Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Иностранные языки в контексте современной культуры
Институт иностранных языков
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А.И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Важной предпосылкой успешного выполнения требований программы является высокий уровень владения иностранным языком (В2, С1) и теорией изучаемого языка (фонетика, грамматика, лексикология, стилистика). Направление профессиональной деятельности Свидетельство (диплом) об окончании указанной программы позволяет работать в образовательных учреждениях любого профиля и уровня, вести педагогическую, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую деятельность, осуществлять методическое сопровождение сотрудников преподавательских коллективов. В число потенциальных мест работы входят школы, в том числе с углубленным изучением иностранных языков, специализированные курсы иностранных языков, общие и профильные кафедры учреждений средне-специального и высшего образования. Образование, полученное в рамках данной программы, позволяет грамотно планировать и успешно осуществлять широкий спектр методов обучения и исследовательской деятельности, как в качестве преподавателей, так и руководителей образовательных подразделений, реализовываться в сферах культуры и социальной деятельности. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся по магистерской программе «Иностранные языки в контексте современной культуры»: педагогическая: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста научно-исследовательская: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий культурно-просветительская: изучение и формирование культурных потребностей обучающихся; повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности; проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.

Цель ОПОП

Цель основной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Иностранные языки в контексте современной культуры» - подготовка выпускника, который способен, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности в области иноязычного образовании.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: общеобразовательные учреждения г. Санкт-Петербурга (школы, гимназии), кафедры института иностранных языков, научные библиотеки, в том числе Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: в рамках программы осуществляется подготовка в области научных исследований, что позволяет в дальнейшем успешно обучаться на более высоких уровнях профессиональной подготовки: в аспирантуре, в том числе на кафедрах английской, немецкой, романской филологии РГПУ им. А.И. Герцена; по программам профессионального обучения в зарубежных вузах. b. Кадровый состав: в рамках данной программы занятия проводят специалисты высшей квалификации – доценты, профессора кафедр института иностранных языков. c. Материально-техническое оснащение: в рамках данной программы учащиеся имеют доступ к разнообразным электронным образовательным ресурсам и базам данных в том числе: «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей», Российская национальная библиотека, Библиотека РАН, Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Федоровны (РГПУ им. А.И. Герцена) и др. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Кафедры института, осуществляющие реализацию программы «Иностранные языки в контексте современной культуры», активно развивают связи с университетами и профильными организациями, к числу которых относятся: Университет Париж IV–Сорбонна (Франция) Университет г. Ювяскюля (Финляндия) Брюссельский Институт Переводчиков Высшей школы (Бельгия) Фонд Г. Гийома Университета им. Лаваля (Канада) Институт немецкого языка и лингвистики философского факультета II университета им. Гумбольдта в Берлине Институт немецкого языка и литературы высшей школы педагогики (педагогического университета) г. Фрайбург Кафедры поддерживают связи с ведущими вузами Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, межрегиональными и международными профессиональными ассоциациями: IATEFL (International Association of Teachers of English as a Foreign Language), TESOL (Teachers of English to Speakers of Other Languages), SPELTA (St.Petersburg English Language Teachers’Association), Культурный центр имени Гёте при Генеральном консульстве ФРГ в Санкт-Петербурге, Германская служба академических обменов (ДААД) и др.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Предметно-содержательный"

    В ходе освоения модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для формирования способности у обучающихся учитывать в будущей профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в социальной работе, а также специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в современном мире, особенности этнокультурного развития общества и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан.

    Структура модуля "Предметно-содержательный" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Биологическое образование":

    1. Анатомия и морфология растений
    2. Зоология беспозвоночных
    3. Зоология прозвоночных
    4. Введение в биологию
    5. Анатомия и морфология человека
    6. Систематика растений
    7. Микробиология с основами вирусологии
    8. Генетика
    9. Терия эволюции
    10. Прикладная зоология
    11. Орнитология
    12. Молекулярная биология
    13. Биотехнология
    14. Ядро эукариот
    15. Траскрипция
    16. Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткое описание Предметно-содержательного модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Филологическое образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    В содержание модуля «Предметно-содержательный» включены дисциплины «Современный русский литературный язык», «Русская литература и культура». Содержание данных дисциплин раскрывает теоретические и практические основы филологических наук. Структура и логика изучения указанных дисциплин модуля «Предметно-содержательный» обеспечивает постепенное овладение обучающимися знаниями по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису русского языка; русской литературе и культуре.

    Данные знания являются основой для понимания обучающимися закономерностей развития русского языка в диахроническом и синхроническом аспектах, а также для осмысления истории русской литературы в контексте русской культуры.

    Цель модуля: Изучение дисциплин и практик данного модуля направлено на освоение следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

    ОПК-8: способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-3: способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Структура модуля: Место модуля «Предметно-содержательный» в образовательной программе определяется в соответствии с учебным планом.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Учебная практика (предметно-содержательная) закрепляет и углубляет теоретическую подготовку обучающихся по современному русскому языку с учетом изменения коммуникативно-прагматической ситуации и действия динамических процессов.

    Цель практики. Учебная практика (предметно-содержательная) направлена на формирование следующих компетенций:

    Универсальных:

    УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

    УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

    Общепрофессиональных:

    ОПК-1: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

    ОПК-3: способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

    ОПК-6: способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

    Профессиональных:

    ПК-1: способен осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;

    ПК-2: способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов;

    ПК-4: способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Модуль "Уровневая дифференциация языкового образования"

    Краткая характеристика модуля:

    Институт иностранных языков

    Модуль включает дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания», «Профессионально-направленное обучение иностранному языку», «Моделирование процесса языковой подготовки одаренных детей», целью которых является формирование и развитие у обучающихся способности использовать достижения методической науки, передовой отечественный и зарубежный опыт в области иноязычного образования в профессиональной педагогической деятельности учителя иностранного языка в образовательных учреждениях различных уровней системы образования. Магистранты овладевают способностью осуществлять экспертную оценку учебно-методических средств и технологий обучения, которые используют в процессе языкового образования различных групп обучающихся в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и с учётом особенностей реализуемой образовательной программы.
  • Модуль "Теоретические аспекты иноязычной коммуникации"

    Краткая характеристика :

    Институт иностранных языков

    Модуль образован дисциплинами, целью которых является формирование и развитие у обучающихся способности использовать в научной и профессиональной деятельности результаты актуальных научных направлений, передовой отечественный и зарубежный опыт в области филологических исследований. Обучающийся овладевает способностью осуществлять анализ результатов научных исследований в данной области, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования.

    Содержание дисциплин модуля знакомит обучающихся с актуальными направлениями исследований в области теории и методики обучения и воспитания, текстологии и исследованиях дискурса, литературоведения, лексикографии, теории межкультурной коммуникации, особенности современных коммуникативных форм изучаемых иностранных языков, а также тенденции их развития в синхронии и диахронии. Дисциплины модуля формируют у обучающихся умение применять понятийный аппарат в сфере избранной научной и профессиональной деятельности, а также адекватную целям и задачам исследования методологию.

  • Модуль "Лингвокультурные аспекты иноязычной коммуникации"

    Институт иностранных языков

    Модуль образован дисциплинами, целью которых является ознакомление обучающихся с актуальными направлениями исследований в области лингвокультурологии, прагмасемантики и теории речевых актов, а также сравнительно-сопоставительного языкознания и типологического аспекта исследований языка и речи.

    Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся познакомиться с понятийным аппаратом, объектом, предметом, целью и методами исследования в сфере лингвокультурологии, прагмасемантики и теории речевых актов, а также сравнительно-сопоставительного языкознания и типологических исследований языка и речи, получить представление об особенностях языковой/концептуальной картины мира носителей изучаемого языка.

  • Модуль "Иноязычно-дискурсивный"

    Дисциплины модуля «Иноязычно-дискурсивный» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с иноязычной коммуникацией в деловом дискурсе. Изучение дисциплин модуля обучающимися предполагает освоение основных лингвостилистических особенностей текстов деловой направленности и конвенций межъязыковой/межкультурной коммуникации в деловой сфере для формулирования адекватных текстов и осуществления коммуникативных действий, а также основных закономерностей процесса перевода устных высказываний и разноформатных письменных текстов деловой тематики и средств достижения адекватности и эквивалентности при переводе подобных текстов с / на русский / иностранный языки.

  • Модуль "Образовательные технологии в профессиональной деятельности"

    Модуль «Образовательные технологии в профессиональной деятельности» ориентирован на развитие и совершенствование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов для решения профессиональных задач, связанных с использованием современных образовательных технологий в иноязычном образовании. Дисциплина «Современные технологии обучения иностранным языкам» раскрывает специфику применения интерактивных, личностно-ориентированных, проблемных, игровых, развивающих, информационно-коммуникационных и других технологий в процессе обучения иностранному языку. Дисциплина «Теория и практика обучения взрослых иностранным языкам» ориентирована на развитие и совершенствование компетенций магистрантов, необходимых для решения профессиональных задач, связанных с обучением взрослых иностранному языку, а именно, проектированием образовательной среды, выбором образовательных технологий с учетом андрагогических особенностей обучающихся. Дисциплина «Теория и практика раннего обучения иностранным языкам» нацелена на рассмотрение психолингвистических особенностей раннего овладения иностранным языком и проектирование на их основе методики обучения.

  • Модуль "Социологические аспекты образовательной, профессиональной и досуговой деятельности"

    Дисциплины модуля «Социологические аспекты образовательной, профессиональной и досуговой деятельности» ориентированы на развитие и совершенствование универсальных и общепрофессиональных компетенций для решения исследовательских задач, связанных с выявлением динамики развития профессии как социального института, социальной обусловленности образовательных процессов и характера социального института образования, трансформации процессов социализации в современном обществе, а также изучения специфики социальных практик в сфере туризма и самостоятельных путешествий.

  • Теория аргументации в исследовательской деятельности
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму