Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Биологическое образование, Экологическое образование
Факультет биологии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

"Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена".

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Бакалавр, прошедший обучение по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Биологическое образование», подготовлен к педагогической и культурно-просветительской деятельности в области биологии. Он может работать в образовательных учреждениях всех уровней – учреждениях дошкольного образования, средних общеобразовательных школах, лицеях, колледжах, в Домах детского творчества и творческих объединениях. Выпускник может занимать должности учителя биологии, преподавателя биологических дисциплин, руководителя внеклассной и учебно-массовой работы, педагога дополнительного образования, руководителя кружков биологической направленности. Кроме того, освоение данной программы позволяет продолжить обучение в магистратуре и получить академическую степень магистра.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавра (педагогической).

Краткая характеристика

Обучение ведётся на русском языке. Обучающиеся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Биологическое образование» изучают учебные дисциплины в рамках таких модулей, как «Мировоззренческий», «Коммуникативный», «Здоровьесберегающий», «Психолого-педагогический», «Методический», «Учебно-исследовательский», «Предметно-содержательный», «Биологический», «Экологический» и других. Также обучение по данной программе предполагает прохождение учебных и производственных практик. Учебные практики по ботанике, зоологии, экологии и методике обучения биологии проходят на современной агробиостанции в посёлке Вырица (Ленинградская область). Производственная практика организуется на базе средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и домов детского (юношеского) творчества. Среди этих учреждений ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга, ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ № 309 Центрального района и многие другие. Для выполнения выпускных квалификационных работ обучающиеся направляются как в общеобразовательные учреждения, так и в лаборатории различных научно-исследовательских учреждений. Образовательную деятельность по данной программе ведут высококвалифицированные преподаватели, среди которых профессора, имеющих учёную степень доктора наук, доценты, кандидаты наук, многие преподаватели являются почётными работниками высшего профессионального образования РФ. В процессе обучения применяются современные информационные технологии, мультимедийная техника и современное учебное оборудование. Для проведения лекционных и практических занятий используется компьютерный класс и мультимедийный зал, оборудованный специализированными терминалами, которые обеспечивают высокоскоростной доступ к компьютерной сети университета и выход в интернет. Лабораторные занятия проводятся в специализированных кабинетах кафедр, в том числе во вновь оборудованном кабинете методики обучения биологии, а также в учебных лабораториях факультетов биологии и других факультетов. В процессе обучения используются зоологический и анатомический музеи, а также гербарный фонд кафедры ботаники. Для научно-исследовательской работы обучающихся используются учебно-исследовательские лаборатории кафедр анатомии и физиологии человека и животных, зоологии. Эти лаборатории оснащены современными оптическими приборами, специализированными обучающими аппаратно-программными комплексами. Например, лаборатория экспериментальной зоологии, где применяются самые современные молекулярно-биологические и иммунологические методы.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Социально-гуманитарный"
  • Модуль "Коммуникативно-цифровой"
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Предметно-методический"
  • Модуль "Биологический"

    Краткая характеристика модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Биологическое образование"

    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся в области цитологии, анатомии и физиологии человека, гистологии, эмбриологии, экологии человека. При изучении дисциплин модуля обучающиеся получат базовые представления о процессах жизнедеятельности живых организмов. Большой интерес представляют и дисциплины по выбору в данном модуле: «Почвоведение» / «Экологические функции почв и их охрана», «Иммунология» / «Эволюция иммунитета», «Гидробиология» / «Биогеография», «Мофрофизиологические аспекты онтогенеза» / «Возрастная анатомия и физиология человека», «Нейропсихология» / «Физиология высшей нервной деятельности».

    Краткая характеристика модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология"

    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся в области ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, генной и клеточной инженерии. При изучении дисциплины «Ботаника» обучающиеся усвоят базовые представления о структуре растений, фактическую информацию об основных органах и процессах растений, ознакомятся с разнообразием растений и их роли в природе и жизни человека. Содействует становлению профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетентностей бакалавров путем формирования у обучающихся системы знаний о достижениях в исследованиях морфофункционального, таксономического и экологического многообразия беспозвоночных и позвоночных животных, их биологии, экологии и значении в природе и деятельности человека. Дисциплина «Анатомия и морфология человека» раскрывает широкий круг вопросов, связанных с изучением строения человеческого тела во взаимосвязи с функцией, закономерностями организации тела человека и их проявлениями в структуре конкретных анатомо-физиологических систем, общими принципами строения органов различных типов и органоспецифическими особенностями компонентов систем человеческого организма, их топографией, методами анатомических исследований и анатомическими терминами, значением фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины.

    Большой интерес представляют и дисциплины по выбору в данном модуле: «Микробиология окружающей среды» / «Генная и клеточная инженерия», «Микробиологическая индикация окружающей среды» / «Микробиология окружающей среды», «Эмбриология» / «Экологические риски онтогенеза», «Возрастная анатомия и физиология» / «Морфофизиологические аспекты онтогенеза».

  • Модуль "Экологический"

    Содержание модуля охватывает широкий круг вопросов и является базисным для современной подготовки учителя, так как способствует развитию взглядов и убеждений мировоззренческого уровня, пониманию целостности и единства природы.

    Системный характер модуля расширяет кругозор обучающихся и помогает глубже понять смысл происходящих в природе процессов. Дисциплины объединяют сведения по аутэкологии, демэкологии, синэкологии и включают избранные разделы прикладной экологии.

    Особенности экологии растений, животных и человека, обусловленные биологическим своеобразием представителей разных царств живой природы, рассматриваются в соответствующих дисциплинах. Освоение модуля также направлено на формирование навыков практического применения полученных экологических знаний для решения профессиональных задач учителя.

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.