Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Мировоззренческий"
Краткая характеристика модуля
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена
-
Модуль "Астрономия"
Содержание дисциплин модуля направлено на формирование у обучающихся знаний основных проблем современной астрономии и астрофизики. Подробно исследуются инструментальные методы оптической, радио, инфракрасной, рентгеновской и гамма астрономии и применение этих методов для решения конкретных задач астрономии и астрофизики, например, для определения расстояний до астрономических объектов, исследования их физических характеристик, внутреннего строения, происхождения и эволюции. Большое внимание отводится вопросам строения и общих закономерностей Солнечной планетной системы: Солнца, Земле как планете Солнечной системы, физическим особенностям больших планет и их спутников, планет земной группы, астероидов и комет. Описываются основные объекты, входящие в состав Галактики, исследуется вопрос о её морфологических и динамически характеристиках. Большое внимание уделяется звёздным системам, образующим наблюдаемую Вселенную. Уделяется внимание конечным стадиям эволюции звёзд: чёрным дырам, белым карликам, нейтронным звездам.
Содержание дисциплин модуля направлено на формирование у обучающихся знаний о планете Земля, как о крайне неравновесной, динамичной, эволюционирующей экосистеме, подверженной влиянию огромного количества как внутренних, так и внешних факторов.
-
Модуль "Теоретическая физика"
Направление "Физика"
Модуль «Теоретическая физика» включает в себя следующие разделы теоретической физики:
- теоретическая механика
- механика сплошных сред
- электродинамика
- квантовая теория
- физика конденсированного состояния
- физическая кинетика
- термодинамика
- статистическая физика.
Перечисленные дисциплины являются неотъемлемой частью фундаментальной подготовки студентов-физиков. Модуль направлен на формирование знаний об основных законах, понятиях, моделях теоретической физики, а также на формирование умений применения этих законов. В рамках изучения указанного модуля, обучающиеся применяют сформированные умения в конкретных актуальных прикладных задачах, в том числе моделировании различных процессов и явлений. В конечном итоге, изучение данного модуля формирует у обучающихся физическую картину мира.
Направление "Педагогическое образование"
Модуль «Теоретическая физика» включает следующие разделы теоретической физики:
- теоретическая механика
- электродинамика
- квантовая теория
- термодинамика и статистическая физика.
Перечисленные дисциплины являются базовыми, составляют неотъемлемую часть профессионального образования преподавателей физики. Модуль направлен на формирование у студентов знаний основных понятий и законов современной физики, умений содержательного применения этих законов при анализе физических явлений. Именно это является основой методической подготовки преподавателей физики, определяет их готовность к практическому использованию и творческому развитию современных дидактических средств (в частности, компьютерного моделирования и анализа физических явлений, реализации межпредметных связей).
-
Модуль "Физическая электроника"
Физическая электроника – область науки и техники, занимающаяся исследованием физических явлений, составляющих основу для разработок и создания новых электронных приборов и устройств. Целью изучения модуля «Физической электроники» является получение обучающимися общих знаний о фундаментальных законах, физических процессах и явлениях возникающих в электромагнитных полях, влиянии этих полей на движущиеся заряженные частицы. Усвоение методов создания электронных приборов и устройств, в которых взаимодействие электронов с электромагнитным полем используется для преобразования энергии для передачи, обработки и хранения информации. Знакомство с основными понятиями, законами и моделями физической электроники, экспериментальными и теоретическими методами исследований, применяемые в физической электронике. Обучающийся должен иметь представление: о современном состоянии, теоретических работах и результатах экспериментов в данной области исследований, о перспективных направлениях исследований в области физической электроники. В результате изучения данного модуля обучающиеся должны понимать взаимосвязь различных разделов электроники, на которых базируется современная техника и технологии: процессов формирование и фокусировки электронных потоков, движения электронных потоков в электрических и магнитных полях, взаимодействия электронов со статическими и высокочастотными полями; физических принципов различных видов эмиссии заряженных частиц, используемой при создании различных типов электронных приборов; особенностей усиления и генерации высокочастотных колебаний, в том числе для освоения новых частотных диапазонов электромагнитного излучения (миллиметрового и субмиллиметрового диапазонов), приборов, использующих релятивистские электронные потоки; основных путей миниатюризации и микроминиатюризации электронных приборов, использование полупроводниковой техники; перспектив использования новых достижений в материаловедении для создания генераторов, усилителей и иных приборов электронной техники.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Модуль "Дополнительные главы теоретической и математической физики"
В содержании модуля «Дополнительные главы теоретической и математической физики» рассматриваются сложные вопросы теоретической физики, которые не обсуждаются в базовых курсах по теоретической физике.
-
Модуль "Дополнительные главы физики конденсированного состояния"
В содержание модуля «Дополнительные главы физики конденсированного состояния» вошли вопросы, не рассматриваемые в курсах общей и экспериментальной физики и введения в физику конденсированного состояния. В результате освоения модуля студенты получат представление о достижениях современной физики конденсированного состояния, связанных с физикой квазикристаллов, неупорядоченных и частично упорядоченных сред, физикой нелинейных явлений, физикой гетеропереходов, физикой поверхности, низкоразмерных и наноразмерных систем, физикой различного класса систем квазичастиц в конденсированном состоянии. О проблемах современной физики конденсированного состояния, связанных с ограничениями применимости стандартной зонной теории к описанию новых состояний и новых свойств конденсированных сред, необходимостью дальнейшего развития теории конденсированного состояния. Об основных задачах исследований в физике конденсированного состояния и подходах к их экспериментальному решению. Познакомятся с основными методами структурных, электрофизических и оптических исследований в физике конденсированного состояния. Выполнят лабораторный практикум по физике конденсированного состояния, содержащий комплекс экспериментальных заданий, охватывающий основные физические свойства конденсированного состояния вещества. Выполнение лабораторного практикума позволит студентам совершенствовать знания по обработке и интерпретации экспериментальных результатов.
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Современное естествознание"Модуль современное естествознание отражает специфику естественнонаучных знаний, разбирает методы получения естественнонаучных знаний, историю формирования научных знаний. Модуль раскрывает структуру современного естествознания выделяя в качестве базового элемента физику. В модуле обсуждается проблема возникновения и эволюции Вселенной в целом, проблемы химической эволюции и биологической эволюции, обсуждаются вопросы экологической безопасности на Земле и проблемы их преодоления.
-
Модуль "Математика"
Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся о системе основных понятий, используемых для описания важнейших математических моделей и математических методов, на раскрытие взаимосвязи этих понятий, на возможность использования обучающимися математических методов и моделей для описания и исследования физических процессов. Кроме того, обучающиеся должны получить представление о теории разработки и практике применения вероятностных моделей физических процессов и явлений, а также по теории и практике статистического оценивания адекватности применяемых моделей.
Математические дисциплины («Математический анализ», «Аналитическая геометрия и линейная алгебра», «Теория вероятности и математическая статистика»), являются неотъемлемой частью фундаментальной подготовки студентов-физиков.
-
Модуль "Общая и экспериментальная физика"
Направление "Физика"
Модуль «Общая и экспериментальная физика» включает в себя следующие дисциплины:
- Механика
- Молекулярная физика Электричество и магнетизм
- Оптика
- Атомная физика
- Физика атомного ядра и элементарных частиц
- Общий физический практикум
- Введение в физику конденсированного состояния
- Физический демонстрационный эксперимент
Изучение модуля способствует формированию у обучающихся единой, стройной, логически непротиворечивой физической картины окружающего нас мира природы, путем обобщения экспериментальных данных. И на их основе в модуле производится построение моделей наблюдаемых явлений, со строгим обоснованием приближений и рамок, в которых эти модели действуют.
В результате освоения модуля студенты научаться основам постановки и проведения физического эксперимента с последующим анализом и оценкой достоверности полученных результатов, пониманию возможностей современных научных методов познания Природы и владения ими на уровне, необходимом для решения задач естественнонаучного содержания, возникающих при выполнении профессиональных функций.
Направление "Педагогическое образование" (академический бакалавриат)
Модуль «Общая и экспериментальная физика» включает в себя следующие дисциплины:
- Механика
- Молекулярная физика
- Электричество и магнетизм
- Оптика
- Основы строения вещества
- Физический демонстрационный эксперимент
- Современные проблемы физики
Изучение модуля способствует:
во-первых, формированию у обучающихся системы знаний в области физики, необходимой для решения научно-педагогических задач;
во-вторых, формированию комплекса умений использования приобретенных знаний для решения практических задач в повседневной жизни;
в третьих, формированию системного подхода к анализу современного состояния и развития физики явлений, обусловленных вероятностными закономерностями;
в четвертых, формированию представлений о применении фундаментальных научных достижений физики на практике и возможных перспективах развития физической науки.
Направление "Педагогическое образование" (прикладной бакалавриат):
Модуль «Общая и экспериментальная физика» включает в себя следующие дисциплины:
- механика;
- молекулярная физика;
- электричество и магнетизм;
- оптика;
- основы строения вещества.
Изучение модуля способствует формированию у обучающихся системы знаний в области физики, необходимой для решения научно-педагогических задач, а также комплекса умений использования приобретенных знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
В рамках изучаемых дисциплин проводятся как лекционные занятия, так и лабораторно-практические занятия, на которых обучающиеся выполняют более 30 лабораторных работ и решают задачи по всем разделам физики. В каждом семестре студенты готовят выступления с презентациями по выбранным темам, сдают экзамены, а в 5 семестре выполняют и курсовую работу.
-
Модуль "Компьютерное моделирование в физике"
В состав модуля включены дисциплины, позволяющие овладеть современными научными методами познания, связанными с математическим моделированием явлений и процессов различной природы. При освоении дисциплин модуля обучающиеся получают представление об универсальном характере научного метода математического моделирования, а также осваивают навыки практического применения метода с использованием различных вычислительных средств. Применительно к физике метод математического моделирования связан, в первую очередь с расширением круга физических задач, решение которых требует применения численных методов. Приобретение соответствующих навыков позволит успешно использовать методы математического моделирования и вычислительной физики в профессиональной деятельности.
-
Модуль "Основы вычислительной физики"
В состав модуля включены дисциплины, позволяющие в первую очередь овладеть компетенциями связанными со способностью использовать в профессиональной деятельности базовые знания фундаментальных разделов математики, создавать математические модели типовых профессиональных задач и интерпретировать полученные результаты с учетом границ применимости моделей. Обучающие знакомятся с основами одного из разделов современной физики – вычислительной физики, а также осваивают навыки использования методов вычислительной физики на лабораторном практикуме.
-
Модуль "Методико-педагогический"
Данный модуль содержит дисциплины, обеспечивающие в первую очередь профессиональные компетенции, связанные со способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами. В процессе освоения дисциплин модуля обучающиеся знакомятся с основами психологии и педагогики, а также с основами методики обучения физике на разных уровнях образования. Модуль также включает вариативные дисциплины «Введение в педагогическую профессию» и «История физического образования», знакомящие обучающихся с историческими аспектами развития физического образования в нашей стране и за рубежом.
-
Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.