Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Образование лиц с проблемами интеллектуального развития
Институт дефектологического образования и реабилитации
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем (базовом - бакалавриат) образовании или высшем профессиональном образовании (диплом) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Направления профессиональной деятельности Выпускник магистратуры готов к решению задач в сфере профессиональной деятельности: образование и наука. Выпускник магистратуры готов к профессональной деяельности в области реалиации адаптированых основных образовательных программ начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и решения профессинальных задач научно-исследовательского, педагогического и методического типов. Он может работать в должности учителя-дефектолога в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные программы для обучающихся с задержкой психического развития, в том числе в условиях инклюзивного образования. Обучающиеся магистратуры проходят педагогическу практику в ГБСКОУ №522 Адмиралтейского района. Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Цель ОПОП

Подготовка выпускника, способного успешно работать в сфере образования и социальной поддержки лиц с проблемами интеллектуального развития, социально мобильного, целеустремленного, организованного, трудолюбивого, ответственного, с гражданской позицией, толерантного, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: ГБСКОУ №522 Адмиралтейского района. 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: Студентам обеспечивается реальная возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных маршрутов. В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы ведущих педагогов города. Сложившиеся прочные связи кафедры олигофренопедагогики с образовательными учреждениями города, осуществляющими обучение и воспитание детей с проблемами интеллектуального развития позволяют обеспечить проведение экспериментальной работы и всех видов производственной практики с возможностью дальнейшего трудоустройства. Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры позволяет удовлетворить широкий спектр научных интересов студентов. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к электронно-библиотечным системам из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, к библиотечному фонду, включающему отечественные и зарубежные журналы: «Вопросы образования, Вопросы психологии, Воспитание школьников, Здоровье школьника, Педагогическое образование и наука, Преподаватель ХХI, Профильная школа, Психологическая наука и образование, Развитие личности, Дефектология, Коррекционная педагогика, Дети с проблемами в развитии, Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, Школьный вестник, Дошкольное воспитание, Наука и школа, The Volta Review, TALK, Psychological Rewiew, Journal of Humanistic Psychology, American Journal on Mental Retardation, Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, Fruefoerderung Interdisziplinaer”, Journal of Communication Disorders, Journal of Speech and Hearning Disorders, Behavioral and Brain Sciences, Sondershule» и др. В процессе обучения студенты имеют возможность: получить сертификаты участников ежегодной научной конференции «Ребенок в современном мире» и других конференций, проходящих на базе РГПУ им. А. И. Герцена и других университетов; осваивать дополнительные образовательные программы, реализуемые в РГПУ им. А.И. Герцена; разрабатывать проекты, участвовать в конкурсах на молодежных форумах («Моя инициатива в образовании») и проектах волонтерской помощи детям («Мир принадлежит детям») и др. Выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре кафедры олигофренопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации. b. Кадровый состав: Реализация ОПОП «Образование детей с интеллектуальной недостаточностью» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин. Абсолютное большинство преподавателей имеют ученые степени и звания и систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью (в составе кафедры 6 профессоров, 10 доцентов). В их числе: Ильина Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой, Медникова Людмила Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, Антропов Александр Петрович, кандидат педагогических наук, профессор, Зарин Алиция, кандидат педагогических наук, профессор, Глазкова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Круглова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Кудрина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Нефедова Юлия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент. На кафедре олигофренопедагогики функционируют научные школы, занимающиеся исследованиями мышления и деятельности, обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, содержания образования и коррекционной работы. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций и учреждений (директора и ведущие педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений города, ведущие ученые гуманитарных университетов города). c. Материально-техническое оснащение: Образовательный процесс обеспечивается автономным аудиторным фондом, оснащенным мультимедийным оборудованием; факультет имеет значительный ресурс компьютерной техники с возможностью доступа к сети "Internet" и электронным библиотечным ресурсам Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: В разработке образовательной программы приняли участие специалисты коррекционно-образовательного учреждения Санкт-Петербурга ГБСКОУ №522.Активная научная и методическая работа кафедры олигофренопедагогики находит подтверждение в участии сотрудников кафедры в конференциях на разных научных площадках страны. Кафедра систематически организует и проводит плановые конференции по фундаментальным проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии и оперативные совещания по текущим вопросам выполняемых научных проектов и грантов. Партнерские отношения связывают кафедру олигофренопедагогики с Институтом коррекционной педагогики Российской Академии Образования, ведущими факультетами коррекционной педагогики России (Москвы, Великого Новгорода, Саратова и др.).

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методологический в специальном образовании"
  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Научно-исследовательский"
    Основное назначение модуля связано с формированием основ научно-исследовательской работы обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения современных методов социологических исследований применительно к научно-исследовательской деятельности. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков систематизации и классификации научных данных, а также организации и проведению прикладных социологических исследований для достижения должного уровня научной грамотности и подготовленности к полноценной социальной и профессиональной активности обучающихся.
  • Модуль "Проектирование и реализация адаптированных основных образовательных программ общего образования обучающихся с проблемами интеллектуального развития"
  • Модуль "Теоретические основы образования лиц с проблемами интеллектуального развития"

    Содержание дисциплины включает изучение определения и понятия: олигофренопедагогика как наука о закономерностях обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта. Этапы развития научных взглядов на проблему изучения, обучения и воспитания умственно отсталых людей. Принципы и методы отбора

    детей в специальные коррекционные учреждения. Организация работы ПМПК. Методы исследования в нейропсихологии и психопатологии. Современные классификации умственной отсталости. Сравнительная характеристика. Принципы построения специальной системы образования в России. Образовательная школа для лиц с ОВЗ как основное учреждение для детей с нарушениями интеллекта. Урок как целостная динамическая система. Классификация уроков в образовательной школе для детей с нарушениями интеллекта. Структура урока. Труд как средство развития и социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта. Система трудового обучения в школе для детей с нарушениями интеллекта. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта. Создание групп учащихся с разноуровневой подготовкой. Наглядные методы обучения. Особенности их реализации в процессе обучения учащихся с нарушениями интеллекта. Практические методы обучения. Особенности их реализации в работе с умственно отсталыми учащимися. Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Общие положения. Адаптированная основная образовательная программа (АООП). Требования к структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью. СИПР для лиц с нарушениями интеллекта. Структура. Требования с СИПР. Учебный план в структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью. Характеристика образовательных областей учебного плана для лиц с легкой степенью умственной отсталости. Характеристика образовательных областей учебного плана для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью; тяжелыми и множественными нарушениями развития. Требования к условиям реализации и результатам освоения АООП для обучающихся с умственной отсталостью. Нормативно-правовые акты, защищающие права лиц с нарушением интеллекта в России. Организация коррекционно-воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении. Причины возникновения умственной отсталости. Характеристика эндогенных и экзогенных факторов. Этапы формирования сотрудничества и способов усвоения общественного опыта в работе с детьми с нарушениями интеллекта. Задачи и содержание воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Социально-трудовая адаптация детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями на современном этапе.

  • Модуль "Методики и технологии дошкольного образования детей с проблемами интеллектуального развития"
  • Модуль "Методики начального образования детей с задержкой психического развития"
  • Модуль "Психолого-медико-педагогические проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Управление в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму
  • Методы математической статистики в дефектологии