками.
Содержание дисциплины «Методика и технологии воспитания в начальной школе» знакомит с принципами и закономерностями воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования, с функционалом учителя образовательного учреждения начального образования как классного руководителя, с различными методами, формами и технологиями воспитательной деятельности, с особенностями проведения диагностики воспитательных результатов в образовательном учреждении начального образования, позволяет обучающимся приобрести конкретные методические знания и умения, связанные с организацией процесса воспитания младших школьников.
Дисциплина «Педагогическое сопровождение в начальном образовании» раскрывает сущность педагогического сопровождения, его задачи и принципы, этапы деятельности педагога, ее особенности в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в учении, взаимодействии со сверстниками, адаптации к школьному обучению, в работе с детьми, имеющими особые потребности и включенными в систему инклюзивного образования.
Дисциплина «Решение профессиональных задач» направлена на развитие готовности обучающихся использовать имеющиеся педагогические, психологические и методические знания при решении задач и проблем, возникающих в работе учителя образовательного учреждения начального образования.
В рамках модуля рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
Курсовая работа может быть по одной из указанных дисциплин.
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Учебная практика (предметно-содержательная) позволяет усовершенствовать умения наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, сформировать умения осуществлять психолого-педагогический анализ учебного и внеучебного занятий, получить опыт подготовки и проведения внеучебного занятия с младшими школьниками – смоделировать элементы профессиональной деятельности педагога начальных классов. В процессе практики обучающиеся имеют возможность осознать особенности реализации обучающей и воспитательной функций учителя, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет
Производственная практика (стажерская)
Производственная практика (стажерская) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на формирование у обучающихся целостного представления о специфике организации образовательного процесса в современной образовательном учреждении начального образования, на обогащение и совершенствование педагогических знаний и умений, необходимых для практической деятельности, овладение умениями анализировать, проектировать и осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении начального образования
Практика направлена на овладение обучающимися методов, приемов и средств проведения уроков, внеурочной и воспитательной деятельности. В ходе практики обучающиеся учатся применять умения самостоятельной работы с детским коллективом, овладение содержанием и формами и методами оздоровительной и воспитательной работы. Данная практика представляет собой включение обучающегося как действующего учителя в образовательный процесс образовательного учреждения начального образования.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.
-
Модуль "Теоретический: предметная область."Филология. Русский язык"
Краткая характеристика модуля
В состав модуля «Теоретический: предметная область «Филология. Русский язык» входят дисциплины, которые позволят обучающимся освоить систему русского языка, понять его структуру, основные закономерности функционирования языковых единиц и представить потенциальные возможности этой живой системы. Дисциплина «Фонетика и графика русского языка» направлена на изучение единиц устной формы речи, изучение основных фонетических закономерностей современного русского языка, на освоение нормативного произношения, а также на формирование умения соотносить минимальные единицы устной речи (звуки/ фонемы) и письменной речи (буквы / графемы). Дисциплина «Лексика русского языка» формирует представление о значении слов и о системных семантических отношениях. При изучении дисциплины у обучающихся формируется умение пользоваться толковыми словарями и различными видами лексических словарей (словари омонимов, синонимов, антонимов, иностранных слов, неологизмов и т.п.). Дисциплины «Словообразование русского языка», «Морфология русского языка» и «Синтаксис русского языка» позволяют понять закономерности современной грамматической системы, особенности построения слов, форм слов, словосочетаний и предложений. В процессе освоение каждой из дисциплин рассматриваются сложные случаи употребления языковых единиц и категорий, акцентируется внимание на связи построения слов, словоформ, предложений с орфографией и пунктуацией.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают составление и решение учебных кейсов.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен
-
Модуль "Методический: предметная область "Филология. Русский язык"
Краткая характеристика модуля
В состав модуля «Методический: предметная область «Филология. Русский язык» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает методические основы курса русского языка в образовательном учреждении начального образования. Основные дисциплины модуля обеспечивают овладение обучающимися содержанием и особенностями организации процесса обучения грамоте и изучения систематического курса языка. В ходе освоения дисциплины «Методика обучения грамоте с практикумом» обучающиеся приобретают знания и умения, необходимые для формирования у первоклассников первоначальных умений чтения и письма. Дисциплина «Методика изучения грамматики и правописания в начальных классах» готовит обучающихся к обучению младших школьников грамматике, орфографии и пунктуации, которые являются наиболее сложными и объемными разделами курса русского языка. Дисциплина «Методика развития речи младших школьников» позволит будущим учителям овладеть профессиональными умениями, необходимыми для организации на уроках русского языка процесса речевого развития учащихся образовательного учреждения начального образования. В рамках всех основных дисциплин рассматриваются особенности содержания и организации обучения в условиях работы по разным учебникам русского языка.
Учебная практика по модулю предполагает наблюдение, протоколирование и анализ уроков русского языка, проводимых учителями в 1-4 классах. Во время практики обучающиеся получают опыт взаимодействия с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку; проводят фрагменты уроков, осуществляют сбор фактического материала для последующего анализа на занятиях в вузе.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Одним из важнейших условий овладения обучающимися методическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного осуществления процесса обучения русскому языку в образовательном учреждении начального образования является практика в образовательном учреждении, которая вместе с тем призвана обеспечить адаптацию обучающихся к условиям реальной педагогической деятельности. Содержание данной практики направлено на развитие у обучающихся практических знаний и умений по методике преподавания русского языка в начальных классах и предполагает наблюдение, протоколирование и анализ уроков русского языка, проводимых учителями в 1-4 классах. Во время практики обучающиеся получают опыт взаимодействия с младшими школьниками в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку; проводят фрагменты уроков, осуществляют сбор фактического материала для последующего анализа на занятиях в вузе. В ходе практики обучающиеся получают опыт использования материалов УМК и ЭОР в образовательном процессе образовательного учреждения начального образования. Учебная практика организовывается на базе образовательных учреждений начального образования.
Форма аттестации по практике – зачет.
-
Модуль "Теоретический: предметная область "Филология. Литературное чтение"
Краткая характеристика модуля
В состав модуля «Теоретический: предметная область «Филология. Литературное чтение» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические основы курса литературного чтения в образовательном учреждении начального образования. Основные дисциплины модуля обеспечивают овладение обучающимися содержанием и особенностями организации процесса обучения литературному чтению. В ходе освоения дисциплины «Введение в литературоведение» обучающиеся приобретают теоретические знания и практические умения, необходимые для анализа литературного произведения. Дисциплина «Фольклор и мировая классика в детском чтении» знакомит обучающихся с основными произведениями мировой литературы, входящими в курс начального литературного образования. Дисциплина «Детская литература 20-21 века» позволит будущим учителям овладеть профессиональными умениями в области отечественной и зарубежной литературы для детского чтения.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
-
Первая помощь при заболеваниях и травмах
В рамках данного курса обучающиеся смогут получить познания в области различных видов травм, острых болезненных состояний и их клинических признаков, рассмотреть виды угроз, приносящих вред жизни и здоровью. Дисциплина объединяет в себе теоретические знания и практические умения в области эффективного, быстрого и грамотного оказания первой помощи при различных травмах и некоторых заболеваниях; оценки состояния пострадавшего.
-
Этика безопасности
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Противодействие коррупции в сфере образования
Факультативная дисциплина «Противодействие коррупции в сфере образования» знакомит обучающихся с правовой основой противодействия коррупции, многообразием определений коррупции и ее виды; дает представление об историческом возникновении и развитии коррупции как социального явления; вооружает методами противодействия коррупции; воспитывает антикоррупционное поведение у будущих педагогов; знакомит с уголовно-правовой политикой государства в сфере противодействия коррупции.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Этика профессиональной деятельности педагога
Факультативная дисциплина «Этика профессиональной деятельности педагога» направлена на формирование теоретической и практической профессиональной готовности обучающихся к реализации норм, принципов и функций педагогической этики в меняющихся условиях современного образования; развитие профессионального сознания обучающихся в области понимания морально-нравственных основ психолого-педагогической деятельности.
-
Профилактика суицида в образовательной среде