Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании
Институт народов Севера
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Выпускники программы могут продолжать обучение в аспирантуре, включая докторские программы зарубежных вузов, работать в российских и зарубежных образовательных организациях в качестве учителей родных языков, фольклора, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, консультантов и специалистов в сфере межкультурной коммуникации, научно-исследовательских учреждениях по североведческому профилю

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки: научно-исследовательской, педагогической, культурно-просветительской

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: на базе кафедр института народорв Севера РГПУ им. А.И. Герцена 3. Конкурентные преимущества ООП: содержание дисциплин и модулей образовательных программ дает возможность магистрантам познакомиться с современными разработками в области технологий исследования языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В ходе освоения программы рассматриваются проблемы этнонациональной социализации и лингвокультуральной адаптации северных этносов, обсуждаются технологии комплексного мониторинга социокультурной ситуации в аспекте проведения североведческой экспертизы, затрагиваются вопросы технологий проведения полевых исследований устного народного творчества. Существенное внимание уделяется углубленному изучению материалов о технологиях проведения мониторинга этнорегионального культурно-образовательного пространства. Изучение модуля «Этнокультурологический» рекомендовано магистрантам, не получившим достаточной предметной подготовки по этнокультурологическим дисциплинам в бакалавриате обеспечивает понимание современных общекультурологических концепций, закономерностей и теорий, являющихся мировоззренческим фундаментом для освоения этнокультурной составляющей в аспекте изучения традиционных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имеющих существенное значение в профессиональной деятельности педагога-этнокультуролога. Освоение обучающимися основ философии, социальнокультурной антропологии, современной этнологии имеет приоритетное значение для понимания дргуих дисциплин модуля, таких как этнографический музей в культурно-образовательном пространстве северных регионов, теория и технология этнохудожественного образования, теория и технологии экспозиционно-выставочной работы в этнографическом музее, технологии моделирования традиционной одежды народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Общетеоретические знания в области культурологии, наряду со знанием этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, являются основой для понимания сути и значения новых научных направлений в области этнокультурологии, как особого раздела современной культурологии. Ознакомление с современными философскими концепциями обеспечивает понимание законов функционирования особого поля традиционной культуры северных этносов и имеет мировоззренческое значение. Модуль «Этнофилологический» ориентирован на развитие и совершенствование общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов для решения профессиональных задач, связанных с актуальными в современных условиях проблемами этнофилологии, как особого раздела филологической науки. Дисциплины модуля «Этнофилологический» направлены на системное освоение этнофилологии, его проблематики, путей и подходов к ее реализации в образовательном процессе. Решению профессиональных задач способствует освоение теории и практики переводческой деятельности, основ межкультурной коммуникации, контрастивной лингвистики, лингвогеографии и ареальной лингвистики, своеобразия литературного краеведения, актуальных для полиэтнического и поликультурного пространства Российской Федерации. В результате освоения модуля «Этнофилологический» у обучающихся должна сформироваться способность применять полученные знания в области теории и истории развития языков и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно- исследовательской деятельности

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методология исследования в образовании"

    Модуль «Методология исследования в образовании» объединяет дисциплины, которые направлены на развитие у магистрантов способности выявлять актуальные проблемы в современном образовании с целью решения профессиональных задач педагога и ориентируют на выполнение научного исследования. Содержание и технологии реализации дисциплин модуля дают возможность обучающимся научиться выбирать методологию и исследовательские техники, уметь их использовать для решения исследовательских задач, проектировать процесс исследования, демонстрировать соблюдение норм поведения исследователя относительно прав других исследователей, объектов исследования, демонстрировать способность использовать аргументы, критически анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и результаты других исследователей, аргументированно и конструктивно защищать результаты своего исследования, соблюдать этику исследователя.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Контр.работа

    Курс.работа

    1.

    Современные проблемы науки и образования

    6/216

    1

    УК-3,6 ОПК-1

    2.

    Методология и методы научного исследования

    3/108

    Д

    УК-6 ОПК-8

    3.

    Теория аргументации в исследовательской деятельности

    3/108

    +

    УК-1,6

    ОПК-4

    4.

    Учебная практика (научно-исследовательская работа)

    3

    +

    УК-4,5

    Итого

    15

  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Североведческий"

    Содержание модуля «Североведческий» направлено на формирование знаний обучающихся в области североведения и изучает конкретные пути исторического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    Изучение дисциплин модуля «Североведческий» способствует пониманию фундаментальных основ североведения и формированию у обучающихся научного мировоззрения

  • Модуль "Теория и история североведения"
  • Модуль "Современные гуманитарные технологии в североведческом образовании"
  • Модуль "Этнокультурологический"

    Содержание модуля «Этнокультурологический» направлено на формирование знаний обучающихся о традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    Содержание дисциплин модуля раскрывает теоретические и практические основы культурологии, этнокультурологического североведения в целом. Структура и логика изучения дисциплин модуля «Этнокультурологический» обеспечивает постепенное овладение обучающимися знаниями основ культурологии, этнокультурологии Севера, Сибири и Дальнего Востока, этнологии, этнографии, этнопедагогики и этнопсихологии, а также способствует выработке умений работать с этнокультурологическими источниками.

    Дисциплины модуля «Этнокультурологический» обеспечивают обучающимся понимание этнокультурного компонента, необходимого для решения профессиональных задач в условиях полилингвальной и поликультурной образовательной среды регионов Севера,Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

  • Модуль "Этнофилологический"

    Модуль «Этнофилологический» ориентирован на развитие и совершенствование общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов для решения профессиональных задач, связанных с актуальными в современных условиях проблемами этнофилологии, как особого раздела филологической науки.

    Дисциплины модуля «Этнофилологический» направлены на системное освоение этнофилологии, его проблематики, путей и подходов к ее реализации в образовательном процессе.

    Решению профессиональных задач способствует освоение теории и практики переводческой деятельности, основ межкультурной коммуникации, контрастивной лингвистики, лингвогеографии и ареальной лингвистики, своеобразия литературного краеведения, актуальных для полиэтнического и поликультурного пространства Российской Федерации.

    В результате освоения модуля «Этнофилологический» у обучающихся должна сформироваться способность применять полученные знания в области теории и истории развития языков и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно- исследовательской деятельности

  • Теория аргументации в исследовательской деятельности
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму