Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Биологическое образование
Факультет биологии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Магистр, подготовленный по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование», получает углублённую подготовку для осуществления методической, научно-исследовательской и педагогической деятельности в области биологического образования. Эта подготовка даёт ему существенные конкурентные преимущества на рынке труда. В средней общеобразовательном или среднем профессиональном образовательном учреждении магистр может занимать должности учителя биологии, преподавателя биологических дисциплин, а в высшем учебном заведении - должность ассистента и преподавателя факультетов и кафедр соответствующего профиля. Важным преимуществом является то, что только академическая степень магистра позволяет продолжать обучение в аспирантуре и получить учёную степень кандидата наук.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки магистра (методической, научно-исследовательской, педагогической).

Краткая характеристика

Обучение ведется на русском языке. Учебный план ОПОП по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование» предусматривает изучение дисциплин в рамках таких модулей, как «Методология исследования в образовании», «Биологическое образование в школе», «Биологическое образование в системе среднего профессионального и высшего образования», «Профессиональная коммуникация», «Современные проблемы биологии», «Формирование образовательной среды развития одаренных детей и талантливой молодежи» и другие. Кроме того, данная программа предполагает прохождение учебных и производственных практик. Для прохождения производственной практики обучающиеся направляются на кафедры факультета биологии или в базовые учреждения, которыми обычно являются средние общеобразовательные школы, ДД(Ю)Т, например, ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга, ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ № 309 Центрального района и многие другие. В качестве научных руководителей магистрантов выступают профессора и наиболее опытные доценты кафедры методики обучения биологии и экологии. В обучении магистрантов по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование» принимают участие профессора и доценты факультета биологии. Это опытные преподаватели, видные специалисты в области методики обучения биологии и ряде предметных областей биологии. В процессе обучения магистрантов используются современные информационные технологии, мультимедийная техника и новейшее учебное оборудование (например, такие современные средства обучения, как мультимедийный проектор, интерактивная доска, демонстрационный микроскоп с цифровой видеокамерой, интерактивный анатомический стол «Пирогов»). Кроме того, при обучении магистрантов широко применяется оборудование учебно-исследовательских лабораторий, созданных на кафедрах факультета биологии. В частности, в учебно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии и физиологии человека и животных проводятся экспериментальные исследования в области физиологии висцеральных систем и нейрофизиологии, а лаборатория экспериментальной зоологии, оборудована для проведения генетических и молекулярно-биологических исследований.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Биологическое образование в школе"

    Модуль «Биологическое образование в школе» включает дисциплины, осваивая которые обучающийся получает знания о методических основах обучения биологии в современном общеобразовательном учреждении, актуальных проблемах биологического образования и лучших отечественных и зарубежных практиках обучения биологии школьников. Материал дисциплин служит основой для понимания сути модернизации общего образования и в его рамках биологического образования и развития методики обучения биологии школьников.

  • Модуль "Биологическое образование в системе среднего профессионального и высшего образования"
  • Модуль "Современные проблемы биологии"

    Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся познакомиться с современными достижениями фундаментальных биологических наук и биомедицинских технологий. В ходе освоения дисциплин рассматриваются проблемы современной ботаники и зоологии, обсуждаются результаты новейших биологических и экологических исследований, затрагиваются вопросы сохранения биологического разнообразия. Существенное внимание уделяется углубленному изучению материалов о происхождении и развитии анатомо-физиологических особенностей организма человека и биологической сущности его социального поведения. Включение в модуль содержания знаний об основах психофизиологии обеспечивает понимание обучающимися механизма психических явлений путем раскрытия сути лежащих в их основе нейрофизиологических процессов, роли биологических факторов в осуществлении психической деятельности человека. Рассматриваются методы исследования мозга, перспективы терапии заболеваний нервной системы. Практическая деятельность на лабораторных занятиях способствует формированию у обучающихся исследовательских и методологических умений, которые в дальнейшем будут востребованы в профессиональной деятельности. Освоение дисциплин модуля позволит обучающимся в будущем осознанно подходить к отбору содержания биологического образования, конструировать его с учетом уровня развития науки.

  • Модуль "Основы методики обучения биологии"
  • Модуль "Основы современной биологии"
  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Стратегии противодействия международному терроризму